«Я убил их в затылок»: что нужно знать о признаниях активиста Майдана в расстреле «Беркута»
- РИА Новости
Активист дал изданию Bird in Flight развёрнутое интервью, в котором рассказал подробности трагических событий 20 февраля 2014 года на киевском Майдане. По словам Ивана Бубенчика, он стрелял по «Беркуту» сначала из окна соседнего здания, а затем, прикрываясь щитами активистов, уже на Институтской улице. В качестве основной мишени стрелок использовал «тех, кто командовал».
«Говорят, что я убил их в затылок, и это правда. Так вышло, что они стояли ко мне спиной. У меня не было возможности ждать, пока они развернутся. Так Бог повернул, так было сделано», — цитирует издание слова активиста*.
Участник событий на Майдане сообщил, что для убийства двух командиров «Беркута» ему потребовалось ровно две пули. «Расстояние небольшое, поэтому на двух командиров потребовались только два выстрела», — заявил он. Остальных, по словам активиста, «убивать было не нужно», поэтому он стрелял по ногам милиционеров.
«Стрелял, создавая видимость, будто у нас 20-40 автоматов. Просил ребят, чтобы они мне делали небольшую щёлку в щитах. Кому-то, может быть, это неприятно будет услышать… У них слёзы текли от радости. Они понимали, что без оружия мы не выстоим», — рассказал Бубенчик.
Фото: © РИА НовостиТаким образом активистам удалось продвинуться до Дома профсоюзов.
«Дошёл до Дома профсоюзов, и там патроны кончились. Но сарафанное радио уже сработало, и милиция побежала. Бросали всё. Друг через друга ползли, как крысы», — поделился воспоминаниями Иван Бубенчик.
«Беркут» открыл ответный огонь. Количество жертв продолжало увеличиваться, а ситуация, похоже, полностью вышла из-под контроля.
«Это был тяжёлый момент, поскольку я понимал, что мог остановить расстрел ребят. Разные люди на Майдане — не буду говорить, кто именно, но люди со статусами — обещали мне, что патроны будут. Я верил, бегал с места на место… Самые тяжёлые минуты в моей жизни, полная беспомощность. Говорят, на Майдане было много оружия. Но это неправда. Иначе никто бы не дал расстреливать наших ребят», — обрисовал ситуацию активист.
Фото: © РИА НовостиПервое признание
О своей роли в февральских событиях на Майдане Иван Бубенчик впервые рассказал ещё в 2014 году, однако тогда его слова не получили широкой огласки.
В то время история о загадочных снайперах, расстреливавших участников противостояния, преподносилась как дело решённое. Украинские и западные СМИ подхватывали заявления политиков и в один голос обвиняли милицию, а также занимавшего на тот момент пост президента страны Виктора Януковича, который якобы лично отдал «преступный приказ».
«Они начали настоящие боевые действия против собравшихся на улице мирных жителей», — рассказывал тогда американский телеканал CNN. То же самое заявляли и другие западные СМИ. «По крайней мере некоторые из стрелявших хорошо обучены, а их действия организованны. Полицейские были вооружены до зубов», — сообщал ведущий NBC.
Первые сомнения
Однако позднее в интернете появилась аудиозапись, на которой глава МИД Эстонии Урмас Паэт в разговоре с верховным представителем ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон подтверждает связь между снайперами на Майдане и лидерами оппозиции.
«Появляется всё более чёткое понимание, что за снайперами стоял не Янукович, а кто-то из этой новой коалиции», — сказал Паэт, подчеркнув, что данную информацию он получил от так называемого врача Майдана Ольги Богомолец.
Съёмочная группа RT также попала под снайперский огонь на Майдане.
«Траектория движения пули и угол, под которым она попала в наш номер, ясно указывают на то, что стреляли с крыши этого здания. Оно находится на углу площади. По словам главы СБУ, в тот момент здание находилось под контролем сил самообороны Майдана», — рассказывал в те дни корреспондент RT Алексей Ярошевский.
Есть и другие доказательства. К ним относится, например, документальный фильм-расследование «Бойня на Майдане», снятый с участием очевидцев событий, а также бывшего сотрудника ФБР и профессионального снайпера.
В фильме приведён исчерпывающий рассказ одного из участников акции протеста на центральной площади Киева. «Он просунул ружьё между щитами. Я ускорился и говорю ему: «Быстрее!» — «Не отвлекай». — «Быстрее, я тебя прошу!» — «Подожди». Тык! Выстрелил. Потом опять посмотрел в снайперское… в прицел и говорит: «Всё, убрал», — рассказывает свидетель происходившего на Майдане.
Фото: © РИА НовостиСобытия, описанные в этой ленте, полностью соответствуют версии Ивана Бубенчика и косвенно подтверждают его роль в расстреле беркутовцев.
Режиссёр картины Джон Бек Хофманн заявил, что в своём фильме он не только опровергает точку зрения западных СМИ: полученные им данные свидетельствуют о сокрытии информации.
«Расследования на месте событий проведено не было. Это вызывает тревогу. Уже тогда складывалось впечатление, что дело хотят замять. Почему не собирают улики? Почему пули извлекают из тел и выбрасывают или прячут? Наши эксперты проанализировали эти кадры и пришли к выводу, что официальная версия событий — ложь», — отметил режиссёр «Бойни на Майдане».
«Русский след»
Вскоре в деле вполне ожидаемо появился некий «русский след». Экс-глава СБУ Валентин Наливайченко утверждал, якобы некий российский чиновник зимой 2014 года находился в Киеве и отдавал силовикам приказы стрелять по митингующим. Однако и эти громкие заявления не были подтверждены. Киевские следователи так и не смогли представить ни одного веского доказательства причастности российских официальных лиц к убийствам на Майдане.
«Я попросил Наливайченко представить нам хоть какие-то документы, подтверждающие это. До сих пор их нет. Поэтому сейчас я не располагаю данными о том, что в расстреле «небесной сотни» есть российский след. Из тех материалов, которыми мы сейчас обладаем, невозможно сделать такой вывод. Не потому, что мы не можем или не хотим это доказать, — у нас сегодня просто нет оснований об этом говорить», — позднее признался генпрокурор Украины Виктор Шокин в интервью украинскому изданию «Вести».
Позднее он же, опять-таки не представив никаких доказательств, заявил, что расследование дела фактически завершено.
«Фактически дело закончено. Понятно, что Янукович руководил через своих соратников и убийствами на Майдане, и всем-всем. Как только война у нас на востоке прекратится — здравый разум и закон восторжествуют, и мы получим Януковича к себе на Украину», — приводит слова Шокина РИА Новости.
Кого обвиняют?
Основными подозреваемыми по данному делу в настоящее время проходят трое сотрудников «Беркута» — Дмитрий Садовник, Сергей Зинченко и Павел Аброскин. Украинская сторона обвиняет их в смерти 39 человек.
Однако итоги расследования вызывают у журналистов много вопросов. Сотрудники агентства Reuters опросили прокуроров, адвокатов, экспертов и участников протестов на Майдане, пытаясь пролить свет на события, в результате которых погибли более 100 человек и почти 1 тыс. получили ранения.
38-летний командир украинского «Беркута» Дмитрий Садовник был задержан в апреле. Его обвиняют в том, что он якобы приказал своим подчинённым стрелять в участников митинга на Майдане 20 февраля. Вместе с ним были задержаны Сергей Зинченко и Павел Аброскин.
Расследованию убийств препятствует недостаток улик, пишут журналисты агентства. Согласно материалам следствия, огнестрельное оружие и пули, задействованные в стрельбе на Майдане, попросту исчезли — как и баррикады из покрышек, повреждённые пулями деревья и другие предметы, которые могли послужить вещественными доказательствами. Поскольку материалы дела не являются публичными, трудно проследить, насколько хорошо прокуроры выполняют свою работу.
Фото: © РИА НовостиОсновным доказательством, на которое опираются украинские следователи по делу против Садовника, является фотография: на ней офицер запечатлён в маске и с оружием, которое держит двумя руками. Как отмечается в материалах, «его пальцы отчётливо видны».
Однако в действительности, как указывают авторы расследования, у Садовника только одна рука: вторую он потерял шесть лет назад из-за несчастного случая на учениях — её оторвало в результате взрыва гранаты. «На самом деле он не может стрелять, эти обвинения — политическая игра», — прокомментировал ситуацию адвокат Садовника Сергей Вилков.
Журналисты также подчёркивают, что «никто не был задержан в связи со стрельбой в милиционеров», несмотря на то что с 18 по 20 февраля, по данным МВД, почти 200 правоохранителей получили огнестрельные ранения и 13 были убиты. Однако прокуроры продолжают настаивать, что акция протеста носила мирный характер.
Фото: © РИА Новости
Близкие протестующих, застреленных на Майдане, также сомневаются в честности расследования. «У следствия недостаточно улик, чтобы доказать вину этих троих людей», — сказал Владимир Бондарчук, сын одного из погибших 20 февраля. Он создал объединение из 70 семей, требующих объективного и достоверного расследования.
Напомним, что по сотрудникам «Беркута» велась стрельба в том числе из боевого оружия: в их щитах были обнаружены пробоины от винтовочных пуль калибром 7,62 мм.
Позднее в интернете появилась сделанная в разгар массовых беспорядков в Киеве видеозапись с участием депутата Сергея Пашинского. Его спутники увезли с Майдана обнаруженную активистами снайперскую винтовку, тем самым не позволив протестующим установить, были ли из этого оружия недавно произведены выстрелы.
Согласно результатам различных экспертиз, большинство выстрелов, которые привели к 49 летальным исходам, были произведены из автоматов Калашникова, имевшихся у сотрудников «Беркута». Однако стоит отметить, что именно из этого оружия, по словам Ивана Бубенчика, он вёл огонь по милиционерам.
По данным украинского Минздрава, за период с 30 ноября 2013 года по 14 апреля 2014 года жертвами акций протеста в Киеве и регионах стали 106 человек. При этом большинство людей погибли 20 февраля в результате снайперского обстрела на Институтской улице.
* На следующий день после публикации этого материала, ряд украинских СМИ сообщил о том, что Иван Бубенчик требует опровержения от главного редактора Bird in Flight. Журналисты якобы связались с Бубенчиком, и тот в телефонном разговоре опроверг свои слова о том, что убил двоих сотрудников «Беркута» 20 февраля 2014 года на Майдане в Киеве. При этом все заявления активиста преподносятся без прямых цитат. На запрос RT о достоверности интервью, издание Bird in Flight отвечать отказалось.