Знали, но не предотвратили: как на теракт в аэропорту Орли отреагировали во Франции
Как на теракт в аэропорту Орли отреагировали во Франции
- Reuters
По словам прокурора Парижа Франсуа Моленса, произошедшие накануне нападения в пригороде французской столицы и аэропорту Орли можно объединить в один инцидент и квалифицировать как теракт.
«Два элемента являются обоснованием для проведения расследования антитеррористической прокуратурой. Во-первых, выбор цели: нападение на военнослужащих, обеспечивающих безопасность в рамках операции Sentinelle, соответствует рекомендациям организаций джихадистов. Во-вторых, признаки радикализации преступника в ходе его пребывания в тюрьме, а также то, что он, по словам военнослужащих, кричал, что действует во имя Аллаха и что будут жертвы», — сказал прокурор.
Напомним, накануне, 18 марта, на севере Парижа полиция остановила для проверки документов автомобиль, водитель открыл огонь из пневматического пистолета, ранив одного из полицейских. По нему был открыт ответный огонь, но мужчине удалось скрыться.
Позже злоумышленник бросил свой автомобиль в муниципалитете Витри-сюр-Сен к югу от Парижа. По словам министра внутренних дел Бруно Ле Ру, напавший на полицию был замечен в одном из баров, где устроил скандал, а затем накинулся на женщину и угнал у неё автомобиль.
Именно на этой машине он приехал в аэропорт Орли. Злоумышленник направился в южный терминал, где атаковал троих военнослужащих, обеспечивающих безопасность во Франции в рамках операции Sentinelle. По данным издания The Guardian, преступнику удалось пронести в аэропорт канистру бензина, от которой он избавился перед атакой на патруль.
В аэропорту мужчина схватил 20-летнюю военнослужащую и приставил ей к виску пистолет. Затем он заставил её коллег бросить оружие и заявил: «Я здесь во имя Аллаха <...>, в любом случае будут жертвы».
Злоумышленник попытался отобрать у девушки штурмовую винтовку, но в этот момент ей удалось вырваться, после чего её коллеги открыли стрельбу на поражение, выпустив в экстремиста восемь пуль. Злоумышленник скончался на месте. При нём был найден Коран.
Что известно о нападавшем
Полиция и разведслужба установили личность преступника. Им оказался 39-летний француз тунисского происхождения Зиед Бен Бельгасем, проживающий в Париже. Следствие провело обыск в его квартире в муниципалитете Гарж-ле-Гонесс департамента Валь-д'Уаз. Выяснилось, что у Бельгасема богатое криминальное прошлое.
На его счету девять серьёзных правонарушений и тюремные сроки. Он отсидел пять лет за ограбление с применением оружия, и с 1998 года его дважды приговаривали к заключению на три и пять лет за торговлю наркотиками. По некоторым данным, именно в тюрьме произошла его радикализация, там он стал изучать Коран.
#Orly le domicile de Ziyed B. perquisitionné à Garges-lès-Gonesse https://t.co/oPwc6HYCENpic.twitter.com/U2jxKzMw4J
— Le Parisien (@le_Parisien) March 18, 2017
Глава МВД Франции Брюно Ле Ру также сообщил, что Бельгасем находился под наблюдением разведки, так как неоднократно вступал в контакты с экстремистами. Его подвергали проверке после атаки на редакцию издания Charlie Hebdo в 2015 году, но тогда ничего подозрительного обнаружить не удалось, он не попал в список особо опасных преступников.
В связи с атакой в Орли следствие на данный момент задержало троих подозреваемых. Прокурор Парижа Франсуа Моленс уточняет, что речь идёт об отце преступника, его брате, а также двоюродном брате, который сам пришёл в полицию.
От мужества до слабости
Президент Франции Франсуа Олланд в своём Twitter поблагодарил полицейских за мужество и эффективность, за то, что они вовремя сумели нейтрализовать нападавшего.
«Я приветствую мужество и эффективность полиции и военных против актов агрессии, совершённых особо опасным преступником», — говорится в сообщении.
Je salue le courage et l’efficacité des policiers et militaires face aux agressions commises par un individu particulièrement dangereux.
— François Hollande (@fhollande) March 18, 2017
Экс-министр экономики Франции и кандидат в президенты страны Эммануэль Макрон также поблагодарил спецслужбы за качественную работу.
«Отдаю честь военным, которые участвовали в операции Sentinelle и вновь показали свой профессионализм сегодня утром в Орли», — написал Макрон в Twitter.
Je rends hommage aux militaires de l’opération Sentinelle qui ont montré une nouvelle fois leur professionnalisme ce matin à Orly.
— Emmanuel Macron (@EmmanuelMacron) March 18, 2017
В этом же ключе высказался экс-премьер страны Франсуа Фийон, который также является кандидатом на пост президента Франции. Он отметил, что «сотрудники и сотрудницы правоохранительных органов показали свои мужество и профессионализм».
Hommage aux femmes et hommes Sentinelles qui oeuvrent pour notre sécurité et ont à nouveau fait preuve de courage et efficacité. #Orly
— François Fillon (@FrancoisFillon) March 18, 2017
Но не все были так единодушны в оценке произошедшего, многие политики возмущены тем, что подобная атака вообще оказалась возможна. Так, депутат Национального собрания Франции от оппозиционной партии «Национальный фронт» Марион Марешаль-Ле Пен, с одной стороны, поприветствовала хладнокровие французских военных, которые «сумели нейтрализовать нападавшего в Орли», а с другой — раскритиковала слабость правительства, не способного до сих решить вопрос террористической угрозы.
В своём Тwitter она опубликовала фото преступника, совершившего теракт, с вопросом, как человек, который проходил по стольким делам, был судим и состоял в особом списке, мог вообще быть на свободе.
Le terroriste d'#Orly, Zyed Ben Belgacem : 9 condamnations, 44 signalements, sous contrôle judiciaire, proche de fichés S et en liberté ! pic.twitter.com/l6QyrAAHwW
— Marion Le Pen (@Marion_M_Le_Pen) March 18, 2017
Позже, выступая на митинге во французском городе Мец, она заявила, что «государство должно нести ответственность за безопасность граждан». Она не раз предупреждала об опасности радикального ислама и в этот раз опять указала на то, что власти не могут с ним справиться, так как они «парализованы, как кролик в свете фар».
С критикой в адрес службы безопасности аэропорта высказался и кандидат в президенты Франции Николя Дюпон-Эньян, который находился в Орли во время нападения. Об этом он сообщил в своём Twitter.
«В терминале «Орли-запад» не видно представителей служб безопасности. Ни одного сотрудника. Пассажирами никто не занимается, никто их не информирует», — написал он.
À #ORLY Ouest aucun personnel de sécurité, aucun agent, passagers livrés à eux-mêmes. Aucune information. pic.twitter.com/AxvVMW6Ett
— N. Dupont-Aignan (@dupontaignan) March 18, 2017
Счёт на тысячи
По мнению главного редактора газеты Le Peuple Люка Риве, у полиции просто нет в распоряжении необходимого количества людей, чтобы справиться с наплывом радикализированных мусульман. Таким образом, проблема может заключаться не в недостаточном профессионализме спецслужб, а в самих мигрантах и процессе их ассимиляции.
«Сообщается, что во Франции находятся около 10 тыс. радикализированных мусульман, несколько тысяч из них крайне опасны. В стране просто не хватает полицейских, чтобы следить за всеми этими людьми. В их число входил и мужчина, который утром 18 марта попытался отобрать оружие у военнослужащего в парижском аэропорту Орли. За злоумышленником какое-то время наблюдали, но потом прекратили: видимо, потому, что у полиции просто нет ресурсов, чтобы следить за всеми», — рассказал RT Риве.
- Эксперты об инциденте в Орли: Франция плохо защищена — у полиции не хватает ресурсов
Член партии «Национальный фронт» Патрисия Шаньон считает произошедшее свидетельством того, что меры безопасности, предпринятые Олландом после атак 2015-го, все ещё недостаточно эффективны.
«Нападения в Париже наглядно демонстрируют, как плохо защищена Франция. Они свидетельствуют о том, насколько мы уязвимы перед лицом различных проблем в сфере безопасности, с которыми французы сталкиваются ежедневно», — пояснила она.