«Игра для внутренней аудитории»: чего ожидать от «Нафтогаза» в переговорах с «Газпромом»
Чего ожидать от «Нафтогаза» в переговорах с «Газпромом»
- РИА Новости
Российский «Газпром» и украинский «Нафтогаз» готовы в ближайшее время сесть за стол переговоров, чтобы обсудить разногласия. Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев подтвердил, что украинская сторона готова к переговорам о расторжении контрактов.
«Газпром» на свой запрос получил от «Нафтогаза Украины» подтверждение готовности начать переговоры в рамках процедуры расторжения действующих контрактов на поставку и транзит газа. Предполагаем эти переговоры провести в ближайшие дни», — сказал Медведев.
- Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев
- © www.gazprom.ru
Украина против
Одновременно украинская сторона отметила, что разрывать контракты с российским поставщиком Киев не готов, но при этом пойдёт на переговоры.
«К концу месяца должна состояться «встреча на Эльбе» (или какой-то другой красивой реке) с нашей дорогой монополией. «Нафтогаз» проинформирует «Газпром» на встрече, что не согласен расторгнуть контракты», — сообщается на официальной странице «Нафтогаза» в Facebook.
Ранее о нежелании прекращать сотрудничество с «Газпромом» заявил коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.
- Коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко
- globallookpress.com
- © Pavlo_bagmut
«Нафтогаз» проинформирует «Газпром» на встрече, что не согласен разрывать контракты. Кроме того, мы послали «Газпрому» требование о пересмотре тарифа. На встрече, разумеется, будет обсуждаться выполнение решений арбитража», — приводит пресс-служба компании его слова.
«Абсурдная ситуация»
Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов прокомментировал эту противоречивую ситуацию.
«Ситуация несколько абсурдная, потому что Украина уже много лет говорила: контракт 2009 года является ненужным. Они говорили об этом при всех режимах. Теперь им предлагают пойти в суд, отменить. Они говорят: нет, контракт должен действовать», — заявил эксперт.
По словам Симонова, Стокгольмский арбитраж принял «крайне странное решение». Украине он простил все штрафы за прошлый период, за невыполнение пункта «бери или плати», снизил обязательство по будущему периоду в десять раз, а «Газпрому» назначил штраф за прошлый период и сохранил обязательства по прокачке 110 млрд кубометров газа ежегодно.
«Украине, видимо, понравились спорные решения суда, она пытается сохранить возможность для новых исков в отношении «Газпрома», — отметил эксперт, говоря о противоречивых заявлениях «Нафтогаза».
В январе 2009 года по итогам переговоров между Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным «Газпром» и «Нафтогаз» заключили контракты на поставку и транзит российского газа. Договоры действуют до 31 декабря 2019 года. Базовая цена газа для Украины составила $450 за 1 тыс. кубометров, при этом она может снижаться или повышаться раз в квартал по формуле, где главная составляющая — изменение цен на мазут и дизтопливо. Стокгольмский арбитраж изменил формулу вычисления цены, и именно эту поправку изначально требовал внести «Газпром» в существующий контракт.
Эти вопросы могли стать актуальными для «Газпрома» и «Нафтогаза» только по истечении предыдущих договорённостей, то есть к январю 2020 года. Однако придётся их решать сейчас. Эксперты отмечают, что контекст сделки, заключённой в 2009 году, резко изменился. Газопровод «Турецкий поток» — новая инициатива России — достраивается, серьёзно продвинулась реализация проекта «Северный поток — 2».
России сейчас необходимо определить, как, в каких объёмах и какие обязательства она хотела бы зафиксировать в новых договорённостях, считает Константин Симонов. При этом в переговорах между Москвой и Киевом должна принять участие и Европа, поскольку она заинтересована в транзитных поставках.
«Я думаю, что нужно подключать европейцев — всё равно они тоже являются частью этой истории, они всё равно там будут, на стороне Украины. Как наблюдатели или как участники могут присутствовать, но вопрос: какие это будут европейцы? Я считаю, что это должны быть не только брюссельские чиновники — это должны быть и представители бизнеса, компании, которые этот газ потребляют. То есть это не должна быть только политическая бюрократия, которая не совсем понимает суть этого бизнеса», — заключил директор Фонда национальной энергетической безопасности.
«Неадекватное поведение»
По оценке заместителя гендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова, переговоры между Россией и Украиной в газовой сфере будут продвигаться достаточно сложно. Ведь представители «Нафтогаза» не просто бизнес-переговорщики — они находятся под влиянием международной обстановки.
«На первом этапе «Газпром» будет говорить с очень глухими людьми, которые будут делать вид, что не понимают, чего от них хотят. Пойти на уступки в переговорах с «Газпромом» в «Нафтогазе» считается моветоном. Если ты находишься на достаточно высокой должности в «Нафтогазе» и пойдёшь на уступки, то все твои «доброжелатели», которых, скорее всего, если ты залез достаточно высоко, у тебя много, тут же объяснят экзальтированной патриотической общественности, что ты — предатель, он — явно агент Кремля», — пояснил эксперт.
Таким образом, на первом этапе переговоров украинская сторона, вероятнее всего, «будет вести себя достаточно неадекватно, но надо понимать, что они будут отчасти играть для внутренней аудитории». Скорость же разрешения спора в большей степени будет зависеть от того, насколько быстро в «Нафтогазе» поймут, что без уступок с их стороны дальнейших договорённостей достичь не получится.
По словам Фролова, в «Газпроме» понимают политический подтекст решения Стокгольма. При этом российская сторона будет отстаивать наиболее выгодный для себя вариант — расторжение контрактов.
«Решение, вынесенное Стокгольмским арбитражем, выглядит следующим образом. Европейские структуры в последнее время давать деньги Украине перестали, но получать проценты по старым долгам нужно. Поэтому европейские партнёры воспользовались сложившейся между «Газпромом» и «Нафтогазом» ситуацией, чтобы попробовать заставить Россию выплатить Украине крупную сумму денег», — предположил эксперт.
Расторжение контрактов
Во вторник глава совета директоров «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что процесс выхода из соглашений может занять до двух лет.
По его словам, аннулирование договорённостей позволит «Газпрому» избежать возможных штрафов за уменьшение объёмов транзита. Миллер также отметил, что руководство «Нафтогаза» уже объявило, что намерено взыскать с российской компании пени в 2018—2019 годах.
Судебное разбирательство «Нафтогаза» с «Газпромом» началось в 2014 году. Тогда компании подали иски друг против друга. В декабре 2017 года Стокгольмский арбитраж обязал «Нафтогаз» выплатить «Газпрому» около $2 млрд за поставленное топливо, а также снизил годовой контрактный объём закупок до 5 млрд кубометров, оставив условие «бери или плати» для 80% от этого объёма.
В конце февраля суд Стокгольма вынес решение по другому разбирательству, в соответствии с которым «Газпром» должен Киеву $4,6 млрд в качестве компенсации за недопоставку газа. Если сделать перерасчёт с учётом двух последних решений, то получается, что российская компания обязана выплатить украинской стороне $2,56 млрд.
Российская сторона не согласна с этим решением и подала апелляцию. Кроме того, с 1 марта Россия прекратила поставки топлива на Украину, пояснив, что существующий контракт требует дополнений в соответствии с последними решениями суда. В Киеве пригрозили, что будут требовать возмещения расходов за перекупку газа в Европе через суд. Позднее «Газпром» заявил о начале процедуры расторжения контрактов с «Нафтогазом».