Некомфортно или даже больно смотреть на свет

Короткая ссылка
Марина Ахмедова
Марина Ахмедова
Главный редактор ИА Regnum, писатель, журналист, член СПЧ

Была в России такая правозащитница — Ольга Романова*. Говорю «была» не потому, что она умерла, а потому, что в 2022-м она из страны убежала.

Сейчас, уже будучи иноагентом, она заявила, что Пушкина с Достоевским надо отменить, ведь именно они вырастили нас плохими людьми. То есть людьми, которые напали на соседнюю страну — Украину.

Также по теме
Суд заочно арестовал фигуранта дела «Сети» Полтавца по подозрению в убийстве двух человек
Басманный суд Москвы заочно арестовал фигуранта дела террористической организации «Сеть»* Алексея Полтавца по подозрению в убийстве...

«Я слышу и от очень разумных людей внутри российской культуры, — сказала она из-за границы, — что надо пересматривать нашу культуру, и в том числе наше отношение к Пушкину и наше отношение к Достоевскому». И хотя она вторит Украине, говоря об отмене Пушкина с Достоевским, мотивы у неё свои собственные. И я, как фанатка Пушкина с Достоевским, возьмусь их объяснить, но сосредоточусь пока на Фёдоре Михайловиче.

Вообще, людей, которые ненавидят Достоевского, полно. Романова тут не одна такая. Достоевский — очень актуальный автор. Начинаешь читать любое его произведение и понимаешь, что это про сегодняшних людей. Сравните хотя бы современное дело «Сети»**, с которым несколько лет назад носились все «либеральные» СМИ, и «Бесов». Там очень много совпадений, и, читая этот роман, реально смотришь на фигурантов «Сети» просто в хирургическом разрезе. А актуальны романы Достоевского оттого, что люди вступают с ними в очень личные отношения, ведь Достоевский даже не психолог, он не эмоции исследует.

Он — выше. Он исследует душу. Он даёт читателю возможность спуститься на глубину собственной души и искать, и найти там Христа. Так выстроены романы Достоевского. Любовь или ненависть к Фёдору Михайловичу всегда очень показательны. В том смысле, что показывают, какой человек ты сам.

К Достоевскому вообще нужно подходить с верующей душой. Или хотя бы с душой, готовой поверить. У читателей его романов нет шансов не встретиться с Богом. А при встрече с Ним перед человеком распахивается целое небо и происходит переворот в сознании.

Этот переворот и есть главное воспитательное воздействие, которое может производить только великая литература и которое хотят устранить из нашей культуры иноагенты.

Также по теме
Минюст России признал иноагентом журналистку Ольгу Романову
Минюст России признал журналистку Ольгу Романову иностранным агентом. Ведомство заявило, что женщина, получавшая финансирование из-за...

Не всем ведь комфортно с близкого расстояния смотреть на свет, тем более когда ты сам в своей душе его уже загасил. И конечно, люди вроде Романовой будут отговаривать от знакомства с его творчеством. Им не только некомфортно или даже больно смотреть на этот свет — им некомфортно жить рядом с людьми, которым смотреть на свет не больно. И конечно, они будут ненавидеть тот инструмент, который раздвинул на небе мрачные бытовые тучи.

Но есть ещё одна причина, по которой иноагенты и предатели всех мастей огрызаются на Фёдора Михайловича. Он-то говорит о человеке так, что каждого можно полюбить. И про саму Романову, не сомневаюсь, он писал бы так, чтоб мы и в ней увидели человека, и её не расчеловечили, и в ней увидели Христа. У Достоевского в романах разные герои: есть глубокие, которые пускаются в тяжёлый разговор со своей душой в попытке найти там тот самый свет, а есть плоские. Я думаю, что, возьмись он за персонажа вроде Романовой, она бы попала во вторую категорию. Но всё равно она не стала бы отрицательным персонажем. Просто потому, что сугубо отрицательных и сугубо положительных у Достоевского нет. У него в людях намешано всё — и свет, и тьма.

Также по теме
Заговорщик, игрок, писатель: тест RT к 200-летию Фёдора Достоевского
11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения Фёдора Достоевского. Писатель прошёл непростой жизненный путь: от курсанта военного...

Вот, к примеру, лакей Смердяков — отрицательный ли персонаж? Нет, вы найдёте массу трудов, в которых утверждается, что не так уж Смердяков плох. Или циничный Ваня Карамазов — плохой? Нет, в нём есть и светлые моменты. И даже в Ставрогине из «Бесов». А изъян находится в Алёше Карамазове — он гневается на Бога за то, что старец Зосима загнил. И вот я сейчас всё это пишу, не сомневаясь в том, что говорю с вами на одном языке. Вы знаете и Алёшу, и Смердякова, и Ваню Карамазова как своих. Ведь романы Достоевского — это вершина не только русского, но и европейского романа. Многие их читали, они нас объединяют, и вот ещё за это Достоевского иноагенты не любят.

Ну как же! Он всей мощью, актуальной и сейчас, противостоит делу дьявола, разделяющему людей.

Разделение — это именно то, чем жили наши российские «оппозиционеры», отрезавшие себя от народа ножом снобизма. Они и сейчас себя отделяют, говоря, что Достоевский воспитал плохих людей, поддерживающих специальную военную операцию на Украине.

А они-то, хорошие, забились в щели по Европам и ждут, когда НАТО уничтожит плохую часть русских и на их место выползут хорошие, которые Достоевского не читали и в дальнейшем планируют его запретить. Ждут нашего краха, уверенные в том, что свет светит только по ту сторону тьмы и они — его носители. А Достоевский говорит, что свет мерцает со всех сторон, и внутри тьмы — обязательно тоже.

Также по теме
В Госдуме предложили перенаправлять авторские отчисления иноагентов на СВО
Депутат Госдумы Иван Сухарев предложил направлять средства от реализации продуктов деятельности иноагентов в пользу России, в том...

Когда я в детстве впервые читала «Братьев Карамазовых», на меня огромное впечатление произвела смерть мальчика Илюшечки. Он умирает, и все плачут: мальчики, которые травили его, папенька его, Алёша Карамазов. И я рыдала, читая эти страницы в детстве, и сейчас, перечитывая, буду плакать. Илюшечка — маленький мученик. Но и он не положительный герой. Он сам скормил Жучке булку с булавками. А Алёше палец прокусил. Колю Красоткина ножичком ткнул... Но только потом он раскаялся. Жучку пожалел, искал её, страшно переживал и через это умер. И когда он умер, все им обиженные и его обидевшие объединились вокруг него. Это то, чего боится дьявол, — объединения. И это то, чего хочет Бог. Это то, за что любят Достоевского люди, веру в душе имеющие. И это то, от чего корёжит иноагентов, которые просто не представляют, как им жить в России, где люди сплочены и находят путь друг к другу даже через обиды.

* Включена в реестр физлиц, выполняющих функции иностранного агента, по решению Минюста России от 13.10.2023.

** «Сеть» — организация признана террористической по решению Московского окружного военного суда от 17.01.2019.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Ранее на эту тему:
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить