Окно в Китай: Пекин откроет инвесторам полный доступ к промышленности
- globallookpress.com
- © Zhu Xiang
Курс на открытость
Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян выступил 5 марта с докладом о работе правительства на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Как пишет «Синьхуа», китайское правительство готово «углублять реформы в фундаментальных и ключевых направлениях». Одним из принципиальных решений для экономики страны стали намерения властей предоставить иностранным инвесторам полный доступ в промышленный сектор.
«Общий производственный сектор будет полностью открыт, а доступ к таким сферам, как телекоммуникации, медицина, образование и автомобили на чистых энергоносителях, будет расширен», — цитирует доклад Ли Кэцяна «Прайм».
О конкретных мерах, направленных на повышение открытости, власти Китая пока не сообщали.
Такое решение — реакция руководства государства на растущую напряжённость в торговых отношениях с США. Иностранные компании неоднократно жаловались на несправедливое обращение, подчеркивая, что чувствуют себя менее желанными партнёрами, нежели компании Поднебесной. Приток зарубежных инвестиций в финансовый сектор Китая с 2013 по 2016 год сократился почти вполовину — на 41,6%, до $170 млрд.
Министр иностранных дел КНР Ван И уже заверил в статье газеты China Daily, что страна намерена создать более инвестиционно привлекательную среду и интегрироваться для этого с мировыми стандартами торговли.
В свою очередь Ли Кэцян 5 марта заверил общественность, что власти Китая намерены форсировать реформы в финансовом секторе. Напомним, в ноябре прошлого года КНР впервые за всю историю экономики значительно расширила доступ иностранным инвесторам на финансовый рынок.
В частности, государство решило снять ограничения на долю зарубежного капитала в банках и управляющих компаниях. Иностранные фирмы смогут иметь 51% долей в брокерских компаниях (вместо 49% ранее). Страховым компаниям в течение трёх лет будет разрешено владеть максимум 51% иностранного капитала, но в течение пяти лет это ограничение власти также намерены снять.
«Мы будем реформировать и модернизировать систему оказания финансовых услуг, окажем поддержку финансовым институтам в расширении бизнеса, сфокусируемся на решении проблем малого и микробизнеса, для которых представляет сложность получение доступа к финансированию», — цитирует Ли Кэцяна «Прайм».
Замедленный рост
Ключевые задачи, стоящие перед КНР, по мнению правительства, — контроль над растущим долгом, перестройка госсектора и открытие рынков для иностранного капитала.
Глава правительства в своём выступлении не обозначил точного таргета для общего долга Китая. В докладе говорится о том, что он «в целом будет оставаться без изменений». Однако отмечается, что уровень кредитования в 2018 году должен оставаться «разумным». Отметим, сейчас совокупный долг Китая составляет 35% от мирового ВВП. В денежном выражении этот показатель составляет более $28 трлн, что примерно в два с половиной раза превышает размеры национальной экономики.
Согласно докладу Ли Кэцяна, намеченная цель по темпам роста экономики Китая — около 6,5% по итогам 2018 года. В 2017 году рост ВВП Китая составил 6,9% при аналогичном ориентире в 6,5%.
При этом дефицит бюджета КНР несколько сократится — до 2,6% от ВВП. Ожидается, что объём дефицита составит 2,38 трлн юаней (около $380 млн. — RT), что полностью соответствует прогнозам правительства, озвученным ранее на 2017 год. Однако соотношение дефицита к ВВП снизится с заявленных на прошлый год 3%. Согласно отчёту, секвестировать расходы Китай планирует за счёт сокращения заимствований муниципалитетов. Точных ориентиров по снижению заимствований пока озвучено не было.
Замедление темпов роста в Китае негативно отразится как на мировой конъюнктуре, так и на темпах роста российского ВВП, пояснил RT эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.
«Прямой эффект для российской экономики основан на падении экспорта в Китай, доля которого сейчас составляет около 10%. В результате снизившегося спроса на энергоресурсы замедление темпов роста Поднебесной будет транслироваться и на мировые рынки. Мы считаем, что в случае падения китайского ВВП на 1% экономика России снизится на 0,15—0,2%, мировая экономика — на 0,2—0,3%», — ожидает эксперт.
Меньше стали и алюминия
Среди целевых показателей, установленных китайским правительством, эксперты также отметили новые параметры программы борьбы за чистоту воздуха. Предполагается, что концентрация частиц диаметром от 2,5 мкм в ряде важнейших регионов страны снизится.
«Это признак того, что власти КНР твёрдо намерены продолжить сокращение мощностей по производству чёрных металлов и алюминия», — говорится в аналитической записке Sberbank CIB, имеющейся в распоряжении RT.
Установленные показатели являются продолжением политики Китая по сокращению производственных мощностей, пояснил RT резидент Российского союза поставщиков металлопродукции Александр Романов.
«Окружающая среда в Китае страдала преимущественно из-за металлургии и угольных ТЭЦ. Правительство около полутора лет назад развернуло большую программу по снижению нагрузки на экологию. В частности, до 15 марта там введены ограничения на загрузки мощностей на современных предприятиях. Также власти страны на регулярной основе ведут борьбу с кустарным производством металлопродукции», — отметил Александр Романов.
Он уточнил, что Китай производил до 0,8 млрд тонн стали в год и по сей день является ведущим поставщиком металла и металлопродукции в США. Однако в результате принятых властями мер в 2017 году темпы производства упали в два раза.
Согласно докладу главы правительства Китая, в 2018 году в рамках реформы по сокращению избыточных мощностей власти сократят производство стали ещё на 30 млн тонн, а угля — на 150 млн тонн.
Борьба с волатильностью
Как уточнил Дмитрий Куликов, подобная динамика не является шоком для мирового рынка, инвесторов и стратегических партнёров Поднебесной. «Среди публичных прогнозов последние несколько лет ожидание замедления было доминирующим. Это касается как данных мейджоров — производителей энергоресурсов, так и оценок МВФ и Всемирного банка. Думаю, они оценивали риски и в ходе реализации своих инвестпроектов», — пояснил Куликов.
Тем не менее сокращение темпов производства ведёт к дефициту рабочих мест. Напомним, с 2014 года китайский промышленный индекс PMI демонстрирует волнообразное движение. Эксперты ожидают сохранения данного тренда и на протяжении 2018 года.
В свою очередь власти Китая прогнозируют, что уровень безработицы в 2018 году вырастет до 4,5% (с 3,9% в 2017 году). При этом число новых рабочих мест сократится на 18,6% — до 11 млн.
Вероятно, поэтому правительство намерено на 23,2% увеличить объём средств, направленных на борьбу с бедностью — до 106,1 млрд юаней (или $17 млрд). А госфинансирование бизнеса вырастет на 6% — до 537,6 млрд юаней (или $5 млрд).
Однако даже с учётом искусственного сдерживания темпов промпроизводства, согласно плану правительства, инфляция в 2018 году разгонится до 3%. Рост потребительских цен совпадает с ожиданиями минувшего года, однако де-факто он оказался существенно ниже прогноза — 1,6%. В 2016 году в КНР была зафиксирована дефляция в 2,4%.
Больше западных игроков
По оценке управляющего директора Cresco Finance Андрея Сырчина, либерализация как производственной, так и финансовой отраслей Китая вкупе может обеспечить ощутимый приток инвестиций в страну.
«Китай действительно реализовывал достаточно строгую политику в отношении иностранных финансов — в частности, там существует два раздельных рынка ценных бумаг: внутренний и внешний. На внешнем рынке, доступном для иностранцев, отсутствуют некоторые классы активов — к примеру, не представлены мелкие и средние компании. Кроме того, для операций с китайскими ценными бумагами требуются посредники, брокеры традиционно запрашивают повышенные комиссии. В силу этих причин глобальные инвесторы давно чувствуют себя обделёнными в китайской юрисдикции, однако так или иначе они уже присутствуют там», — пояснил Сырчин.
Он отметил, что китайскому правительству предстоит большая работа по открытию и интеграции своих систем для мирового сообщества. В частности, финансовая отрасль потребует более открытой бухгалтерии и прозрачности при подсчёте прибыли и убытков. Реальный сектор может затребовать большего контроля над производственными активами, отмечает эксперт.
«Китай — второй после США мировой флагман потребления, при этом население страны в несколько раз превышает американское. В условиях либерализации многие захотят инвестировать в КНР. В первую очередь на территорию страны зайдут крупнейшие американские и европейские инвестиционные фонды. Если у брокеров будет возможность улучшить условия для физлиц, есть шанс привлечь большие объёмы средств из Соединённых Штатов и Евросоюза», — резюмировал Андрей Сырчин.