Разворот к регионам
о новых мерах поддержки российских семей
Меры социальной поддержки российских семей освободили от привязки к прописке. Теперь её можно получать в том месте, где семья фактически проживает. Комментируя этот закон, спикер Госдумы Вячеслав Володин говорил: «Решение поможет тем, кто переехал жить в другой город. Сегодня необходимо приезжать по месту постоянной регистрации для подачи заявления. Это создаёт для людей большие трудности. Зачастую граждане не получают тех средств, которые им положены». То есть убираются совершенно излишние бюрократические формальности, которые часто становились препоной доступности детских пособий.
В России давно сетуют на недостаточную мобильность населения внутри страны. Да, есть центростремительный вектор, который несёт серьёзную головную боль, когда пустеют многие территории, воспринимаются бесперспективными, а люди стремятся в мегаполисы, где больше возможностей с выбором работы, карьерными продвижениями, а также социальными гарантиями. При этом очевидно, что подобная инерция для такой масштабной страны, как Россия, сулит большие проблемы, так как грозит запустением огромных территорий, которые будут превращаться в безлюдные медвежьи углы. Пространства станут восприниматься как обуза, а всё население табором сосредоточится вокруг Москвы и Питера. Совершенно реальный вариант антиутопии, если ничего не предпринимать.
Сейчас один из главных вопросов — как привести страну в движение, как развить творческие энергии масс, ведь за «запахом тайги» и романтикой сейчас мало кто поедет, время прагматичное. Притом что это движение внутри страны крайне необходимо, в том числе и с точки зрения освоения и своеобразного сшивания огромных территорий и развития конкуренции между регионами за людские ресурсы. Это вопрос и построения образа будущего через преломление инерции вертикального географического лифта, когда людские ресурсы вначале стремятся в мегаполисы, а дальше — за рубеж. Таким сложился образ успеха. При этом сама страна остаётся терра инкогнито с неосвоенными и непонятными для людей перспективами.
Тут ведь, если начать разбираться, крайне много сдерживающих факторов, препятствующих внутрироссийской миграции и, как следствие, освоению страны. В том числе и тот же институт прописки, к которому привязано многое, включая соцгарантии. Поэтому семье, переезжающей на новое место, часто приходится свыкаться с потерей этих самых гарантий, а также становиться перед выбором: переезд или ребёнок, рождение которого откладывается на неопределённый период, до неких лучших времён. Поэтому закон — это, конечно же, ориентация на адресную помощь, послание о том, что государство намерено поддерживать и вести семью, особенно с точки зрения демографии.
Тут ведь надо вспомнить, что как раз вопросам демографии и поддержки семьи была посвящена значительная часть президентского послания Федеральному собранию в этом году.
А это ведь тоже о преодолении инерции, в том числе и девяностых с их демографической ямой, когда люди решали, как бы самим свести концы с концами и выжить, а не то что рожать и поднимать детей. Было стойкое ощущение заброшенности, того, что семью бросили на произвол судьбы, а там выплывай как знаешь. К тому же из каждого утюга людские головы облучали разрушительной вирусной фразой-императивом «Зачем плодить нищету?!».
В своём послании президент Путин говорил о необходимости обезопасить российскую семью от риска бедности при рождении и воспитании ребёнка. Для этого регулярно принимаются решения о новых мерах социальной поддержки, которые должны дойти до каждой нуждающейся семьи. В палитре мер поддержки и изменение порядка выплат пособий на рождение первого и второго ребёнка, и налоговые льготы по принципу «больше детей — меньше налог», и снижение ипотечных ставок.
Вот и получается, что во вступившем в силу законе легко считываются два важнейших вектора в будущее: освоение территорий через социальную мобильность, а также демографический подъём и сбережение народа, преодоление инерции его растраты. Об этом сбережении говорил ещё писатель Александр Солженицын, когда Россия была в обвале. Сейчас сбережение становится частью государственной политики, где главная обозначенная задача — выход на естественный прирост численности населения страны.
Это путь, по нему надо последовательно идти. Цель понятна — сбережение и умножение людского потенциала, а также развитие страны через внимание к регионам. Так можно выйти и на построение образа будущего, о котором у нас любят рассуждать, с его главными направлениями: умножение и освоение. Сейчас последовательно убираются все препоны на этом пути. Идёт разворот к регионам и человеку. Недавно в Питере на встрече с Советом законодателей президент отметил, что «здесь, на земле, решаются общенациональные задачи». А спикер Госдумы Вячеслав Володин говорил о необходимости создания условий для самодостаточности российских регионов и усиления их горизонтальных связей. Тогда и миграция трудовых ресурсов между ними будет более активна, и каждый человек сможет найти своё дело и не только думать о хлебе насущном, но и вкладываться в будущее через рождение и воспитание детей. Такова государственная стратегия.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.