Взаимовыгодная стратегия добрососедства

Короткая ссылка
Дмитрий Лекух
Дмитрий Лекух
писатель

История, конечно, девушка удивительно ироничная. Знали бы советские военные лидеры, настаивавшие в своё время на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (важно было отодвинуть линии снабжения и коммуникаций на 500—1000 км от не сильно дружественной тогда советско-китайской границы), причём чуть ли не любой ценой, не считаясь даже с экономическими затратами и прочими «целесообразностями», в свете неизбежного, как им тогда казалось, предстоявшего противостояния нашей советской коммунистической Родины с не менее коммунистическим Китаем, какие слова благодарности будет говорить им как российский, так и китайский бизнес за построенный из не самых дружественных намерений БАМ! И с каким рвением как власти, так и деловое сообщество обеих великих держав примутся в первой половине ХХI века расшивать то, что к этому времени будет уже даже не БАМ, а так называемый Восточный полигон.

Также по теме
«Отношения успешно прошли проверку на прочность»: товарооборот России и Китая достиг рекордных $240 млрд
В 2023 году объём торговли между Россией и Китаем увеличился более чем на четверть и впервые превысил $240 млрд. Взаимный товарооборот...

Что тут можно сказать, кроме очевидной банальности: торговать, безусловно, выгоднее, чем воевать. И здесь ничего не надо выдумывать, достаточно ещё раз взглянуть на вполне доступную официальную информацию, которую в наше время, в отличие от тех легендарных времён, когда закладывался и строился БАМ, никто и ни от кого не собирается каким-то образом «секретить»: сейчас это просто-напросто ни к чему.

Начнём, пожалуй, с недавно пришедшей статистики по нефти — этот показатель в современном мире, наверное, важнее всего.

Как следует из только что опубликованных статистических данных китайской таможни, Российская Федерация нарастила поставки нефти в КНР только в 2023 году примерно на 24%, до рекордных 107 млн т, при этом стоимость поставок выросла на 3,5% год к году, до не менее рекордных $60,6 млрд.

Таким образом, наша страна уже довольно-таки привычно сохранила лидерство среди поставщиков нефти в Китай.

Отрыв от второго места приличный.

Наши партнёры из Саудовской Аравии поставили в КНР 86 млн т (на третьем месте — Ирак с 59 млн т), но ещё больше тут любопытны не абсолютные цифры, а характеризующая тренды динамика.

Вот, к примеру, очень любопытная иллюстрация: в декабре 2023 года Российская Федерация экспортировала в Китай 9,5 млн т нефти, что на 6,2% больше, чем в предшествовавшем ноябре. Ничего вроде особенного, просто хорошая динамика.

Но когда такая динамика продолжается не один месяц, это уже тренд.

Причём тут ещё важно понимать, что прошлый, 2023 год считается для китайской экономики не самым удачным: да, ВВП КНР по итогам IV квартала и всего 2023 года хоть в целом и увеличился на 5,2% — и это прилично больше, чем в было 2022-м (3%), когда в стране ещё вовсю действовали ковидные ограничения (и именно Китай всё равно продолжает оставаться главным драйвером роста мировой экономики), но это всё равно меньше, чем было до пандемии, и, самое главное, ниже ожиданий.

А значит, самое интересное нас всех ждёт ещё впереди.

Не менее любопытная картина складывается и по газу.

Как следует из всё тех же данных, опубликованных на днях Главным таможенным управлением КНР, экспорт трубопроводного газа из России в Китай в 2023 году в стоимостном выражении вырос на 61,7% по сравнению с позапрошлым годом, достигнув $6,4 млрд. И хотя в электронной системе таможенного управления КНР не приводятся физические объёмы прокачки, тут на помощь приходит российский «Газпром», ещё в начале января информировавший заинтересованную общественность об увеличении в 2023 году поставок газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» почти в 1,5 раза — до 22,7 млрд кубов.

Это, кстати, на 700 млн кубов выше контрактных обязательств.

И хотя эти объёмы пока вряд ли способны для российской компании заместить выпадающие экспортные объёмы, шедшие раньше на рынки Европейского союза, но уже, мягко говоря, достаточно интересны даже с точки зрения так называемых больших цифр.

Особенно если учесть, что выход газопровода «Сила Сибири» на проектную мощность 38 млрд кубометров ожидается уже довольно скоро — в следующем, 2025 году.

А общий объём экспорта трубопроводного газа «Газпромом» в КНР к тому времени ещё и за счёт реализации проекта поставок по дальневосточному маршруту, о котором у нас, к сожалению, отчего-то не особенно принято говорить (это газ с шельфовых месторождений Охотского моря, на который раньше активно претендовала и Япония), должен будет достигнуть уже куда более интересных 48 млрд кубических метров в год.

Про проектируемую «Силу Сибири — 2» и объёмы СПГ, идущие преимущественно с других российских предприятий, мы пока вообще лучше на всякий случай глубокомысленно промолчим. Нет, данные есть, их китайская таможня тоже приводит, и там тоже всё выглядит достаточно хорошо, просто и так достаточно, чтобы создать общее впечатление.

Не в этом дело.

Также по теме
«Европа совершила стратегическую ошибку»: как Китай с помощью России стал крупнейшим экспортёром автомобилей в мире
Китай впервые стал крупнейшим экспортёром автомобилей, заявили в Министерстве промышленности и информатизации республики. По данным...

Просто потому, что эти цифры хоть и любопытны, и положительны, и тешат наше самолюбие, но всё-таки второстепенны. А главное в публикуемой китайской таможенной статистике даже не это. Куда серьёзнее радует другое: больше всего сдерживало российско-китайскую торговлю не то, что «китайцы — сложные партнёры» (даю руку на отсечение — китайские бизнесмены говорят о русских то же самое), или какие-то там козни недружественных и нам, и Китаю стран.

Нет, всё это, безусловно, имеет место, но с этим справляться страны с богатой взаимной историей отношений уже как-то за столько-то сотен лет жизни по соседству, кажется, кое-как, не всегда ровно, но всё-таки научились.

А как раз сложности в логистике (как пример — всё тот же Восточный полигон) и в том, чем некоторые наши экономисты либерального склада даже гордились, а именно — в слишком серьёзном дисбалансе в торговых отношениях с положительным для России сальдо.

То есть мы продавали в Китай куда больше, чем там покупали.

А это, что бы там ни твердили теоретики монетаризма, не очень хорошо, причём для обеих сторон: в бизнесе, как и в жизни, важна не столько односторонняя выгода, сколько гармония. И кому, как не китайцам, страдающим сейчас от такого же экспортного профицита (а значит, и определённой формы зависимости) в китайско-американских торговых отношениях, этого не понимать.

И вот как раз этот не совсем правильный тренд, кажется, потихоньку удаётся переломить.

Если посмотреть данные всё того же Главного таможенного управления КНР, китайский экспорт в Россию в прошлом году вырос на 46,9% (до $110,97 млрд в абсолютных цифрах). Рост отмечался на фоне всплеска потребительской активности на российских рынках и частичной переориентации её импорта на Китай, что очень хорошо заметно просто при взгляде на обилие китайских автомобилей на российских дорогах.

Спасибо антироссийским западным санкциям, конечно, имеет полное право сказать теперь и Китай.

Импорт из России в КНР по итогам прошлого года, естественно, тоже прибавил (до $129,14 млрд, или примерно 12,7%). Но при этом сальдо торгового баланса, хоть и осталось положительным для России, сократилось примерно вдвое, до $18,17 млрд. И перспективы дальнейшего роста как экспорта, так и импорта очевидны уже сейчас. А секрет, в общем-то, прост: есть такая китайская поговорка о том, что хороший сосед лучше плохого родственника. И спорить с этим, в общем-то, как-то довольно сложно.

Тут достаточно вспомнить, для чего строился БАМ.

И для чего он очень нужен сейчас.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Ранее на эту тему:
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить