Больше, чем ожидалось: российский бизнес уплатил в бюджет свыше 300 млрд рублей в виде налога на сверхприбыль
Бюджет РФ получил 318,8 млрд рублей от налога на сверхприбыль крупного бизнеса

- РИА Новости
- © Наталья Селивёрстова
Федеральный бюджет России получил 318,8 млрд рублей от налога на сверхприбыль крупных компаний. Как сообщили в среду, 31 января, в пресс-службе Министерства финансов РФ, в 2023 году бизнес уплатил 315,5 млрд, а с начала 2024-го — ещё 3,3 млрд рублей.
«Фактический объём поступлений по налогу превзошёл ожидаемый уровень в 300 млрд рублей... Эти средства предназначены для реализации государственных программ, в том числе для поддержки бизнеса и социальной сферы», — отметили в Минфине.
Идею собрать с крупных предприятий разовую выплату в формате windfall tax (налог на непредвиденную прибыль) правительство начало обсуждать с бизнесом почти год назад. Необходимость в такой поддержке со стороны крупных предпринимателей возникла на фоне увеличения бюджетного дефицита.

По итогам 2023 года траты российской казны превысили объём доходов примерно на 3,2 трлн рублей, хотя изначально власти планировали удержать показатель вблизи 2,9 трлн. Более того, весной разница между расходами и поступлениями достигала 3,4 трлн рублей. В этих обстоятельствах ряд крупных организаций сами обратились к государству с идеей поддержать бюджет.
«Они понимают, что у них колоссальные сверхдоходы за 2021 и 2022 годы. Гигантские просто. Больше, чем у бюджета. Они говорят: «Ребята, чем нам налоги повышать, давайте мы лучше скинемся и заплатим», — а дальше начались нюансы — кто сколько», — сказал первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов в интервью РБК.
В ответ на инициативу бизнеса правительство озвучило собственные идеи. По словам министра финансов Антона Силуанова, в своих предложениях кабмин «исходил из принципа справедливости».
«На протяжении последних нескольких лет мы видели достаточно высокий уровень конъюнктурных доходов у целых направлений бизнеса. Государство предложило этим компаниям часть рентной и конъюнктурной сверхприбыли перечислить в бюджет в виде налога. При этом мы предложили взять прирост доходов бизнеса за период 2021—2022 годов и соотнести эту сумму с периодом 2018—2019 годов, минуя ковидный 2020-й, потому что он был нерелевантным. Разницу между объёмами доходов мы предложили частично централизовать в бюджете на государственные нужды», — объяснял Силуанов в интервью RT.

- Министр финансов РФ Антон Силуанов
- РИА Новости
- © Павел Бедняков
В конечном итоге власти обязали крупный бизнес уплатить 10% разницы между суммой, заработанной в период 2021—2022 годов, и аналогичным показателем за 2018—2019 годы. Платёж нужно было внести до 28 января 2024-го, но для тех, кто сделал это с 1 октября по 30 ноября 2023-го, налоговую ставку понизили до 5%.
От уплаты взноса были освобождены компании, созданные после 2020 года, малый и средний бизнес, а также организации — плательщики единого сельскохозяйственного налога. Кроме того, инициатива не коснулась предприятий энергетической отрасли, поскольку для них в 2023-м были предусмотрены дополнительные налоговые изъятия по НДПИ и топливному демпферу.

Более того, мера не затронула компании, у которых не было выручки от реализации в 2018—2019 годах, а также застройщиков, возводящих объекты с привлечением средств граждан через эскроу-счета. Взнос не пришлось уплачивать и финансовым организациям, к которым применяются меры по предупреждению банкротства.
«Для уплаты взноса были отобраны только те компании, которые получили неожиданную прибыль от экспорта в периоды ослабления рубля. В перечень плательщиков попал и финтех, у которого тоже были сверхдоходы. Причём те, кто перечислил деньги осенью 2023 года, в итоге заплатили вдвое меньше, чем если бы сделали это позднее», — рассказал RT президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин.
Как ранее отмечали в Минфине, основная часть полученных денег должна пойти на поддержку семей с детьми. В ведомстве при этом подчеркнули, что налог на сверхприбыль компаний был разовой мерой и его повторное взимание не планируется. Между тем в случае экстренной необходимости правительство в будущем всё же может вновь задействовать эту меру, считает директор по коммуникациям компании BitRiver Андрей Лобода.
«Налог на сверхприбыль оправдал себя, даже с избытком. Все охваченные этой программой налогоплательщики показали добросовестность и дисциплину. Это не удивительно, ведь больше половины собранной суммы обеспечили крупные публичные компании, в основном производители металлов и минеральных удобрений. При этом сам налог не был болезненным для бизнеса, поскольку его можно было уплатить досрочно по льготной ставке», — добавил собеседник RT.