Караван и собаки
Саммит БРИКС в Казани предсказуемо вызвал целый шквал статей в западных СМИ. БРИКС после расширения представляет почти половину (45%) населения планеты, а Россия на три октябрьских дня стала в буквальном смысле центром мира. Проигнорировать подобное событие было невозможно, но любопытно, под каким углом зрения рассматривают саммит ведущие медиа Запада.
Почти в каждой статье, посвящённой саммиту, мы находим либо плохо скрытое сожаление, либо просто констатацию того факта, что ни о какой изоляции России на международной арене после саммита в Казани говорить не приходится. Дальше всех идёт канал CNN, который, подчёркивая, что саммит БРИКС высветил растущее сближение стран, напрямую противостоящих Западу во главе с США (особо выделяются Россия, Китай и Иран), приходит к неутешительному выводу: именно Запад изолирован в мире со своими санкциями и альянсами, в то время как «глобальное» большинство стран поддерживают их стремление бросить вызов глобальному лидерству Америки.
«В трёхдневном саммите в Казани… принимают участие 36 стран, что подчёркивает провал усилий США по изоляции России из-за её действий на Украине», — соглашается Associated Press.
Это, согласитесь, обидно — потратить почти три года на дипломатическую изоляцию России, изображая её жестоким агрессором, напавшим на юную украинскую демократию, и обнаружить, что добрая половина мира хочет с Россией дружить, сотрудничать и вообще склонна рассматривать её как главного защитника стран Глобального Юга от гегемонии Запада. Особенно разочаровал западные СМИ генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш, тоже прилетевший в Казань: ему тут же припомнили, что на июньский «саммит мира» в швейцарском Бюргенштоке он не приехал. Впрочем, в основном медиа ограничились цитированием хамского заявления украинского МИД, решившего поучить Генсека ООН дипломатии. В открытую на Гутерреша осмелился наехать только зам главного редактора жёлтой немецкой газеты Bild Пауль Ронцхаймер, и то лишь в своём аккаунте в соцсети X (бывший Twitter). Там он назвал Гутерреша «позором свободного мира», ведь он «отказался от приглашения Украины на переговоры, но позволяет Путину приглашать себя и, конечно же, приезжает» в Казань. «Зачем нам такой Генеральный секретарь ООН? Зачем такая ООН? Почему там представлены ценности, имеющие всё меньше общего с ценностями свободного мира? Когда же наш канцлер и наш министр иностранных дел скажут, что мы больше в ЭТОМ не участвуем?» — вопрошает Ронцхаймер. Если заглянуть в биографию Ронцхаймера, то выяснится, что это открытый гей*, очень озабоченный проблемами сирийских беженцев и судьбой незалежной Украины. Украина стала ещё одним триггером для западных СМИ, поражённых тем фактом, что на саммите в Казани этой стране почти не уделялось внимания.
«43-страничная Казанская декларация призвала к прекращению огня в секторе Газа и обозначила позитивные события, связанные с новой, незападной платёжной системой, но упомянула Украину только один раз», — негодует The Washington Post. Несмотря на то что российско-украинский конфликт явно не был среди ключевых тем саммита, статья в этой газете, тесно связанной с американским разведсообществом, озаглавлена «Путин наслаждается ролью на сцене, но война на Украине нависла над саммитом БРИКС». Как именно нависла? А вот так: власти «глушили сигналы в центре Казани», чтобы не допустить атаки украинских беспилотников, — раз! На рекламных щитах по бокам дорог города изображены «портреты российских солдат, погибших на передовой на Украине» — два! И наконец, Coca-Cola и Макдоналдс покинули Россию после начала СВО, поэтому делегатам и журналистам, не имеющим возможности использовать свои карты Visa из-за блокировки международных транзакций, приходилось покупать «Добрую Колу» в ресторанах «Вкусно — и точка» за наличные рубли — три! Таким железобетонным аргументам и возражать не хочется, ведь, как говаривал Марк Твен, с идиотами спорить бесполезно: вы опуститесь до их уровня, где они задавят вас своим опытом. Но даже повёрнутая на украинской тематике WP вынуждена признать, что среди стран БРИКС «призывы к прекращению войны были осторожными и вялыми, и только Бразилия напрямую критиковала вторжение Москвы как «неприемлемое». И то бразильцы подвели: в частном разговоре с журналистами The Washington Post они раскритиковали позицию Киева, заявив, что она нереалистична и не служит делу мира. «Призыв к России полностью вывести войска, выплатить репарации, отправить российских чиновников в МУС — трудно поверить, что русские примут что-либо из этого», — заявил один из представителей крупнейшего южноамериканского государства. Действительно трудно.
В отличие от WP, Associated Press больше интересуется экономической стороной саммита.
Кремль, сообщает агентство, рассматривает БРИКС как противовес мировому порядку, в котором доминирует Запад, а финансовое сотрудничество между странами клуба — как один из главных инструментов этой борьбы.
Цитируя Владимира Путина, назвавшего превращение Соединёнными Штатами доллара в оружие большой ошибкой, AP предполагает, что Россия «специально настаивает на создании новой платёжной системы, которая предложила бы альтернативу глобальной сети банковских сообщений SWIFT и позволила бы Москве обходить западные санкции и торговать с партнёрами».
Можно только удивляться уровню профессионализма журналистов AP: статья вышла сегодня утром, а вчера пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков специально пояснил, что ни новая инвестиционная платформа БРИКС, ни другие инициативы России в сфере финансового сотрудничества «никоим образом не предполагаются как альтернатива SWIFT и ещё чему-то». Но это заявление западная пресса предпочла не услышать.
Итак, суммируем: за спиной России собирается всё более внушительная коалиция стран, не желающих подчиняться «миропорядку, построенному на правилах», и чем сильнее и многочисленнее она становится, тем бледнее выглядят позиции дряхлеющего мирового гегемона, то есть Запада во главе с США.
Чтобы хоть немного успокоить аудиторию, агентство Reuters обратилось за комментариями к Джиму О'Нилу, известному в англоязычном мире как Мистер БРИКС. Это он в далёком 2001 году первым придумал и запустил в обиход аббревиатуру БРИК для обозначения четырёх стран с самым большим потенциалом экономического роста: Бразилии, России, Индии и Китая. И бывший главный экономист Goldman Sachs не подвёл: доходчиво объяснил, почему считает, что БРИКС не сможет бросить вызов доллару, а идея о том, что объединение станет альтернативой «Большой семёрке», на самом деле неосуществима. 67-летний О'Нил заявил, что «люди говорили об альтернативах доллару с тех пор, как он начал заниматься финансами, но ни одна из стран, которые могли бы бросить вызов доллару, не сделала для этого ничего серьёзного». Убойный аргумент, правда? Если этого не было раньше, значит, не будет никогда. А тот факт, что в прошлом доллару могли бросить вызов (но в итоге не осмеливались) лишь отдельные страны, в то время как теперь это собирается сделать мощный отряд таких государств, О'Нил во внимание не принимает. Да и вообще, если верить Мистеру БРИКС, за 15 лет группа «мало чего» добилась, а нынешний саммит в Казани — это «в основном символическая ежегодная встреча», участники которой пошумят-пошумят, да и разойдутся. «Я отнесусь к группе БРИКС серьёзно, когда увижу признаки того, что две действительно важные страны — Китай и Индия — на самом деле действительно пытаются договориться о вещах, а не фактически пытаются всё время противостоять друг другу», — с чисто британским высокомерием заявляет О'Нил.
И вот тут у газеты The New York Times есть для О'Нила любопытные новости: газета предполагает, что первая за более чем пять лет встреча китайского лидера Си Цзиньпина и премьер-министра Индии Нарендры Моди на полях саммита в Казани создаёт условия для потепления отношений между двумя азиатскими гигантами. NYT обращает внимание, что встреча состоялась через два дня после того, как Китай и Индия достигли соглашения о патрулировании их общей гималайской границы, где в прошлом происходили столкновения между китайскими и индийскими войсками. И хотя газета утверждает, что длительная оттепель между Дели и Пекином «не гарантирована», она признаёт, что ослабление напряжённости в отношениях двух азиатских держав в их общих интересах.
О чём NYT не пишет, так это о стратегической модели треугольника «Москва — Дели — Пекин», разработанной выдающимся российским политическим деятелем Е.М. Примаковым ещё в середине 1990-х годов. Её тогда любили высмеивать либеральные эксперты и журналисты, называя «нереальной» и «фантастичной» — примерно как О'Нил сейчас описывает перспективы дедолларизации. Но сегодня мы можем наблюдать, как треугольник Примакова обретает вполне конкретные очертания, становясь несущей конструкцией для целого клуба оппозиционных Западу государств, и символично, что процесс этот происходит на российской земле.
* Организация ЛГБТ признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории России по решению Верховного суда от 30.11.2023.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
- Захарова прокомментировала внесение Генсека ООН в базу «Миротворец»
- МИД Ирана: БРИКС присвоит статус партнёра странам, подавшим заявки на членство
- Путин: реформирование институтов развития ООН давно назрело
- «Иллюзорные расчёты»: Путин — о стремлении Запада нанести стратегическое поражение России
- Си Цзиньпин: БРИКС должно возглавить реформу системы экономического управления