Отвага и слабоумие

Короткая ссылка

о заявлении главы европейской дипломатии по поводу Гонконга и Синьцзяна

Максим Соколов
Максим Соколов
Родился в 1959 году. Известный российский публицист, писатель и телеведущий, автор книг «Поэтические воззрения россиян на историю», «Чуден Рейн при тихой погоде», «Удовольствие быть сиротой».

Новый глава еэсовской дипломатии Жозеп Боррель сразу продемонстрировал, что новая метла чище метёт.

В Мадриде, где проходила встреча министров иностранных дел Европы и Восточной Азии (форум АСЕМ) Боррель заявил прессе, что вопросы, связанные с соблюдением прав человека в Гонконге и Синьцзян-Уйгурском автономном районе, не являются внутренним делом Китая. Заявление было сделано после встречи с министром иностранных дел КНР Ван И, с которым Боррель поделился обеспокоенностью ЕС ситуацией с правами человека в Китае.

Также по теме
В МИД Китая назвали США «закулисным спонсором» протестов в Гонконге
Заместитель главы МИД Китая Лэ Юйчэн заявил, что США оказывают поддержку протестующим в Гонконге и во многом являются «закулисным...

В качестве дипломатического реверанса он, впрочем, отметил, что поддерживает «исключительные отношения» с китайским коллегой и отметил необходимость «полного уважения к странам», в отношении которых есть такая обеспокоенность.

Сколь исключительны отношения Жозепа с Ваном, судить трудно, да и вообще рассказ, что я с таким-то накоротке, напоминает «дипломатию без галстуков», имевшую место в 1990-е гг. России, например, она не слишком помогла.

Более существенно явное погрешение против принципа «хорошая дипломатия не увеличивает числа врагов». Между тем демарш Борреля касательно внутренних китайских дел может рассматриваться в Пекине как акт явно недружеский.

Не говоря уже о том, что гонконгский «майдан» хаотизировал жизнь в городе и сильно подорвал его экономику (а она была немаленькая) — так что желание ЕС вписаться на стороне борцов за свободу произвело предсказуемую реакцию в китайском руководстве, — есть ещё более фундаментальные соображения, на которые европейским дипломатам стоило бы обратить внимание. 

Китай пережил в XIX в. опиумные войны, развязанные европейцами, затем фактическую колонизацию прибрежной части страны (европейские сеттльменты в Шанхае и других городах), поставившую державу на грань потери суверенитета. Результатом была резкая отдача. Установившийся в 1940-е гг. XX в. режим Мао Цзэдуна самым активным образом использовал эти старые обиды. Память о тех временах, когда европейские державы сами определяли, что считать внутренним делом Китая, а что не считать, и доселе формирует китайское мировоззрение — «никогда больше». Люди на Востоке вообще злопамятны, и внешняя вежливость не должна давать повода для самоуверенности. 

Тут же Боррелем — а в его лице всей еэсовской дипломатией — была явлена подлинно гиппопотамья грация.

Без особенных насущных причин китайцам наступили на очень чувствительную мозоль. 

Создаётся впечатление, что проблемы с Москвой, головная боль с Украиной, ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке, т. е. в подбрюшье ЕС, наконец, отношения с Великобританией, которая скоро опять станет заграницей и доставит Брюсселю много приятностей, — всё не есть повод для тревоги. Не было у бабы хлопот, так купила порося, решив влезть в китайские дела.

Также по теме
Евросоюз создаст аналогичный акту Магнитского санкционный механизм
Евросоюз начнёт работу по подготовке глобального санкционного режима, аналогичного американскому акту Магнитского, для реагирования на...

Причём когда США продвигают демократию по всему земному шару (сейчас, правда, меньше — и они утомились), у них хотя бы есть для этого чувствительные средства. Флоты, авианосцы, военный бюджет под триллион, печатный станок ФРС, etc. У ЕС такого избыточного потенциала, порождающего иллюзию «я всех демократизирую», не имеется. Ссориться с Китаем — лучшая иллюстрация к поговорке «отвага и слабоумие».

Отчасти тут могут быть личные качества Борреля, и прежде любившего на ровном месте чего-нибудь брякнуть. Весной этого года он заявил: «Наш старый враг, Россия, снова говорит: «Я здесь». И снова представляет угрозу». Поскольку он говорил это в качестве главы МИД Испании, это было не только недипломатично, но даже и нефактично: о старинной вражде России и Испании мир впервые узнал от него. Наверное, и в будущем он всех порадует высказываниями, сделанными в невежественной и противоречивой манере. 

Но, впрочем, у него есть единомышленники в структурах ЕС. 45 европарламентариев призвали «правительства проголосовать за европейский акт Магнитского, имеющий глобальный масштаб». «Мы призываем чтить имя Магнитского и бороться с безнаказанностью во всём мире», — заявили они.

Вообще-то мнение 6% членов (всего в ЕП 751 кресло) не самого влиятельного собрания — это ещё не повод предпринимать самые решительные действия. Но Боррель рассудил иначе, тут же объявив, что «ЕС приступит к подготовке глобального санкционного режима по аналогии с американским актом Магнитского для реагирования на серьёзные нарушения в области прав человека». И решил, чтобы не мелочиться, сразу начать с Китая.

В начале ноября президент Франции Макрон объявил, что НАТО переживает «смерть мозга». Похоже, тяжкая болезнь оказалась заразной. Судя по речам высокого представителя ЕС по международным делам Борреля, с жизнью мозга ЕС тоже наблюдаются проблемы.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Ранее на эту тему:
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить