«Ангажированность организации будет очевидной»: почему Москва сокращает финансирование ОЗХО
Почему Москва сокращает финансирование ОЗХО
- Штаб-квартира ОЗХО в Гааге
- AFP
- © Piroschka van de Wouw
Россия не намерена участвовать в финансировании работ по формированию атрибутивного механизма Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Об этом 11 февраля заявил постоянный представитель России при организации Александр Шульгин. По словам российского постпреда, Москва намерена потребовать вернуть российскую долю неизрасходованных средств из бюджета ОЗХО за 2016 год. Как подчеркнул Шульгин в интервью телеканалу «Россия 24», решение о создании механизма было принято меньшинством голосов стран —участниц конвенции ОЗХО и, соответственно, является нелегитимным.
«Это решение не соответствует положениям конвенции, именно поэтому мы не собираемся никак ассоциировать себя и финансировать мероприятия по созданию атрибутивного механизма», — подчеркнул Шульгин.
По его словам, это решение «грубо вторгается в прерогативы Совета Безопасности ООН».
«Именно поэтому мы считаем себя вправе не ассоциировать нас с выполнением мероприятий по созданию атрибуции в ОЗХО. Реализовывать эту линию мы будем, строго оставаясь в правовом поле конвенции», — подчеркнул дипломат в интервью RT.
По его словам, у Москвы в этом вопросе есть единомышленники, вместе с которыми российская сторона будет и дальше доказывать, что создание атрибутивного механизма — «совершенно вредная» идея, которая не должна быть реализована в ОЗХО.
Постпред также отметил, что ОЗХО находится в плачевном состоянии вследствие деструктивной линии США и их ближайших союзников.
«Усугубляется раскол, запредельная политизация, решения уже не принимаются консенсусом. Каждый раз они продавливаются путем голосования, причем американцы и поддерживающие их государства используют различные средства, не брезгуя при этом никакими приемами. Но мы хотели бы надеяться, что все-таки ситуация изменится к лучшему», — подчеркнул Шульгин.
- Александр Шульгин: «Из-за деструктивной политики США в ОЗХО усугубляется раскол»
«Непрозрачность будет очень высокой»
Создание атрибутивного механизма подразумевает превращение ОЗХО в карательный орган, поскольку наделяет организацию полномочиями определения виновников применения химического оружия и степени их ответственности. Как ранее рассказал в интервью газете «Известия» Александр Шульгин, инициаторы введения нового механизма заявили, что карать за нарушение Конвенции о запрещении химического оружия будет не ОЗХО, а другие инстанции. При этом как будет выглядеть атрибутивный механизм и почему в этом контексте ни разу не упоминается Совет Безопасности ООН — единственный международных орган, наделённый правом вводить санкции подобного рода, — инициаторы изменений работы организации (Великобритания, США и Франция) не поясняют.
- Александр Шульгин
- Reuters
- © Michael Kooren
Речь идёт о попытках пересмотреть сложившуюся после Второй мировой войны систему международного права и безопасности, подчёркивает российская сторона. Отметим, что ранее на ОЗХО лежали преимущественно экспертные, а не политические полномочия.
Решение о создании атрибутивного механизма было принято в июне 2018 года, за проект реформы голосовали только 82 страны из 193 участниц конвенции. 24 государства, включая Россию, Сирию, Иран и Китай, проголосовали против расширения полномочий ОЗХО.
Инициатива реформы организации исходила от Великобритании, которая ссылалась на историю с отравлением Сергея и Юлии Скрипаль. Напомним, Лондон обвиняет Москву в покушении на экс-сотрудника ГРУ Скрипаля и его дочь — якобы они были отравлены боевым ядом А-234 («Новичок»), разработанным ещё в лабораториях СССР. Впрочем, никаких доказательств причастности Москвы к инциденту британская сторона так и не представила, несмотря на многочисленные обращения российской стороны.
Также Лондон настаивает на том, что дополнительные полномочия помогут ОЗХО установить виновников химических атак в Сирии. Однако на Западе в таких случаях не дожидаются итогов расследования, а сразу же возлагают вину за применение химоружия на официальный Дамаск.
Инициативу Лондона помогали лоббировать США и Франция. Именно эти страны в начале 2018 года атаковали сирийскую территорию, выпустив по ней порядка ста ракет. Предлогом для атаки стали обвинения сирийского правительства в применении химического оружия против мирного населения в провинции Восточная Гута. Ракетный удар был нанесён раньше, чем инспекторы ОЗХО смогли прибыть на место событий, чтобы сделать выводы о том, имела ли вообще место химическая атака. При этом ранее и Дамаск, и ОЗХО подтверждали, что власти САР вывезли весь химический арсенал из страны под контролем международных экспертов.
Тем не менее это не помешало ОЗХО сделать выводы о том, что в городе Дума всё-таки использовалось химическое оружие — якобы в этом районе были найдены следы хлора. Однако, как заявил постпред России при организации, подобные утверждения неправомерны, поскольку специалисты Совместного механизма по расследованию (СМР) ООН и ОЗХО не выезжали на место событий, а при анализе использовали образцы, переданные такой сомнительной организацией, как «Белые каски».
Чтобы пролоббировать создание атрибутивного механизма в ОЗХО, Лондон, Париж и Вашингтон приложили максимум дипломатических усилий, привлекая на свою сторону представителей небольших островных государства, никогда прежде не проявлявших большого интереса к работе организации. При этом британская сторона даже не пыталась скрыть, что главной целью реформы является ослабление роли России как постоянного члена СБ ООН.
- Заседание конференции ОЗХО
- © OPCW / Flickr
По словам экспертов, ОЗХО прежде могла только находить факты, излагать и делать выводы о том, было ли применено химическое оружие или нет, с различной степенью вероятности.
«В конвенции нигде не сказано, что ОЗХО имеет право определять чью-то виновность в применении химического оружия. Учитывая, что западные страны доминируют в ОЗХО, получив такое право, она имеет очень высокие шансы на то, чтобы стать необъективной при проведении расследований фактов применения химического оружия. Будут назначаться виновными именно те, кто выгоден в этой роли Западу», — рассказал в интервью RT бывший инспектор ООН по Ираку и эксперт по химическому оружию Антон Уткин.
Как пояснил эксперт, состав атрибутивного механизма почти в три раза меньше, чем в СМР.
«Атрибутивная группа не обладает ни ресурсом, ни компетенциями, способными профессионально выявить виновных. Это означает, что такая группа будет пользоваться поддержкой сторонних анонимных организаций, которые она не будет раскрывать в своих отчётах. Непрозрачность будет очень высокой, а ангажированность — очевидной», — подчеркнул эксперт.
Деградация организации
Шагом откровенно антироссийской направленности выглядит и решение, принятое в середине января Исполнительным советом ОЗХО, согласно которому в список запрещённых боевых химикатов может быть внесён так называемый «Новичок», которым якобы были отравлены Скрипали. С этим предложением выступили США, Канада и Нидерланды, теперь у стран — участниц Конвенции по запрещению химического оружия есть около трёх месяцев, чтобы принять окончательное решение по этому вопросу. Хотя российская сторона не занимается разработкой и хранением химического оружия, вся шумиха вокруг дела Скрипалей носит чрезвычайно политизированный характер, поэтому Россия отказалась поддерживать эту инициативу.
- AFP
Как заявили в российском МИД, предложение дополнить список запрещённых БОВ (боевых отравляющих веществ) веществом А-234 имеет сугубо политическую подоплёку. Со своей стороны Москва предложила внести в этот список три семейства химических веществ, но её пожелания так и не были учтены, равно как и российская инициатива по систематизации перечня веществ, являющихся химическим оружием.
«В целом же хотели бы напомнить, что именно Российская Федерация первой откликнулась на призыв генерального директора техсекретариата ОЗХО и ещё в мае 2018 года представила свои обстоятельные соображения по расширению контрольных списков КЗХО», — говорилось в заявлении российского МИД.
Москва предложила дополнить список ОЗХО целой группой веществ, включая те, разработка и испытания которых велись в США или на территории союзников Вашингтона по НАТО. Но эти предложения были отклонены.
Напомним, Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) была создана в 1997 году, сразу после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия. Ключевой задачей ОЗХО является обеспечение нераспространения химического оружия во всём мире. В 2013 году организация была удостоена Нобелевской премии мира за план уничтожения химического арсенала в Сирии. Главным органом ОЗХО является конференция стран-участниц, которая должна собираться не реже одного раза в год.
Как отмечают эксперты, отзыв средств, на который пошла Москва, является беспрецедентным шагом, направленным на спасение ОЗХО в её изначальном виде.
«Ситуация только начинает разворачиваться, мы ещё не знаем, чем она закончится. Доводы других стран не были приняты во внимание, а западные страны получили возможность управлять работой ОЗХО. В результате организация оказалась «приватизированной» этими государствами, что вызывает сильное отторжение среди других стран. Россия просто оформила своё возмущение именно таким образом — отозвав средства», — пояснил в интервью RT генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
По мнению эксперта, ситуация складывается таким образом, что выход России и ряда других стран из ОЗХО становится вполне вероятным.
«Это мощная мера, которая приведёт к деградации этой организации. Но в том виде, в котором она сейчас, ОЗХО уже деградировала, так что ничего нового не произойдёт. Альтернативные ОЗХО механизмы можно создать через институты ООН, раз ОЗХО перестала исполнять свои функции и превратилась в карательный орган», — подчеркнул Мухин.
Похожей точки зрения придерживается и Антон Уткин. По мнению эксперта,Россия может создать альтернативную площадку на базе всех государств, которые не согласны с позицией западных стран. Этот механизм будет необходимо зарегистрировать в ООН и начать там альтернативную работу по объективной и достоверной критике тех решений, которые принимались атрибутивным механизмом.
«Решение о создании атрибутивного механизма — не что иное, как очередное действие западных стран в своей информационной пропагандистской войне. Если Западу удаётся убедить весь мир, что назначение виновных является легитимным, то это придаст им уверенности и обоснований для проведения военных акций против предполагаемого виновника», — подытожил эксперт.
- «Нестыковки и несуразицы»: постпред России при ОЗХО Шульгин о британской версии по делу Скрипалей
- «Насекомые-союзники»: создают ли США биологическое оружие под видом научных проектов
- «Результат безответственных действий Запада»: как в руки боевиков ИГ могло попасть химоружие
- «Деградация системы международных отношений»: ЕС одобрил новый механизм введения санкций за применение химоружия
- «На грани самоуправства»: в МИД РФ раскритиковали планы ОЗХО подписать меморандум о взаимопонимании по Сирии
- «Грубейшее нарушение конвенции по химоружию»: Лавров о попытке наделить техсекретариат ОЗХО обвинительными функциями
- «Массированная кампания по дезинформации»: Шульгин о влиянии Запада на голосование по расширению мандата ОЗХО
- «Грубое давление на ОЗХО»: Минобороны ответило на обвинения Госдепа в «фальсификации» химатаки в Сирии