Не в её власти: что ждёт Южную Корею в случае импичмента президента Пак Кын Хе
Что ждёт Южную Корею в случае импичмента президента
- © globallookpress.com / Xinhua
Решение о начале процедуры импичмента было принято 234-ю голосами из 300. На такой шаг парламентариев во многом подвигло население страны. После того, как волна народного гнева вывела на улицы более 1 млн человек, депутаты сдались. «За» высказались не только оппозиционные депутаты, но и народные избранники от правящей партии. По мнению доцента кафедры американских исследований СПбГУ, специалиста по Северной и Южной Кореям Ирины Ланцовой, это говорит о том, что правящая партия стремится максимально отстраниться от «опороченного» президента, чтобы дальше участвовать в политической жизни. Сейчас рейтинг Пак Кын Хе — менее 4%, а в некоторых провинциях — менее 1%. Медлительность депутатов объяснялась также тем, что в декабре 2017 года в Республике Корея должны были пройти плановые президентские выборы и Пак Кын Хе уходила в любом случае.
Встретимся через 9 месяцев
Прежде чем судьбу Пак Кын Хе решит Конституционный суд Южной Кореи, её дело должен рассмотреть специально назначенный прокурор. У прокурора, в распоряжении которого будет штат в 130 человек, есть три месяца, чтобы разобраться со всеми обвинениями. Затем в дело вступит суд, который рассмотрит дело в течение 180 дней. Итого на все разбирательства может уйти до 9 месяцев.
На это время Пак Кын Хе отстраняется от управления государством, но за ней остаётся титул президента, она будет жить в президентском дворце и сохранит штат секретарей. Врио главы государства до вердикта суда назначен премьер-министр Южной Кореи Хван Гёан.
Оппозиция, которая умело воспользовалась ситуацией и «продавила» импичмент, пытается заставить уйти в отставку и премьера, назначенного Пак Кын Хе.
«Оппозиция пытается всеми силами заставить этого премьер-министра уйти в отставку, чтобы сформировать правительство национального согласия, — отметил в интервью RT ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока Евгений Ким. — Но вряд ли премьер и президентская партия на это пойдут, поскольку это вызовет потрясения в стране».
Правда, торопиться с импичментом не стоит: ещё ничего не решено. По мнению Кима, очевидных доказательств вины президента пока не представлено, и дело может закончиться ничем.
«Кроме разговоров, что она давала подруге читать текст будущего выступления, больше никаких обвинений против неё нет. А в этом ничего криминального нет, — пояснил Ким. — К тому же надо ещё доказать, что в этих документах были секретные вещи, что Цой Сун Силь их распространила и что они ушли к врагам и были использованы против страны».
- Reuters
Однако ряд экспертов склоняются к тому, что импичмент будет утверждён Конституционным судом.
«Здесь большую роль играет общественное мнение. В 2004 году была похожая ситуация, тогда народное движения за президента оказало влияние на Конституционный суд, — напомнила RT Ирина Ланцова. — В этот раз в закон об импичменте внесли пункт о пароме «Севол». В 2014 году в Южной Корее потерпел крушение паром «Севол», погибли более 300 детей, была трагедия национального масштаба. Первые несколько часов Пак Кын Хе затаилась и никак не проявила себя в плане решения проблемы. И это теперь ей тоже вменили в вину. Нынешние обвинения намного серьёзней, чем в 2004 году. Тогда президента просто обвиняли в поддержке политической партии. Так что Конституционный суд, скорее всего, примет импичмент. И будут досрочные выборы в 2017 году».
Глас народа
Почему же при отсутствии неоспоримых доказательств народ так активно выступает против президента? Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока Евгений Ким объясняет это влиянием философии конфуцианства.
«Надо отметить одну особенность, свойственную странам конфуцианского ареала, — пояснил Ким. — А Южная Корея — страна глубоко конфуцианская. Там для государственного деятеля, если хотите, для отца нации, для лидера страны, чрезвычайно важное значение имеет его нравственность. У Конфуция обязательно присутствует благородный муж, государственный деятель, который является образцом нравственности. И малейшее нарушение нравственности приводит к тому, что люди возмущаются».
- © globallookpress.com / Lee Jae-Won
Месть оппозиции
Были свои причины насолить президенту и у оппозиции. По словам Кима, импичмент Пак Кын Хе — это удар по её покойному отцу, который сохранился в памяти южнокорейцев как наиболее успешный президент: при нём была заложена вся современная экономическая конъюнктура страны, началась индустриализация, были созданы механизмы успешного экономического роста, ориентация на внешнюю торговлю, благодаря чему Южная Корея добилась таких успехов. Но при этом очень много людей, которые при её отце принимали участие в демократическом движении, пострадали. Это был сложный период. В конце концов, и самого президента убили. Теперь последователи и потомки «репрессированных» при отце Пак Кын Хе хотят взять реванш.
У импичмента есть и другой мотив — лишить Пак Кын Хе всех привилегий, которые ей полагаются после ухода с президентского поста.
Дурная традиция
Возможно, свою роль в недовольстве народа и инициировании процедуры импичмента сыграла традиция. Надо сказать, что случаи отстранения от власти президентов и судебных расследований против них или членов их семьи в республике нередки.
«Это нормальная практика для Южной Кореи, — сказала RT доцент кафедры американских исследований СПбГУ, специалист по Северной и Южной Кореям Ирина Ланцова. — Я не знаю ни одного южнокорейского президента, начиная с Чон Ду Хвана, против кого не было бы каких-то судебных расследований — против него конкретно либо против членов его семьи».
Более подробно о непростых судьбах южнокорейских президентов рассказал RT Евгений Ким: «Первого и второго президентов свергли, третьего убили, четвёртого свергли, пятого приговорили после президентства к смертной казни, которую заменили пожизненным заключением, шестого приговорили к 22 годам, седьмой президент был дискредитирован — посадили его среднего сына, восьмой президент, лауреат Нобелевской премии, также был дискредитирован — одного сына привлекли, другого посадили, девятому президенту объявили импичмент, потом затравили так, что он покончил жизнь самоубийством, десятый был дискредитирован к концу полномочий, двенадцатому сейчас собираются объявить импичмент».
Судя по этой безрадостной картине, есть вероятность того, что после импичмента Пак Кын Хе, после того как она потеряет свою неприкосновенность, против неё будет возбуждено уголовное дело.
- Бывший президент Южной Кореи Ли Мён Бак
- © globallookpress.com / Pool
Кто следующий?
Оппозиция, мастерски сыграв на народном гневе, облегчила себе парламентские выборы в июле 2017 года и, возможно, досрочные президентские. В свою очередь правящая партия во многом утратила свои позиции из-за этого скандала.
«Правящая партия «Сэнури» планировала выдвинуть Пан Ги Муна в качестве кандидата в президенты, — сказала Ланцова. — Генсек ООН — значимая фигура, корейцы им очень гордятся. Но в рамках этого скандала даже фигура Пан Ги Муна может не помочь и не развеять ореол скандала вокруг правящей партии».
Однако импичмент не означает автоматической победы оппозиции на досрочных выборах. Оппозиционный стан слишком разобщён. Когда дело дойдёт до выдвижения кандидата в президенты, могут начаться разного рода игры, считает Ланцова. Будут выдвинуты несколько кандидатов, они растянут голоса между собой, и правящая партия на этом выиграет. Если же оппозиция сумеет выдвинуть единого кандидата, то оппозиционные силы могут победить.
Внешняя политика
Внутриполитическая турбулентность не должна сильно повлиять на внешнюю политику страны. С другой стороны, внимания международным отношениям Южная Корея в ближайшее время будет уделять всё меньше.
Одним из негативных итогов «дела об импичменте» может стать отмена саммита трёх стран — Южной Кореи, Японии и Китая, который должен был состояться после долгого перерыва.
Что касается отношений с основным геополитическим партнёром Южной Кореи — США, то, по мнению экспертов, внутриполитический кризис на них не повлияет. И даже если правящая партия, ориентированная на США, уступит власть оппозиции, ситуация не изменится. Штаты — традиционный партнёр Южной Кореи. У них военно-политический союз, и, по мнению Кима, ни один президент его нарушить не сможет. К тому же Южная Корея панически боится Северной Кореи и нуждается в американском ядерном «зонтике».
- Экс-президент Республики Корея Но Му Хён (справа) и лидер Северной Кореи Ким Чен Ир
- © globallookpress.com / Seung Jin Yeo
При Пак Кын Хе отношения с севером были сильно испорчены. И, как считают в Южной Корее, в немалой степени под влиянием Цой Сун Силь. Однако, по мнению Ланцовой, даже в случае прихода к власти оппозиционного кандидата двусторонние отношения если и претерпят изменения, то незначительные: отношения между Севером и Югом находятся в слишком глубоком кризисе.
Что касается России, то все аналитики в один голос заявляют, что на наших отношениях с Южной Кореей перипетии с импичментом Пак Кын Хе никак не скажутся.
- Более 1 млн человек вышли на улицы Сеула с требованием отставки президента Южной Кореи
- Протесты в Сеуле: более 1 млн человек требуют отставки президента Южной Кореи
- Под высоким давлением: чем обернётся политический кризис для президента Южной Кореи
- Судьба президента: глава Южной Кореи назвала условие своей отставки
- Ненавистный президент: парламент Южной Кореи проголосовал за импичмент Пак Кын Хе