Генсек о возрождённом атлантизме
о приверженности Столтенберга ведущей роли США в европейской безопасности
В интервью Westdeutsche Allgemeine Zeitung генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг прокомментировал текущее положение в той части, которая относится к его обязанностям генсека.
По его мнению, положение в мире и Европе всё более сложное. «Слухи грозные, ужасные, наступают банды красные», т. е. «Россия продолжает вооружаться, из-за подъёма Китая в мире меняется соотношение сил. Мы должны продолжать инвестировать больше. Россия должна понять, что не сможет победить путём конфронтации. Я верю в диалог, сотрудничество и контроль за вооружением. Но единственный путь добиться всего этого с Россией — это жёсткая и последовательная позиция НАТО».
Вообще, когда же положение в мире, с точки зрения натовского функционера, было несложным и когда же не требовались новые оборонные усилия, дабы принудить СССР — Россию к правильному диалогу? Против такой позиции генсека даже и не возразишь, потому что у него работа такая — всегда вооружаться, причём в рамках действующей атлантической конфигурации.
Генсек особо это подчёркивал, возражая против всяких сомнительных новшеств по части автономной обороны Европы. «Факт в том, что Европейский союз не сможет защитить Европу. После брексита 80% оборонного бюджета государств НАТО финансируется за счёт стран, не входящих в ЕС. Гарантия безопасности со стороны США, ядерное устрашение и присутствие американских войск в Европе абсолютно необходимы» — явный реверанс в сторону Парижа, вот уже полвека с лишним регулярно поднимающего вопрос о создании автономной европейский армии, которая будет сама оборонять Европу. Столтенберг посоветовал парижским политикам (и не только парижским) оставить бессмысленные мечтания. Только US Army, только хард-кор.
Тем более что такие мечтания небезобидны. «А если мы будем делать вид, что ЕС может в одиночку защитить Европу, возникает другой риск. Политические силы в США, которые выступают против трансатлантического сотрудничества, используют это как повод для того, чтобы сократить обязательства перед Европой. Остаётся одно — сотрудничать».
А то в ответ на европейские разговоры, что мы-де сами с усами, американские изоляционисты могут ответить: «Ну и прекрасно, леди с дилижанса — пони легче». Опять же денег и солдат давать не надо. Причём при движении в этом направлении весьма неясно, что станет с НАТО и самим Столтенбергом. В гипотетической европейской армии свои генералы найдутся. И зачем тогда нужен бывший норвежский премьер, главное достоинство которого — это умение преданно служить американцам?
Европейская оборонная автономия — неважно, агрессивная или капитулянтская, главное, что самостоятельная — это давний кошмар НАТО, а в президентство Трампа кошмар грозил стать явью.
Действующий президент США не скрывал пренебрежительного отношения и к европейцам, и к НАТО. При сохранении и углублении такого отношения движение в сторону европейской армии представлялось неминуемым — «А где же я буду харчеваться?».
Но страшен сон, да милостив Бог. Вместо самодура Трампа в Белый дом, похоже, въедет демократ и атлантист, при котором «всё будет, как при бабушке», т. е. до Трампа. Изоляционизм отправят на свалку, либерал-глобализм вновь воссияет. Будет ли это в полной мере так или фарш невозможно провернуть назад, сказать трудно, но для трансатлантической общественности сейчас, в конце осени, пропели Пасху: «Чёрные дни миновали, час искупленья пробил».
Вероятно, этим объясняется нынешний крайне оптимистичный тон генсека. И военные расходы будем-де поднимать (в соответствии с требованиями Трампа, ну да это неважно), и будем маршировать по флигельману, как из Вашингтона велят, и разруха, воцарившаяся от COVID-19, нам не указ, разруха разрухой, но вместе с тем — «К оружию, граждане!».
Весь вопрос в том, в какой мере генсек говорит от себя, а в какой мере он выражает боевой оборонный настрой европейских политиков.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.