Священный поход на Вашингтон
о ситуации вокруг выдвижения Трампа в президенты США
Перед историческим объявлением в Мар-а-Лаго (Флорида на глазах превращается в главную базу республиканской политической машины) советники Дональда Трампа разделились на две группы. Одни советовали Трампу-политику подождать и осмотреться. Другие, обращаясь к Трампу-бизнесмену, гнали его вперёд. Давили на то, что раннее выдвижение даст преимущество у богатых доноров, которые понесут деньги тому, кто уже определился и уверен в себе. Бизнесмен политика переборол.
При этом Дональд Трамп не стал ломать то, что однажды уже сработало: «Сделаем Америку снова великой». Под таким лозунгом, который помог ему стать 45-м президентом США, он теперь хочет стать президентом 47-м. Тем более что эта форма полностью отражает содержание. Два года Джо Байдена у власти — это спад экономики, рост инфляции и криминала, поляризация общества, охваченного культурными войнами. «Дом, разделённый пополам, не сможет выстоять в буре», — говорил Авраам Линкольн, цитируя Новый Завет. Трамп согласен.
Четыре года, проведённые в Белом доме, он считает чуть ли не золотым веком Америки, вернуть который под силу только ему. Обычный кандидат, заявил Трамп собравшимся в Мар-а-Лаго сторонникам, на эту роль не годится. Да и вообще, главным действующим лицом его кампании должен стать американский народ. Вернее, та часть избирателей, которую принято относить к движению MAGA.
Самые активные и идейные трамписты, обожающие своего лидера настолько, что никакие попытки республиканского истеблишмента обвинить именно Трампа в не самых впечатляющих результатах партии на прошедших промежуточных выборах в конгресс на эту аудиторию не действуют.
И в этом главная проблема для партийного руководства республиканцев, которое, кажется, продолжает пребывать в мире, где действуют традиционные законы политтехнологии, в то время как Трамп опять превращает свою кампанию в некий священный поход на Вашингтон, а себя самого — в того, кто готов принести собственную жизнь в жертву в столкновении «с огненной бурей», что грозит не только эмоциональными потерями. Нельзя сказать, что это преувеличение.
Против Трампа одновременно ведётся несколько расследований. Тут и дело о якобы неправомочном хранении секретных документов в резиденции Мар-а-Лаго, и расследование штурма Капитолия 6 января 2021 года, и уголовное расследование попытки вмешаться в ход подведения итогов президентских выборов в штате Джорджия, и гражданский иск генпрокурора Нью-Йорка Летиции Джеймс на $250 млн по поводу махинаций вокруг торговли недвижимостью.
Либеральная прокурор или скорее те, кто стоит в тени, объявили семье Трампа настоящую вендетту. Они пытаются навсегда запретить ему самому, его сыновьям Дональду-младшему и Эрику, а также дочери Иванке управлять компаниями в штате Нью-Йорк. Она, кстати, сигнал считала верно. На мероприятии в Мар-а-Лаго её не было. Иванка Трамп уже заявила, что не будет помогать отцу с президентской кампанией и сосредоточится на семье. Как и её супруг Джаред Кушнер — также некогда влиятельная фигура в трамповском Белом доме.
Более откровенно своё недовольство выразили бывшие трамповские соратники. Единственным республиканцем, который может проиграть выборы 2024 года, назвал Трампа экс-глава его администрации Мик Малвени. Вдвойне унизительно, что в эфире либерального CNN. Такого же мнения придерживается и бывший вице-президент Майк Пенс, который считает, что у партии будет лучший выбор.
Однако Пенс тут лицо заинтересованное. Он входит в шорт-лист тех, кто вместе с Трампом поборется за партийную номинацию.
Ведь бывшему президенту ещё предстоит пройти внутриреспубликанский отбор. Впрочем, избиратель тут скорее на стороне 45-го президента США. 47% республиканцев, по данным опроса Politico / Morning Consult, именно его видят лидером списка.
Второе место в этом списке сейчас занимает губернатор Флориды Рон Десантис. У него 33% поддержки.
Новая взошедшая партийная звезда Десантис (эдакий «Трамп здорового человека») показал, что может собирать голоса меньшинств и независимых избирателей, что крайне важно для общенациональной победы, где на одних MAGA ставку делать недостаточно.
Плюс флоридскому губернатору явно благоволит партийный истеблишмент, у которого с Трампом старые счёты. Некоторые республиканские бонзы даже считают, что он угнал у них партию, подмяв всё под себя.
Среди других конкурентов за номинацию обращает на себя внимание, к примеру, бывшая постпред при ООН Никки Хейли. До того как по просьбе Трампа она заняла этот пост, Хейли была губернатором Южной Каролины. С бывшим боссом они полностью разошлись после событий 6 января. Присматривается к Белому дому и ещё один высокопоставленный дипломат трамповского призыва — Майк Помпео. Он даже похудел на несколько десятков килограммов. Помпео через свой комитет политического действия Champion American Values уже заказывает рекламу в таких важных для гонки штатах, как Невада, Нью-Гэмпшир, Канзас, Айова и Флорида. Активизировались соискатели и поменьше. Лиз Чейни, дочь бывшего вице-президента Дика Чейни, которая объявила Трампу открытую войну своим участием в работе комитета по расследованию штурма Капитолия. Называют ещё имена темнокожего сенатора от Южной Каролины Тима Скотта и губернатора Вирджинии Гленна Янгкина. Но это совсем уж из области фантастики.
Реальность же такова, что любому республиканцу или даже всей партии сразу трудно будет противостоять трамповскому напору. Он по-прежнему невероятно популярен среди электората. От него не отвернулись и ведущие консервативные лидеры мнений — от сенаторов Линдси Грэма и Теда Круза до мегапопулярных телеведущих Fox News Такера Карлсона и Шона Хэннити. Все они помнят, что именно Трамп, наполнив Верховный суд своими выдвиженцами, помог укрепить правый фланг американской политики. Без этого точно не было бы так дорогого американским консерваторам решения об отмене федерального права на аборты.
Против Трампа тут — американские политические традиции. История знает только один пример, когда президент США, потерпев поражение при попытке переизбраться на второй срок, предпринял ещё одну успешную попытку. Речь о Гровере Кливленде. И было это более 100 лет назад — в 1892 году.
Что же касается импичмента, то тут вообще нет примеров. Ни один из тех, кто был подвергнут такой процедуре, ни разу не баллотировался на этот пост.
Правда, и двум процедурам импичмента ни одного главу Белого дома до Дональда Трампа тоже не подвергали. В общем, он во всех смыслах уникальный для Америки политик и президент.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
- Бывший вице-президент США Пенс заявил, что слабость страны ободряет Россию и КНР
- NYP: Трамп потребовал вернуть изъятые ФБР в ходе обыска документы
- Трамп назвал Байдена сумасшедшим в ответ на обвинения в экстремизме
- Спикер Госдумы России Володин: политическая система США оказалась мертва
- Член ОП Данюк: Трамп обладает потенциалом для борьбы с демократами на предстоящих выборах