«Хезболла» для Саудовской Аравии

Короткая ссылка

о последствиях нового витка санкций США против Ирана

Юлия Юзик
Юлия Юзик
Журналист

До окончания президентского срока Дональда Трампа остаётся менее 40 дней. Министерство финансов США и Стивен Мнучин держат своё обещание и продолжают напоследок бомбить Иран санкциями.

Так, 8 декабря 2020 года Вашингтон ввёл новую порцию санкций в отношении Ирана. Но территориально они коснулись Йемена. Разберёмся, почему и что это за санкции.

«Сегодня Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) ввело санкции в отношении посла Ирана в Йемене и иранского международного университета «Аль-Мустафа», способствующего набору кадров для сил «Кудс» (Qods Force)», — гласит официальный релиз на сайте Минфина США от 8 декабря 2020 года.

Казалось бы, при чём здесь Йемен, если финансовая война Белого дома ведётся против Ирана? При том, что сегодня Йемен и хуситы (шиитское население страны, около 43% против 56% суннитского) — одно из стратегических направлений Тегерана на внешнем периметре в борьбе с региональным соперником — Саудовской Аравией.

Внутренний конфликт в Йемене стал ещё одним остриём иранского копья.

  • Новый иранский посол в Йемене старший офицер КСИР Хасан Ирлу
  • © C. С. 4.0 International License/tasnimnews

«Иранский режим отправил Хасана Ирлу в Сану в качестве посла к повстанцам-хуситам, став, таким образом, единственной страной в мире, которая официально признала так называемое представительство хуситов», — заявляет министр финансов США Стив Мнучин.

Ирлу, высокопоставленный офицер КСИР-«Аль Кудс», многие годы руководивший операциями на Аравийском полуострове и в Йемене, — близкий товарищ Касема Сулеймани. В деловом костюме посла он смотрится несколько странно, настолько органичен его образ в военной униформе и с рацией. Но послам приличествует соблюдать дресс-код.

Напомню, что это не первые санкции в отношении иранских послов. До этого 22 октября 2020 года был подвергнут санкциям посол Ирана в Ираке Ирадж Масджиди, ещё один старший офицер «Аль-Кудс». Так что очевидно: эти санкции Тегеран ничуть не пугают, а, наоборот, заставляют повышать ставки.

В этом последнем пакете санкций был упомянут иранский университет «Аль-Мустафа», имеющий филиалы более чем в 50 (!) странах мира. Идея проста, как всё гениальное: иностранные студенты, среди которых случались даже американцы, в процессе студенческих обменов служат источником сбора разведданных и вербовки, а некоторые филиалы, например филиал в Куме, используются для серьёзной подготовки бойцов и ополченцев в Сирию и тому подобное (по версии разведки и Минфина США).

Также по теме
АЭС в Бушере «Ближневосточный разворот»: сможет ли Джо Байден восстановить диалог Ирана и США
Лучший способ добиться стабильности на Ближнем Востоке — удержать Иран от работы над ядерной программой путём переговоров. Такое...

Сюжет, достойный стать конкурентом знаменитого французского сериала «Бюро легенд» о буднях французской внешней разведки.

В ответ на санкции и обвинения США в разжигании йеменского кризиса Ирлу заявил, что «саудовский режим проводит американо-сионистскую политику, введя блокаду Йемена и совершая акты агрессии против йеменцев». Эр-Рияд, в свою очередь, отвечает, что не допустит на общих 1800 км границ с Йеменом появления «новой «Хезболлы».

Правда, тут возникает вопрос: а не появилась ли она уже?

Но если мы уберём патетику, то в сухом остатке увидим главное: Йемен — это не только плацдарм для ударов по Саудовской Аравии, это Баб-эль-Мандебский пролив, важнейший экспортный коридор мировых поставок нефти.

Баб-эль-Мандеб — это морской пролив шириной 27 км, соединяющий Красное море с Аденским заливом, который, в свою очередь, является частью Аравийского моря и, следовательно, Индийского океана.

Все судоходные линии из Европы в Индийский океан (за исключением танкеров, которые слишком велики для прохода через Суэцкий канал), проходят через Баб-эль-Мандеб. Соседние с проливом страны — Джибути, Эритрея и Йемен.

В Джибути сидят американцы и китайцы. А в Йемене — иранцы.

В Ираке и Афганистане иранская активность снижается, даже «Хезболла» в Ливане приутихла и старается не поддаваться на провокации со стороны Израиля — всем иранским прокси была дана команда до конца срока Трампа «уйти на дно» и сбавить активность до предела. (С этой миссией недавно тайно посетил Ирак командующий «Аль-Кудс» Исмаил Гаани, преемник Касема Сулеймани на этом посту, проведший ряд секретных встреч с ячейками «Хезболлы» и проиранских милиций.)

Активность же Ирана в Йемене, где сегодня развернулся в полную силу один из сильнейших гуманитарных кризисов на планете, остаётся стабильно высокой и накаляется с каждым днём.

Вот хроника лишь последних инцидентов в Йемене.

25 ноября коалиция, возглавляемая Саудовской Аравией, сообщила об уничтожении судна со взрывчаткой и предотвратила нападение в южной части Красного моря.

27 ноября коалиция заявила об уничтожении двух мин, заложенных хуситами на юге Красного моря.

30 ноября баллистическая ракета, запущенная повстанцами-хуситами, поразила оперативный штаб в мухафазе Мариб и убила восемь саудовских военных.

4 декабря саудиты сбили бомбардировщик БПЛА (дрон), запущенный хуситами в направлении Саудовской Аравии, а морские власти Великобритании подтвердили нападение на судно у побережья Йемена, отметив, что судно и команда в безопасности.

7 декабря сбит заряженный взрывчаткой дрон, запущенный в сторону королевства йеменской группой хуситов.

8 декабря США активировали новый пакет санкций, но снизит ли он военную эскалацию?

Ведь один успешный ракетный удар по городу Саудовской Аравии или ОАЭ может послужить спусковым крючком прямой американо-иранской конфронтации и взрывному росту цен на нефть.

Заманчиво для многих.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Ранее на эту тему:
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить