Сделка на миллиард: хронология покупки «Мистралей»
- Reuters
Первоначально о возможной покупке во Франции одного универсального десантного корабля-вертолётоносца типа «Мистраль» и строительстве ещё трёх в России заявил начальник Генштаба России Николай Макаров ещё в 2009 году.
25 января 2011 года было подписано межправительственное соглашение о покупке двух судов. После полугода напряжённых переговоров был заключён контракт между французской DCNS и «Рособоронэкспортом» стоимостью €1,2 млрд. Наиболее спорным моментом затяжных переговоров оставалась передача России двух систем управления натовского стандарта: боевой информационно-управляющей системы Zenith-9 и командной системы управления соединением SIC-21, сообщает РИА Новости
Субподрядчиком в сделке выступила «Объединённая судостроительная корпорация». Также документ предусматривал передачу РФ лицензий на технологии и опцион на строительство ещё двух кораблей в России.
Контракт тогда был назван историческим: его подписали в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева, заключение сделки одобрил также и французский лидер Николя Саркози. Указывалось, что строительство вертолётоносцев спасёт французские верфи от банкротства и обеспечит создание тысячи рабочих мест на четыре года. Однако в России уже тогда шли дискуссии относительно того, нужны ли эти корабли российскому флоту.
Сделка была раскритикована американскими политиками: член конгресса Илеана Рос-Летинен заявила, что Франция проигнорировала региональные интересы США и выступила против своих союзников по НАТО, продав России военные корабли. Своё несогласие выразил также и Джон Маккейн. В Государственном департаменте заявили, что наблюдали за подготовкой сделки и провели оценку её последствий.
Специально для базирования на «Мистралях» Минобороны России заказало 32 палубных вертолёта Ка-52К. Также сообщалось о заказе восьми транспортно-боевых Ка-29ТБ.
В октябре 2013 году на воду был спущен первый корабль, построенный для России, он получил имя «Владивосток». 20 ноября 2014 года в порту Сен-Назер спустили на воду второе судно, названное «Севастополь».
В ноябре 2014 года президент Франции Франсуа Олланд решил приостановить поставку России первого вертолётоносца из-за ситуации на Украине, сообщили в Елисейском дворце. В Париже заявили, что Москва не выполнила условий, при которых французская сторона могла бы передать ей «Мистраль». В Москве заявили, что контрактом предусмотрена небольшая техническая отсрочка, поэтому никаких действий юридического характера сразу же предпринято не будет.
В декабре 2014 года 400 российских моряков, которые в течение четырёх месяцев проходили обучение в Сен-Назере, отбыли в Санкт-Петербург.
В начале августа 2015 года Москва и Париж приняли решение о прекращении действия контракта. Франция после возврата российского оборудования, установленного на «Мистралях», сможет распоряжаться вертолётоносцами.
Размер компенсации составил €949 754 859. Эта цифра указана в соглашении о разрыве сделки, представленном в Национальном собрании Франции.
Сегодня стало известно, что Франция продаст построенные для России суда Египту. Москва, по-видимому, не будет возражать против этой сделки.
Возможности и технические характеристики кораблей типа «Мистраль»
Вертолётоносцы типа «Мистраль» способны выполнять сразу четыре задачи: десантировать на сушу воинские части, принимать вертолёты, быть центром командования и плавучим госпиталем.
При водоизмещении 21 тыс. тонн и максимальной длине корпуса 210 м «Мистраль» способен развивать скорость более 18 узлов. Дальность плавания этого корабля — до 20 тыс. миль. Численность команды составляет 160 человек, дополнительно вертолётоносец может принять на борт 450 человек, а для кратковременного размещения – до 900.
Авиагруппа включает 16 вертолётов, из которых шесть могут одновременно размещаться на взлётной палубе. Грузовая палуба корабля может вместить более 40 танков или 70 автомашин.
Предназначавшиеся для России суда были спроектированы для плавания в холодных морях и построены с учётом ряда специальных требований Минобороны РФ.