Мир выбирает Россию
о попытках ряда государств запретить другим сотрудничать с нашей страной
Переток силы с Запада на Восток причиняет боль вчерашним хозяевам мира, привыкшим помыкать странами и народами. Страшно падать с вершины, где так удобно, казалось, обосновались они на века. Уже не послать, как раньше, канонерки навести собственные порядки на неподконтрольных территориях. Приходится учитывать интересы новых, восходящих игроков. Но всё ещё хочется немного порулить, а потому вместо применения грубой силы приходится наушничать, указуя кривым пальцем на молодых и сильных — с этими не дружи, слушай только меня. Получается плохо.
Именно об этом процессе — о потере силы коллективным Западом — напомнил накануне Сергей Лавров. «Наши американские коллеги и некоторые европейские по всему свету носятся и требуют прекратить торговлю, экономику, инвестиционное сотрудничество, военно-техническое сотрудничество с Россией и Китаем», — заявил наш министр. Ясно, что не от хорошей жизни носятся. Кто эти «некоторые», нетрудно догадаться. В первую очередь Лондон. Ещё недавно Велико-, а теперь просто Британия, сбежав из Европейского союза, солидаризовалась с Вашингтоном на почве извечной ненависти к Москве и союзному нам Пекину.
Поскольку ремарка Лаврова была произнесена после переговоров с его ливанским коллегой Абдаллой Бу Хабибом в Москве, к числу «некоторых» стоит отнести и Францию — бывшую метрополию и угнетателя этой страны. Фантомные боли от потери своей колониальной роли вынуждают её ревниво смотреть на подконтрольный некогда Бейрут. Как и на присутствие России в другом бывшем французском протекторате — в Сирии. Париж корёжит, что он не у дел. Однако попытки Франции вмешаться в ближневосточные дела несут его жителям больше бед, чем пользы.
Это очевидно даже из факта первого визита нового ливанского министра иностранных дел именно в российскую столицу. Некогда называемый ближневосточной Швейцарией, Ливан в результате беспорядочного вмешательства западных стран и их союзников превратился в выжженную пустыню — в страну-банкрот без устойчивой власти, без ресурсов, с миллионами сирийских беженцев на своей территории. Страшный взрыв в порту усугубил патовую ситуацию. В этих условиях новое правительство разумно решило попросить о помощи Москву. Репутация России как взвешенного арбитра безупречна.
Почти наверняка Запад попытается блокировать выбранный Бейрутом курс на взаимодействие с Россией. Хотя речь идёт не о полной переориентации Ливана, а лишь о диверсификации внешних контактов. Кажется, там ищут противовес западной дубине, с помощью которой внешние акторы предпочитают решать в Ливане важные для них вопросы. Так уж устроены потомки конкистадоров и прочих колонизаторов, что им непременно хочется добиться от своих младших партнёров полного послушания и они не стесняются использовать прямое давление, на что и указал Лавров.
Примеров тому масса.
США встали на дыбы, узнав о решении Турции закупить у России противоракетные комплексы С-400. Виданное ли дело, страна НАТО наладила военно-техническое сотрудничество с Россией! Вопрос, конечно, политический. Важен сам факт проявления Анкарой собственной воли. Реакция соответствующая — санкции против госучреждения Турции и некоторых чиновников. А вот провернуть тот же фокус с Индией за аналогичное «преступление» — покупку С-400 — уже не вышло. Кто-то неглупый в Госдепе объяснил, что это рассорит Вашингтон с Дели, на чью поддержку он рассчитывает, интригуя против Пекина.
Или возьмём Мали: скромное российское присутствие в рамках всего лишь коммерческого контракта местной власти с нашими специалистами вызвало в Париже политическую отрыжку. Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан предупредил Лаврова о серьёзных последствиях вмешательства ЧВК в дела этой страны. Неужели?
Подпевают Франции и на уровне ЕС. «Мне сказал Жозеп Боррель: «Вы лучше вообще в Африке не работайте, потому что Африка — это наше место», — удивлялся наглости главного европейца Лавров. Попросил Россию «не усложнять ситуацию в Мали» и вездесущий пока Госдеп.
Хотя если кто и усложняет ситуацию в различных регионах мира, так это как раз США. 20 лет они делали это в Афганистане, пока их не вынудили убраться восвояси. Не имеющие уже сил действовать вдали от собственной территории, американцы всё ещё пытаются влиять на внутреннюю политику соседей. Только что закончились региональные выборы в Венесуэле, на которых победила партия Николаса Мадуро. Госдеп тут же брякнул про их «несостоятельность». Не сумев в своё время организовать военную интервенцию силами колумбийцев, Вашингтон перешёл к интервенциям словесным.
Это лишь самые явные примеры денонсации отношений с Западом. Есть и другие. Да, попытки ориентировать страны мира на себя, отговаривать их от политического, военного и экономического сотрудничества, торговли с геополитическими конкурентами, предлагать взамен себя ещё будут предприниматься США и Европой, но они будут становиться всё слабее и слабее. Собаки лают, а караваны России и Китая медленно, но верно идут своей дорогой. Похоже, время могущества Запада действительно подходит к концу. Пока ещё его опровергают, но скоро будут просто игнорировать. Уж лучше с обоюдной пользой дружить с Москвой и Пекином.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
- «Выполнили поручение президента»: Лавров — о передаче Россией Ливану спутниковых снимков взрыва в порту Бейрута
- Россия передала Ливану снимки со спутника, связанные со взрывом в Бейруте
- Лавров: Украина публично вышла из Минских соглашений
- «Вопиющий пример»: Лавров о санкциях США и стран Запада против «Северного потока — 2»
- Лавров назвал вопиющими односторонние рестрикции США против «Северного потока — 2»