Сделка по-американски: почему США предлагают создать «банк ядерного топлива» вместо СВПД
Почему США предлагают создать «банк ядерного топлива» вместо СВПД
- Завод по переработке урана недалеко от иранского города Исфахан
- Gettyimages.ru
Глава юридического комитета сената США Линдси Грэм во время Мюнхенской конференции выступил с инициативой по созданию «международного банка ядерного топлива».
Американский сенатор считает, что такой «банк» может стать достойной альтернативой СВПД — политическому соглашению по иранской ядерной программе, заключённому между Ираном и шестью государствами (Россия, США, КНР, Великобритания, Франция и Германия), из которого Соединённые Штаты вышли в одностороннем порядке в 2018 году. После выхода из сделки Вашингтон объявил о возвращении жёсткого санкционного режима в отношении исламской республики.
Как отметил политик, Вашингтон снял бы с Тегерана санкции в обмен на такую сделку, которая обеспечила бы «арабским странам и Ирану равные условия».
«Доступ к ядерной энергии будет у всех. Топливо будет поставляться из Франции или из какой-нибудь другой страны, и это будут гарантированные поставки. Только никому нельзя будет заниматься обогащением (урана. — RT). Самый крупный просчёт в рамках СВПД, по моему мнению, состоит в непонимании, с кем имеешь дело. Иранцы хотят обзавестись ядерной бомбой. Надеюсь, они примут предложение о поставках ядерной энергии в обмен на отказ от обогащения урана и этим докажут, что я неправ», — заявил Грэм.
- Американский сенатор Линдси Грэм
- Reuters
- © Erin Scott
Сенатор также добавил, что после заключения новой сделки «арабские страны и Иран смогут получать ядерную энергию во всём необходимом объёме», но «топливные стержни будут изготавливаться за пределами региона».
Ранее, в декабре 2019 года, на Дохийском форуме в Катаре Грэм уже выступал с инициативой поменять СВПД на «региональное соглашение». Однако тогда сенатор рассказал об общей концепции, не углубляясь в детали, лишь подчеркнув необходимость сменить «плохой договор с Ираном» на более удачную альтернативу, с которой «согласились бы в регионе».
Напомним, в середине января министры иностранных дел Франции, Германии и Великобритании объявили о запуске механизма разрешения споров в рамках иранской ядерной сделки из-за того, что Тегеран прекратил выполнение части обязательств по СВПД. Как подчеркнули главы внешнеполитических ведомств в совместном заявлении, они не согласны с аргументами Ирана о том, что у республики есть право на такие шаги.
Однако МИД России считает, что действия иранской стороны — вынужденный шаг на фоне противоречий между участниками «сделки», который не несёт угрозы распространения ядерного оружия.
Позднее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что действия европейских стран относительно запуска механизма урегулирования споров по СВПД свидетельствуют о том, что государства ЕС воспользовались ситуацией, чтобы «с облегчением свалить на Иран вину за всё, что происходило». Замглавы внешнеполитического ведомства Сергей Рябков, в свою очередь, сообщил, что такой шаг европейских стран может привести к дальнейшей эскалации ситуации и исчезновению шансов на сохранение сделки.
При этом в МИД Ирана сочли, что действия трёх стран Евросоюза по запуску такого механизма «юридически необоснованны и политически являются стратегической ошибкой».
«Речь идёт о расширении влияния»
Как отметил в беседе с RT главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев, инициатива Грэма предполагает, что США смогут извлечь из альтернативной сделки максимальное количество преференций. В частности, «речь идёт о расширении влияния» на Ближнем Востоке посредством формирования «международного банка ядерного топлива».
«Если соответствующие страны присоединятся к этому банку, они начнут получать от США средства на развитие своей атомной энергетики и необходимой инфраструктуры. А зная специфику американской политики, мы можем говорить о том, что будут созданы такие условия для использования этих кредитов, которые позволят Соединённым Штатам оказывать влияние на руководство этих государств», — заявил эксперт.
Кроме того, Васильев полагает, что такой банк будет «диктовать выбор компаний или корпораций, которые займутся сооружением атомных электростанций или поставкой необходимых деталей для АЭС».
«На мировом рынке атомной энергетики очень активен российский «Росатом». На мой взгляд, это самый главный конкурент Соединённых Штатов. И здесь очевидно, что они хотят создать такие условия, чтобы постепенно начать вытеснение России с мирового рынка атомной энергетики. Также эта инициатива содержит в себе скрытое предложение Ирану присоединиться к новой сделке и отказаться от сотрудничества с Россией», — считает аналитик.
Подобного мнения придерживается и Александр Асафов. По словам политолога, Вашингтон «прекрасно осознаёт, что Россия успешна в разработке единой системы поставок, отработке и хранении ядерного топлива, Штатам вмешаться в этот контур крайне сложно без дополнительных уловок».
«Российские и американские технологии отличаются, причём по ряду направлений США отстают. Поэтому они и ищут новые возможности и союзников, чтобы потеснить Россию и в этом направлении», — заявил эксперт в разговоре с RT.
Асафов также подчеркнул, что предложение Грэма, с одной стороны, призвано найти союзников во Франции, которая является частью «ядерного клуба», а с другой — «транслировать месседж арабским странам и Ирану, чтобы они отказались от своих ядерных программ».
«Этот проект не имеет конкретных очертаний, однако такое предложение сенатора — попытка привязать к международной безопасности вопрос приоритетной экспансии американских атомных технологий», — пояснил аналитик.
Однако, по мнению Асафова, такая «инициатива не имеет шансов на реализацию».
«Думаю, президент Франции Эммануэль Макрон отнесётся к этому предложению достаточно прохладно. Что касается Ирана, то никаких подобных покушений на свой суверенитет он не потерпит», — уверен эксперт.
- Здание конгресса США в Вашингтоне
- AFP
- © Saul Loeb
«Хотят принудить Иран сесть за стол переговоров»
Стоит отметить, что инициатива Грэма — это не первая попытка Соединённых Штатов заменить СВПД альтернативным соглашением.
С предложением заключить новую ядерную сделку с Ираном выступил в июне 2019 года госсекретарь США Майк Помпео. В интервью немецкой газете Rheinische Post одним из пунктом соглашения глава Госдепа назвал снятие санкций с Ирана.
«Мы готовы заключить с Ираном соглашение, если он будет готов гарантировать, что там не будут развиваться возможности для производства атомного оружия, которое представляет угрозу миру», — сказал госсекретарь.
Кроме того, он выразил надежду, что рестрикции заставят Тегеран сменить политический курс и перейти к переговорам.
Однако в Тегеране неоднократно заявляли, что не намерены пересматривать СВПД или заключать новое соглашение в угоду Соединённым Штатам. 15 января глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф в очередной раз подчеркнул, что исламская республика не собирается изменять СВПД, как этого требуют США.
«Иран верит в дипломатию, но не намерен пересматривать резолюцию Совбеза ООН, по которой было достигнуто соглашение с правительствами шести государств и Европейским союзом», — написал он на своей странице в Twitter.
Told #Raisina2020 that Iran believes in diplomacy: but not in re-negotiating a UNSC Resolution we agreed on with 6 Governments & EU.
— Javad Zarif (@JZarif) January 15, 2020
We did not sign an "Obama deal" to go for a "Trump deal" now. Even if we did, who's to say we won't need Biden, Sanders or Warren deal next year? pic.twitter.com/Lf1AovSINJ
В свою очередь, в начале января президент США Дональд Трамп призвал Россию, Китай и страны евротройки отказаться от ядерной сделки с Ираном и начать работу над новым соглашением, которое якобы сделает мир более безопасным. По словам американского лидера, Тегерану пора отказаться от «ядерных амбиций».
«Пришло время Великобритании, Германии, Франции, России и Китаю признать реальность. Они должны выйти из того, что осталось от СВПД», — говорил Трамп.
Как отметил Владимир Васильев, все последние предложения со стороны США о создании альтернативы СВПД говорят о том, что у Вашингтона сейчас есть «идея фикс — поставить под контроль программы по развитию атомной энергии в мирных целях».
«Ради этого подобные предложения и выдвигаются. Это одна из попыток переделать мировой энергетический рынок в его ядерном сегменте», — пояснил эксперт.
При этом Васильев подчеркнул, что США своими действиями, в том числе и предложениями об альтернативах СВПД, «хотят принудить ИРИ сесть за стол переговоров».
«По их представлению, Иран окажется более податливым и захочет вместо одной сделки заключить другую, но так, как хотели бы США. Однако этого не происходит и не произойдёт, поскольку Иран больше всего ценит возможность иметь суверенитет в развитии своей ядерной программы», — подытожил аналитик.