Занимательная бондиана
о мистификациях в деле Скрипалей
Наблюдая за тем, как разворачивается (а точнее закручивается) ситуация вокруг дела Скрипаля, на ум приходят слова немецкого философа Гегеля о том, что история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса. Вызвавший стремительную эскалацию международной напряжённости инцидент с отравлением экс-полковника ГРУ всё больше напоминает убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево, ставшее поводом для начала Первой мировой войны. С одним лишь существенным отличием: исполнитель и заказчики последнего с самого начала были доподлинно известны. Что до наших дней, то здесь дела обстоят с точностью до наоборот: кто, зачем и почему хотел ликвидировать Скрипаля с его дочерью, пока остаётся только догадываться. Обвинения британского истеблишмента в адрес России на этот счёт абсолютно голословны и не имеют под собой никакой доказательной базы.
Это, однако, не мешает Западу высылать российских дипломатов и наращивать истерию в СМИ. Впрочем, опять-таки ничего нового — можно, к примеру, вспомнить, как 15 лет назад госсекретарь США Колин Пауэлл с трибуны Совета Безопасности ООН на голубом глазу утверждал, что Саддам Хуссейн в нарушение резолюций организации обладает оружием массового поражения. К слову, именно это стало ключевым аргументом для последующего вторжения США и стран-союзников в Ирак и свержения законного правительства. Упомянутого смертоносного оружия американцы в итоге там так и не обнаружили (как неожиданно, не правда ли?), а в ответ на обвинения в целенаправленной дезинформации мирового сообщества лишь сослались на плохую работу ЦРУ, которое якобы предоставило неточные сведения. Как говорится, никогда такого не было — и вот опять.
Аналогичным образом уши населения европейских стран сейчас обильно увешивают лапшой про страшных русских, едва ли не разгуливающих по миру с «Новичком» в термосе вместо чая. Чем дальше в лес, тем больше дров. Чем меньше аргументов и доказательств, тем более развесистая и забористая клюква лавиной обрушивается на западного обывателя с газетных полос и телеэкранов. И это неудивительно, ведь по существу вопроса сказать-то и особо нечего. Точнее, сказать-то есть что, вот только всё сказанное отнюдь не в пользу настойчиво лоббируемой британским правительством гипотезы. 3 апреля руководитель химической лаборатории в Портон-Дауне Гэри Эйткенхед в эфире SkyNews заявил, что учёные не смогли доказать, что вещество, которым отравили Скрипалей, имеет российское происхождение. Получается, глава британского МИД Борис Джонсон, заявлявший в середине марта о наличии у Соёдиненного Королевства «ошеломляющих доказательств» причастности России к случившемуся, сознательно исказил действительность. Попросту говоря, соврал.
Понятное дело, что признаться в намеренной лжи для министра равносильно политическому харакири, так что Джонсон предсказуемо продолжает гнуть свою линию, наотрез отказываясь принимать в расчёт имеющиеся факты или рассматривать иные версии произошедшего. Местами это уже доходит до почти анекдотичного бреда.
В частности, на днях в Twitter глава дипломатического ведомства написал, что о причастности России, по его мнению, свидетельствует то, что именно она разработала «Новичок», причём сделала это «с целью убийств». Следуя логике подобных умозаключений, Россию можно обвинять в причастности практически к любым военным конфликтам на планете Земля на основании того, что в них используется автомат Калашникова. Нет, ну а что? Тоже ведь отечественная разработка и тоже со стопроцентной вероятностью создана «с целью убийств». Странно, что господин Джонсон сам до этого не додумался. Хотя, возможно, всё ещё впереди. «О, сколько нам открытий чудных...», как писал великий русский классик.
Да, кстати, о классике. У пресловутых британских учёных, давно ставших завсегдатаями многочисленных анекдотов, шуток и мемов, похоже наметились серьёзные конкуренты на ниве производства абсурдных новостей и генерации инфоповодов на грани фола. Имя им... нет, не легион. Британские спецслужбы. Не далее чем вчера их представители заявили The Times, что вычислили расположение «тайной российской лаборатории», где якобы производилось нервно-паралитическое вещество, от которого пострадали Скрипали. Занятно, что громкая новость появилась аккурат спустя сутки после того, как с официальной страницы британского МИД в Twitter тихонько удалили запись, сообщающую о том, что эксперты «Портон-Дауна» подтвердили причастность России к производству боевого отравляющего вещества, применённого в Солсбери. После прочтения возникает стойкое ощущение, что данная информация была целенаправленно вброшена британскими властями, дабы перехватить повестку и попытаться сохранить лицо перед избирателями, которых они с пеной у рта заверяли, что вещество именно российского происхождения.
В пользу данного предположения свидетельствует и тот факт, что практически синхронно аналогичный инсайд был опубликован в Sun, журналисты которого заявили, что обладают «сенсационной информацией о местонахождении лаборатории». По их словам, она расположена на «объекте, который контролирует Служба внешней разведки, расположенном в московском спальном районе Ясенево». Учитывая, что расположение штаб-квартиры СВР в Ясенево указано во всех картах и справочниках, «сенсационная информация» на поверку оказывается натуральным секретом Полишинеля. «Ok, Google, где тут у русских центральный офис разведки? Отлично, этот адрес и укажем в качестве местонахождения лаборатории!» — судя по всему, подобного рода инсайды появляются на свет приблизительно так. Указывали бы уж сразу Красную площадь, чего мелочиться.
Спустя день горе-инсайдеры из британской разведки, видимо, осознали, что конкретно облажались с выбором слишком уж очевидной локации, выставив себя посмешищем. Долго крутили глобус и судорожно прочёсывали карту России на предмет какого-нибудь неизвестного широкой публике объекта, максимально затерянного в глубинке, дабы история звучала хотя бы чуточку правдоподобнее. В результате глубокого погружения в недра российской географии пятничным утром на свет появилось заявление британских спецслужб о том, что корни «Новичка» уходят в лаборатории военной научно-исследовательской базы в городе Шиханы на просторах Саратовской области.
По информации The Times, на прошедшем брифинге для союзников британская разведка назвала Шиханы российским аналогом оборонной лаборатории «Портон-Даун», который на протяжении последних десяти лет занимался изучением вопроса, сможет ли «Новичок» быть эффективным средством для убийства за границей.
Звучит, конечно, захватывающе: нечто среднее между сюжетом из «Секретных материалов» и фрагментом нового эпизода бондианы. Реальность, правда, оказывается куда прозаичнее: путём простейших манипуляций с Google выясняем, что в Шиханах расположен 33-й Центральный научно-исследовательский испытательный институт Минобороны России — головной НИИ в Вооружённых силах по проблемам радиационной, химической и биологической защиты.
Эх, туговато всё-таки у бритов с фантазией, а жаль. Что им стоило объявить, что разработки велись сидящими в Москве-Сити русскими хакерами под видом простых офисных клерков, а за производство отвечали глухонемые карлики в секретной лаборатории под Мавзолеем? Такую историю, возможно, даже в Голливуде впоследствии охотно экранизировали бы. Если креативность в дефиците, пусть одолжат её у журналистов Sun, днями ранее написавших, что отравляющее вещество могло находиться в гречке, которую Сергею Скрипалю привезли из России. На тот момент многие сочли новость не слишком удачной первоапрельской шуткой, однако опровержения или разоблачения на сайте издания не последовало до сих пор. На самом деле окружающая действительность с каждым днём становится ироничнее и безумнее большинства шуток о ней. Так что лично я абсолютно не удивлюсь, если вдруг выяснится, что тот материал был завуалированным чёрным пиаром против российских производителей гречки или чем-то ещё не менее абсурдным.
Что по-настоящему удивляет и вызывает вопросы, так это необъяснимые метаморфозы, происходящие с самими Скрипалями, а точнее, с их состоянием здоровья. Сперва неделю назад чудесным образом вышла из комы и стремительно пошла на поправку дочь экс-полковника ГРУ Юлия, а сегодня стало известно, что из критического состояния вышел и сам Сергей, состояние которого, со слов медиков, «стремительно улучшается». Как может стремительно улучшаться состояние человека, против которого, как утверждается, был применён сильнодействующий яд? А как может пойти на поправку человек, о котором британские власти ранее говорили: «Он обречён»?
Одно из двух: либо в Британии тайно научились воскрешать мёртвых, либо отравляющим веществом был отнюдь не «Новичок», а мы имеем дело с тщательно спланированной циничной провокацией, масштабы которой потрясают до глубины души и поражают воображение. И хотя в обоих случаях шансы узнать правду о случившемся находятся где-то в пределах статистической погрешности, давайте всё же продолжим внимательно наблюдать.
Что-то мне подсказывает, что впереди нас ждёт ещё много удивительных открытий.