Об итогах заседания технического комитета РФС
«Заявление о том, что моя работа признана неудовлетворительной, не вызвало ничего, кроме удивления. С такой формулировкой я не согласен, потому что работа и результат — это разные вещи. И работа была выполнена от и до, хотя результат действительно может считаться неудовлетворительным. Но члены технического комитета могут выражать своё мнение».
О причинах неудачи сборной на Евро-2020
«С физической точки зрения мы были готовы. Но чтобы кондиции дали результат, необходимы кураж и вдохновение. Перед чемпионатом мира — 2018 у нас было два года, чтобы подготовить футболистов, выстроить «химию», что мы и сделали. Команда набрала ход, на котором мы прошли квалификацию.
Но из-за переноса Евро этот ход приостановился. Ровно десять месяцев мы не видели команду, а после товарищеского матча с Сербией чётко осознали, что ситуация не та, у всех другие ощущения. Помню своё состояние в тот момент, меня даже пришлось успокаивать, настолько я был перевозбуждён. Это был первый звонок. Сборную пришлось перестраивать на ходу. Кто-то хотел помочь, но не мог, кто-то находился не в лучшем состоянии. Именно поэтому стоит извиниться перед теми футболистами, которые добывали путёвку на чемпионат Европы, но в итоге на него не попали. Ведь мы набирали игроков не на перспективу, а тех, кто может помочь здесь и сейчас».
О негативе вокруг сборной
«Я сталкивался с негативом с 15 лет. Это нормально, с этим надо смириться. Можно смотреть одну и ту же игру и иметь разные мнения. Мы показали свою состоятельность на домашнем мундиале, и все были рады. Сейчас мы также выполнили свою работу, но нравиться всем невозможно.
Лично у меня нет никаких претензий ни к одному футболисту. Хотя одна всё-таки была. Хоть бы кто-нибудь опоздал на тренировку, чтобы возник конфликт. Иногда чрезмерная воспитанность тоже вредит. И на поле в том числе. Знаете, за что я ругал команду после матча с Бельгией? Не за счёт, а за отсутствие лежащих бельгийцев. Не может такого быть, что мы не получили ни одной жёлтой карточки. Остальное — футбольные моменты.
Я и команда — одно целое. Но в этих вопросах стараюсь отделить футболистов и даже немного прикрыть, поддерживать их. Меня и дальше можете критиковать, но они-то свою работу делают. А у меня нет желания всем нравиться. Как только тренер начинает нравиться, это первый шаг на выход».
О критике Головина и Миранчука
«Александра Головина и Алексея Миранчука больше года не было в сборной. Матчи проходят не каждый день, поэтому если игрок не попал на один сбор, тогда пауза увеличивается. Поэтому с критикой я не согласен. В прошлый раз мы видели, что Алексей начинает ценить время, которое ему дают. То есть происходят сдвиги. И я его за это хвалил. Перед матчем с Бельгией он знал, что выйдет на замену, ему так привычнее... (В игре с финнами. — RT) забил великолепный гол. Поэтому я бы хотел попросить, чтобы все потерпели, потому что каждый футболист созревает в разное время.
Что касается Головина, то ему нужно уметь ставить точки в атаках — мы его на это нацеливали. На этом турнире у него это не получилось, и к этому нельзя относиться снисходительно. Но все требования он выполнил от А до Я и неслучайно стал самым выносливым игроком».
О роли основного нападающего
«Перед Евро-2020 мы рассматривали вопрос вызова Фёдора Смолова, хотя в команде его не было несколько лет — сказались травмы, а также переход в «Сельту». За это время у нас уже сформировалось подходящее трио. Александр Соболев, Артём Дзюба и Антон Заболотный забивают больше него, они делают свою работу. Кстати, мы выбирали между Смоловым и Соболевым, Заболотный был вне конкуренции.
Да, в результате Фёдор проявил себя и заслужил вызов. Но мы не могли дать ему возможность быть первым номером атаки. Тогда возник вопрос, как он справится с ролью запасного. Мы внесли его в резервный список, и своим постом в Instagram он сам дал ответ на мой вопрос. А что бы было на Евро? Речь о конкретной ситуации. Теперь Смолов тренируется, готовится, он профессиональный футболист, с которым у меня прекрасные отношения.
Что касается Александра Кокорина, то за ним мы не следим, но знаем, где он находится. С «Сочи» у него была бы возможность попасть в сборную, сейчас — нет. Надеемся, что это поменяется».
О лидерских качествах Дзюбы
«Ни один тренер никогда не настроит команду, как это может сделать один игрок. Возможно, именно этого нам отчасти и не хватило. Раньше такими людьми были Сослан Джанаев и Владимир Габулов. У них это в характере.
С другой стороны, все сто раз показали, как капитан сборной Венгрии выступает перед своими партнёрами. Могу сказать, что Артём Дзюба делал то же самое перед матчем с Бельгией. Но мы же не «Дом-2» и такие вещи не показываем.
Поменялся ли его статус после скандального видео? Да, есть непростительные вещи. Но он по-прежнему капитан команды и свою работу выполняет, лидерские качества не растерял. Это было некрасиво, но надо отделять одно от другого. Самые воспитанные ничего не выигрывают. Дзюба уже прошёл определённый цикл, и мы не можем разбрасываться игроками такого уровня. А дальше слово за ним — захочет ли он продолжить карьеру в сборной».
О конкуренции во вратарской линии
«Маринато Гилерме провёл весь отбор, но если вы обратите внимание, то вопрос по его вызову появился раньше, чем его не стало в сборной. В тот момент мы его не трогали, но затем он и в клубе начал выглядеть неважно. Было необходимо что-то менять, поэтому в матче с Сан-Марино вышел Антон Шунин. Потому что нам нужен был вратарь, который выручал бы команду. Маринато — хороший парень, и было больно его оставлять.
Андрей Лунёв провёл неплохие игры, мы хорошо его знали. Но у него до сегодняшнего дня нет клуба. А я, будучи тренером, должен исключить вещи, которые тревожили бы команду, не могу допустить, чтобы мой подопечный после каждого матча Евро сидел на телефоне и решал свои вопросы. Такой риск нам не нужен. Тем более Юрий Дюпин также отыграл великолепный сезон, и Матвей Сафонов чувствовал себя рядом с ним комфортно.
Россия — не первая сборная, которая лишается игрока уровня Игоря Акинфеева. Поэтому непросто принять решение по поводу первого номера. Мы доверились опытным Гилерме и Шунину. Антон хорошо провёл сбор, и мы посчитали, что именно он должен начать Евро. Но во время матча с Бельгией возникли определённые моменты, которые повлияли на наши дальнейшие планы. Поэтому сразу дали возможность Сафонову. Любому молодому футболисту, тем более голкиперу, необходимо вовремя дать шанс встать в ворота и представить свою страну. Считаю, что первые шаги в национальной команде он начал с позитива, мы видим его потенциал. Я не против, чтобы Матвей стал первым номером».
О выходе сборной из кризиса
«Мы выйдем из кризиса, если в этом мне поможет Дима Губерниев. Нужно быть объективным, понимать, что команду меняет не один человек. Придя в одну команду и стоя перед футболистами, я понял, что они думают: «Вот ещё один пришёл, будет нас тренировать».
После чемпионата мира мы думали, что получили связку Илья Кутепов — Георгий Джикия, думали, что она и дальше будет нас радовать. А Кутепов так и не заиграл. Теперь у нас есть Роман Евгеньев и Игорь Дивеев. Но мы не знаем, что будет осенью, в каком они будут состоянии. Планируешь одно, получается другое. Чтобы что-то громогласно заявить, нужно подождать. Непонятно, что будет с Юрием Жирковым, Дзюбой, Фёдором Кудряшовым. Поэтому всем нам предстоит хорошо подумать. А главная задача в любом случае — попасть на мундиаль в Катаре.
Построение команды должно проходить естественным путём, но из-за пандемии ритм нарушился. И теперь нам необходимо найти правильное решение в этом цейтноте, чтобы быть конкурентоспособными».
О возможной отставке
«Мы занимаемся непростым государственным делом. Меня никто не приглашал на эту должность, поэтому моё назначение не обсуждается, как приказ к исполнению. Каждый из нас — солдат своей страны, и мне дали задание, которое я выполняю на протяжении почти пяти лет. Да, я могу быть импульсивным и эмоциональным, но самостоятельно принимать решение об уходе не могу. Ведь необходимо решить, кто продолжит моё дело. Мы же не в песочнице играем. Я не привык оставлять своё войско на поле боя. На войне надо воевать.
Детальнее этот вопрос будем обсуждать с президентом РФС Александром Дюковым. Пока не могу сказать, когда произойдёт эта встреча. Чтобы к чему-то прийти, всем необходимо успокоиться и выдохнуть. Именно это имел в виду Владимир Путин, когда говорил про кадровые изменения в сборной. Он сказал, что надо всё обсудить, понять, что было сделано позитивного, а что надо изменить. То есть необходимо выслушать, обсудить и спокойно принять решение. Но на данный момент моя главная мысль — как 1 сентября обыграть сборную Хорватии».
О возвращении в «Спартак»
«Существует ли вероятность, что я вернусь в «Спартак»? Зарема Салихова говорила, что Черчесов придёт в команду только через её труп, а не хочу, чтобы человек из-за меня наложил на себя руки. Вообще-то я не слежу за её высказываниями, но приходится обращать внимание, когда такое говорят. Кстати, спасибо Ксении Собчак за то, что показала, почему меня там не любят. Оказывается, я любимого вратаря Стипе Плетикосу заменил Джанаевым. Но любимого вратаря я сам притащил в команду. Он играл все матчи до моего увольнения. Меня надо за это любить. А любят того, кто его поменял».