«Не идеален, но не лишён запоминающихся моментов»: что говорят о фильме Серебренникова «Лето» первые зрители
Что говорят о фильме Серебренникова «Лето» первые зрители
- Reuters
В среду, 9 мая в рамках Каннского фестиваля прошла премьера картины российского режиссёра Кирилла Серебренникова «Лето» — драмы о начале творческого пути Виктора Цоя и его отношениях с Майком Науменко и его женой Натальей. Роль Цоя исполнил корейский актёр Тео Ю, Науменко сыграл более известный под псевдонимом Рома Зверь музыкант Роман Билык, а Наталью — Ирина Старшенбаум.
Действие картины происходит в Ленинграде летом 1981 года, когда Цой записал свой первый альбом, а Науменко создал группу «Зоопарк».
На красной дорожке фильм представили исполнители главных ролей, а также продюсер Илья Стюарт. Они появились на премьере с плакатом, на котором было написано имя режиссёра. Многие гости надели футболки с надписью #FreeKirill («Освободите Кирилла». — RT) в поддержку Серебренникова, который в настоящее время находится под домашним арестом по делу «Седьмой студии».
Фильм, работу над которым режиссёр вёл, также находясь под домашним арестом, встретили овациями. На следующий день, 10 мая, картину показали журналистам.
Романтический рассказ
Первые зрители, критики и гости фестиваля сразу после просмотра «Лета» поделились своими впечатлениями о фильме Серебренникова в социальных сетях. В целом картина вызвала положительный отклик.
«Лето» Серебренникова — это романтический рассказ, новаторский и полный энергии мира молодёжной музыки Советского Союза 1980-х. Приятный и прекрасно поставленный. Он достоин награды», — отмечает один из пользователей Twitter.
#Leto de Serebrennikov es un retrato romántico, inventivo y lleno de energía del mundo de la música juvenil en la Unión Soviética de los 80. Preciosa y maravillosamente ejecutada. Apostaría premio
— SimónDSantiago (@Simonsds) 10 мая 2018 г.
«Серебренников представляет биографическое путешествие по миру музыкального андеграунда Ленинграда 1980-х годов. Эта кинолента не идеальна, но не лишена запоминающихся моментов для тех из нас, тех, кто живёт музыкальным наследием 1980-х — бунтарским хеви-метал», — подчёркивает мексиканский кинокритик Сильвестр Лопез Портильо.
Представитель Le Journal du Dimanche Стефан Жоби называет «Лето» Серебренникова «ностальгическим рок-фильмом о молодёжи, ищущей свободу, музыку и любовь на закате советской эпохи».
«Внешняя красота, креативная постановка, отличная музыка к фильму. Словно российский La Face B или тень «Ла-Ла Ленд», — описывает он свои впечатления от просмотра картины.
#Cannes2018 Coup de cœur matinal pour #Leto de Kirill Serebrennikov, film rock nostalgique sur une jeunesse en quête de liberté, de musique et d’amour à la fin de l’ère soviétique. Beauté formelle, mise en scène créative, BO de dingue. Comme la face B russe et sombre de Lalaland pic.twitter.com/CZq7KoUa76
— Stéphane Joby (@JobyJdd) 10 мая 2018 г.
Британский журналист Хан Брукс также признаётся, что ему очень понравилась картина российского режиссёра.
«Много моментов, вызывающих мурашки, есть в «Лете» Кирилла Серебренникова — расслабленном, томном рассказе о ленинградских панках в СССР. Дух «Ирмы Веп» (картина Оливье Ассаяса о съёмках ремейка «Вампиров» Луи Фейада. — RT) и «Летнего дворца» (кинолента китайского режиссёра Лоу Е. — RT) в его ДНК», — написал Брукс.
В то же время некоторые встретили «Лето» с меньшим восторгом.
«Серебренников делает ещё один «другой» фильм. Считаю неудавшимися как «Измену», так и «Ученика». Здесь отдана дань уважения русской сцене панк-рока 1980-х годов. Почти возвышенная атмосфера, однако это не может служить оправданием для его общей несостоятельности», — отмечает зритель из Италии.
По словам другого критика, «Лето» — хорошо сделанный фильм, который тем не менее оказался не способен должным образом отобразить события тех лет и которому «не хватило своего собственного огня».
«Лето» Серебренникова могло бы стать отличным политическим байопиком на роковой основе, но в результате он слишком похож на «Люсиль, любовь и рок-н-ролл» (название анимационного сериала. — RT) во времена перестройки», — в свою очередь сокрушается французский журналист Даниэль Андреев.
« L’été », лето, de Serebrennikov aurait pu faire un superbe biopic politique sur fond de rock, mais le résultat fait un peu trop « Lucile, amour et rock’n’roll » durant la Pérestroïka. #Cannes2018
— Daniel Andreyev (@kamuirobotics) 10 мая 2018 г.
Жили по-другому
Инициатива Серебренникова снять фильм о взаимоотношениях Цоя и Науменко вызвала немало разногласий в России. В частности, ознакомившийся со сценарием картины музыкант Борис Гребенщиков заявил, что текст является ложью «от начала до конца».
«Мы жили по-другому. В его сценарии московские хипстеры, которые, кроме как ... (заниматься любовью. — RT) за чужой счёт, больше ничего не умеют. Сценарий писал человек с другой планеты. Мне кажется, в те времена сценарист бы работал в КГБ», — цитирует Гребенщикова piter.tv.
Кроме того, недовольство многих вызвало решение Серебренникова утвердить на роль Науменко певца Рому Зверя. Как подчеркнул исполнитель в интервью «Афише», режиссёр аргументировал это тем, что «в фильме музыканта должен играть музыкант, а не актёр».
Примечательно, что ещё два российских режиссёра планируют выпустить картину о Викторе Цое: участник первого состава группы «Кино» Алексей Рыбин представит драму, повествующую об истории образования музыкального коллектива, а Алексей Учитель — роуд-муви о том, как гроб с телом музыканта Цоя три дня везли из Латвии в Санкт-Петербург.
«Неплохая, перспективная, интересная»
Сын Виктора Цоя — музыкант Александр Цой — рассказал RT, что не может судить о «Лете» Серебренникова, пока не посмотрит его. На данный момент он видел только черновой вариант картины. Предварительная версия, по словам Цоя, его устроила.
«Если бы она мне не понравилась, я бы был противником его выпуска. Но, поскольку фильм вышел, значит, версия в принципе меня устроила. Мне показалось, что она неплохая, перспективная, интересная», — подчеркнул музыкант.
Он отметил, что та версия сценария, которую ему довелось прочесть, ему не понравилась, однако он на неё не ориентировался: было ясно, что этот текст не будет сильно привязан к фильму.
По мнению Цоя, кинолента Серебренникова рассказывает не столько о его отце и Науменко, не столько о людях и событиях, сколько об эпохе, атмосфере и настроении. А вопрос соответствия исторической действительности остаётся открытым, потому что сегодня даже непосредственные участники тех событий зачастую не могут между собой договориться, как и что тогда происходило.
«Но мне кажется, что с тем, чтобы передать атмосферу, в которой они жили, насколько это было классно, романтично, интересно, творчески, вдохновляюще в те времена, он справляется неплохо, и этого достаточно», — заключил музыкант.