Потенциал сотрудничества

Короткая ссылка

об экономических интересах России и США

Дмитрий Лекух
Дмитрий Лекух
писатель

Ещё не так давно российским производителям карбамида не надо было сильно морочиться с рынком сбыта отечественных удобрений: порядка 15% экспорта зарекомендовавшей себя соотношением качества и цены продукции спокойно шло на радость европейским фермерам в станы еврозоны, которая сегодня закрывает свой рынок для российской продукции, хотя при этом внутреннее европейское производство всё равно не сможет покрыть эти потребности из-за высокой себестоимости.

Также по теме
WP: США заинтересованы в «возвращении» России в мировую экономику
Власти Соединённых Штатов хотят, чтобы Россия «вернулась в мировую экономику», в которую она была интегрирована до начала СВО.

В этом нет ничего удивительного: затраты на выпуск карбамида в ЕС в три раза превышают российские, прежде всего из-за проблем с российским же газом, который, как известно, Брюссель запрещает сам себе и своим «подчинённым» покупать. Поэтому в ближайшей, по крайней мере, перспективе выпавшие российские объёмы на европейских рынках будет замещать куда более дорогая и менее качественная продукция из Северной Африки и с Ближнего Востока. Где, видимо, немного хуже с себестоимостью и качеством продукции, зато значительно лучше с демократией, чем в нашем отечестве грустных осенних осин.

По поводу ситуации на остродефицитном и весьма чувствительном рынке, проблемы на котором европейцы, обращу ваше внимание, создают себе исключительно сами, российские экспортёры, в общем, горевали не слишком долго.

Но это что касается стратегических перспектив российского экспорта, где, как известно, мы с вами «идём на восток». А вот на краткосрочном векторе рынки удобрений неожиданно выкинули такой кульбит, глядя на который Еврокомиссия, если там, конечно, ещё остались порядочные люди, должна либо самораспуститься, либо вызвать на «смертельную» дуэль своих же собственных заокеанских партнёров. После чего хотя бы плеваться с ними с 3 м до первой крови, пока это, наконец, кому-то не надоест.

Чтобы было понятно: по итогам января — августа уходящего 2025 года РФ как-то довольно неожиданно стала крупнейшим поставщиком карбамида в США. Как сказано в материалах Центра ценовых индексов: нарастив экспорт аж на 31% год к году, до более чем 1,5 млн т. Что при этом особенно любопытно, общий импорт азотных удобрений США за этот период вырос только на 3%, следовательно, произошло именно перераспределение экспортных потоков, в результате чего доля РФ в поставках карбамида в США достигла весьма внушительных 35%. Причём у ближайшего конкурента, Катара, аналогичный показатель составил почти в два раза меньше, всего 19% (у занимающего почётное третье место Алжира вообще всего 10%, ничего страшного — оставшееся купят европейцы, причём по куда более высокой цене, деваться-то им теперь некуда).

А теперь, внимание, самое интересное: вышеуказанное перераспределение товарных потоков произошло не только из-за бесспорно высокого качества российской продукции и её сравнительно низкой стоимости, но и по вполне себе «политическим» обстоятельствам: наша страна, как известно, не подпала под повышенные импортные пошлины в 15—30%, которые США в апреле ввели в отношении основных экспортёров азотных удобрений. И это сделало российскую продукцию оптимальной для американских фермеров и иных производителей сельхозпродукции, включая тех же производителей сои, которые так важны во взаимоотношениях с КНР. Поэтому нет никаких сомнений в том, что экспорт российского карбамида на североамериканские рынки будет только нарастать. И всё это выглядит ещё любопытнее на фоне снятия санкций с белорусских калийных удобрений, экспортирующихся сейчас исключительно через территорию РФ, через российские же порты, о чём 13 декабря заявил специальный посланник США по Белоруссии Джон Коул. Такой факт может довольно занятно видоизменить вообще всю структуру сельскохозяйственных рынков, и это как-то довольно странно не понимать.

Более того. Поставки российских удобрений в США могут возрасти уже и в совсем краткосрочной перспективе, при увеличении пошлин на химическую продукцию из Канады (этой «правовой дыркой» на канадо-американской границе пользуются далеко не только канадцы, разумеется).

По крайней мере, именно о таком варианте на прошлой неделе предупреждал президент США Дональд Трамп.

Также по теме
Дмитриев: Россия может заменить Британию в технологическом соглашении с США
Глава РФПИ, спецпредставитель президента России по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев...

И это, кстати, происходит несмотря на то что крупнейшие российские производители всё равно самым перспективным для себя зарубежным рынком продолжают считать страны Индо-Тихоокеанского региона, в том числе саму Индию, где активный рост спроса подтолкнул к увеличению общего импорта карбамида на 63% за те же девять месяцев. Но тут дело даже не в этом: интереснее довольно выпуклая иллюстрация к ответу на постоянно задаваемый в последнее время «экспертным сообществом» вопрос: а где США и РФ могут в наше время найти точки пересечения для сотрудничества? И вот стоит немного пробежаться по номенклатуре возможного товарообмена, и будет довольно легко понять, что эти точки находятся чуть ли не во всех отраслях.

А значит, потенциал сотрудничества и на самом деле весьма велик.

Ну а то, что ЕС отказывается от каких-то наших товарных групп на фоне дефицитных рынков, так это проблемы чисто ЕС: для нас от перемены мест слагаемых значение суммы не меняется.

И чего переживать по поводу выморочных, по сути, рынков (да, для нас когда-то, что называется, традиционных, но ныне объективно депрессивных), когда наша доля на глобальных площадках при этом только растёт?

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Ранее на эту тему:
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить