Документальный фильм российского режиссера «В лучах солнца» о жизни в Северной Корее вызвал негодование Пхеньяна, хотя и снимался под руководством властей. Причина в том, что создатель картины показал, что происходило за кадром, сообщает Guardian. В результате видно, каким образом северокорейские власти «конструируют» образ идеальной реальности в своей стране.
Документальный фильм режиссера Виталия Манского «В лучах солнца», где показывается один день из жизни северокорейской девочки, стал причиной дипломатического скандала, сообщает Guardian. КНДР участвовала в производстве ленты и имела полный контроль над сценарием – и благодаря этому режиссер сумел провести целый год в этой стране.
Несмотря на надзор со стороны корейских правительственных чиновников, Манский нашел способ разоблачить пропагандистскую машину: он оставлял камеру включенной при подготовке к съемкам. В получившейся ленте видно, как власти пытаются сконструировать образ идеальной семьи, рассказывая корейцам, что говорить, как сидеть и когда улыбаться, описывает газета.
«Я хотел сделать фильм о настоящей Корее, но там нет настоящей жизни в нашем представлении. Есть просто создание образа, мифа о реальной жизни. Поэтому мы сделали фильм о фальшивой реальности», — рассказывает Манский о своей работе.
Сценарий и места съемок в Пхеньяне были заранее выбраны северокорейскими властями (процессом занимались на высшем уровне, по предположению режиссера). Отец главной героини – заявленный в титрах как работник фабрики по производству одежды, — на самом деле, как выяснили документалисты, журналист-газетчик. Северокорейские власти открыли отдельное бюро в той гостинице, в которой жили русские кинематографисты, и каждый день отсматривали и цензурировали отснятый материал.
«В Северной Корее нет представления о личном пространстве или о свободе принимать простые решения по поводу того, что ты делаешь, — утверждает Манский. — В Советском Союзе у людей свободы, конечно, не было, но они были свободны в своих умах. В Северной Корее такой свободы нет. Это трагедия данного общества. Они просто не представляют, что есть другой способ жить».
В одной из сцен девочка должна была рассказывать о целебных свойствах кимчи, и зрители видят, как съемочной группе приказывают вновь и вновь переснимать этот эпизод, пока чиновники не оказываются удовлетворены результатом. Другой раз женщина-техник на заводе произносит речь, поздравляя работников с высокими показателями, и можно слышать, как «представители режима» требуют снять опять, каждый раз требуя больше пафоса.
После того как режиссер представил свою версию ленты на кинофестивале в Таллине, политики в Москве публично дистанцировались от проекта, пишет Guardian. Бывший министр культуры Михаил Швыдкой осудил Манского за то, что он выставил свой замысел как «дружеское сотрудничество» с Северной Кореей, когда подавал на государственную поддержку. Организаторы кинофестиваля в Таллине признали, что на них оказывали «некоторое давление» с требованием убрать «В лучах солнца» из программы.
По мнению режиссера, пропагандистская машина КНДР сама себя разоблачает, подобно тому как это происходит в фильме Лени Рифеншталь «Триумф воли». Манский уже снимал фильм о коммунистическом режиме – одна из его лент посвящена жизни на Кубе. Движет им стремление понять, как жили его родители. «Меня всегда интересовала концепция свободы и ее отсутствия», — приводит его слова Guardian.