В реку G7 не входят дважды
о реакции на заявление главы МИД Германии
Не очень-то и хотелось. Такова в целом реакция различных ветвей российской власти на очередное брожение на Западе (на этот раз в Германии) по поводу гипотетического возвращения Москвы в «Большую семёрку». Берлин возражает, заявил министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас в интервью изданию Rheinische Post. Причина — ситуация вокруг Крыма и Донбасса. Как свежо.
«G7 и G20 — это два разумно скоординированных формата. Нам не нужны G11 или G12», — пояснил Маас. Вот именно. От этих бесконечных G уже рябит в глазах. Принадлежащие другой, ещё докоронавирусной эпохе блестящие тусовки мировых политиков с их фальшивыми на камеру улыбками, объятиями, реверансами и полной неспособностью решать актуальные вопросы начинают раздражать.
Профессионалы, конечно, более сдержанны. Президент Путин «ни разу не инициировал какое-либо воссоздание» формата G8, сухо отметил Дмитрий Песков. По его словам, обсуждение глобальных проблем без участия новых центров экономического развития — Индии, Китая, Бразилии, Турции и других стран — невозможно. Значит, «Большая двадцатка» — наилучшая форма.
Примерно о том же напомнил зампредседателя российского Совбеза Дмитрий Медведев. «Помню по своему участию в G8, старались позвать эти страны, понимая, что это нужно, и именуя это «формат аутрич». Иначе обсуждения выглядели бы неполноценно», — отметил бывший президент РФ. И философски добавил: «В одну реку не входят дважды». Кажется, ему всё окончательно ясно.
А вот в Госдуме во главу угла ставят политику. В условиях шантажа по крымскому вопросу об участии России в G8 не может быть и речи, заявил глава комитета по международным делам Леонид Слуцкий. Действительно, не для того депутаты вели и ведут кропотливую работу, открывая своим европейским коллегам глаза на реальное положение дел на полуострове, чтобы разменять её на никчемные посиделки.
Впрочем, парламентарии не в обиде на немцев, понимая, что заявление их МИД направлено не столько против Москвы, сколько против Дональда Трампа, готового вновь позвать в G7 Россию. Отношения с США у Германии всё хуже и хуже. До переноса саммита с июня на осень, напомнил Слуцкий, Ангела Меркель даже отказывалась под предлогом пандемии принимать в нём участие.
Если фрау останется верна заявленной позиции, «семёрка» рискует превратиться в неблагозвучную для русского уха «шестёрку». Так что усилия немецкой оппозиции (а такая есть и в бундестаге, и в некоторых землях), требующей вернуть Москву в G7, должны быть направлены, скорее, на «окучивание» своих, а не российских политиков. Ведь скоро некуда будет возвращаться.
Заявление немецкого МИД интересно своей теневой стороной. После недавней «фултонской» речи госсекретаря Помпео, по сути, объявившего Пекину новую холодную войну, стало очевидно, что Трамп продолжает свои попытки сколотить антикитайскую коалицию. Именно для этого на G7 ему понадобились Россия, а также Индия, Австралия и Южная Корея. Германия же вставляет Вашингтону палки в колёса в отместку за «Северный поток — 2».
России эти игры малоинтересны. Стратегический союз с Китаем, умело выстроенный за последние годы, слишком ценен и перспективен для обеих сторон.
Усиливая друг друга в военном, экономическом и дипломатическом отношении, наши страны гарантируют себе безопасность и условия развития в распадающемся западноцентричном мире. Энергичный Трамп со своей американской колокольни делает всё правильно, но успеха явно не добьётся. Его даже немного жаль.
Всё идёт к тому, что на осенних выборах американцы прокатят своего необычного президента. За сто дней до голосования социологи фиксируют сильнейшее разочарование курсом рыжего джокера. Его поддерживает лишь каждый пятый. Коронавирус ли тому виной (в США больше всех заболевших и умерших), или BLM, или ещё что, но соперник Трампа Джо Байден в трёх ведущих штатах обыгрывает его. И зачем тогда Москве вестись на приглашение в G7? Незачем.
Да и что есть G7 сейчас? Полноценный гегемон там только США. Остальные — его сателлиты, включая поверженных во Второй мировой войне Германию и Японию. Экономически не слабый блок стран, да, но в военном отношении, в технологическом это уже не так. А именно военные возможности и передовые технологии важны сейчас, когда мир трясёт и вероятность новой большой войны выросла как никогда.
У России, у Китая они есть. Так что нашим странам пора самим обрастать сателлитами, а не стремиться посидеть на приставном стуле у слабеющего мирового лидера.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.