Зона доступа: в России вступил в силу закон об анонимайзерах

В России вступил в силу закон об анонимайзерах

С 1 ноября в России вступает в силу закон, который определяет обязанности владельцев VPN-сервисов и анонимайзеров, а также операторов поисковых систем по ограничению доступа к запрещённой информации. По замыслу законодателей, это должно ограничить россиянам доступ к запрещённым сайтам. Речь идёт о ресурсах из реестра Роскомнадзора, которые были заблокированы за пропаганду экстремизма, нарушения авторских прав и т.д. Как будет работать новый закон и насколько успешна подобная практика за рубежом — в материале RT.
Зона доступа: в России вступил в силу закон об анонимайзерах

    В России вступили в силу поправки в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Они направлены на борьбу со способами обхода заблокированных в России сайтов. Законопроект был инициирован депутатами Государственной думы от трёх фракций: «Единой России», КПРФ и «Справедливой России».

    Речь не идёт о полном запрете технологий и сервисов, которые позволят посещать заблокированные в России сайты. Обновлённый закон лишь предусматривает, что интернет-сервисы не должны предоставлять к ним доступ. В том случае, если какие-то из них продолжат способствовать обходу запретов, они могут быть заблокированы.

    Рекламу таких серверов также блокируют. Информацию о владельцах и местонахождении сервисов будут собирать провайдеры. За исполнением закона будут следить МВД и ФСБ.

    Также по теме
    Распутать сети: Госдума приступила к разработке законодательства для борьбы с киберугрозой
    В Госдуме состоялось закрытое заседание, посвящённое информационной безопасности России. На вопросы депутатов отвечал директор ФСБ...

    Возможности для обхода блокировок могут предоставлять технологии VPN, анонимайзеры, прокси-сервисы, анонимные сети (в просторечии их называют «даркнетом») и специальные расширения для браузеров. Владельцы таких сервисов получат доступ к реестру запрещённых сайтов Роскомнадзора, чтобы ограничить эти возможности. Если они не станут вводить ограничения, то ведомство направит им уведомление. И только в том случае, если это уведомление будет проигнорировано, произойдёт блокировка самого сервиса и его серверов.

    Технологии работы у сервисов, которые могут попасть под запрет, разнятся. Но все они основаны на принципах децентрализации и анонимности, а также требуют установки дополнительного программного обеспечения. Пользователь благодаря этим технологиям подключается к серверу, через который и заходит на заблокированный ресурс с «чужого» IP-адреса.

    Кроме того, некоторые из этих сервисов предоставляют доступ к ресурсам, недоступным из «обычной» сети. В частности, программное обеспечение Tor даёт доступ в настоящий «параллельный» интернет, который не поддаётся внешнему регулированию со стороны провайдеров или государства.

    Это открывает злоумышленникам возможности не только для обхода существующих блокировок, но и для преступной деятельности: мошеннических операций, торговли наркотиками, детской порнографией, оружием и т.д.

    Как поясняется на сайте Роскомнадзора, «согласно, утверждённой в Законе процедуре, по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, т.е. МВД и ФСБ, Роскомнадзор направляет проксирующему сервису VPN или «анонимайзеру» требование о подключении к ФГИС с целью ограничения доступа к запрещённым в Российской Федерации интернет-ресурсам, на подключение даётся 30 дней».

    От поисковиков до App Store

    Если с анонимайзерами и VPN, которые находятся в России, вряд ли возникнут проблемы, то подобные сервисы, находящиеся за рубежом, по мнению экспертов, могут отказаться выполнять предписания российского ведомства, ведь им не страшна блокировка в России. А разработчики Tor прямо провозглашают анонимность своим принципом, так что с их стороны не стоит ожидать сотрудничества с государственными органами.

    • РИА Новости

    Помимо работы с провайдерами и владельцами сервисов, новый закон коснётся также и поисковых систем, которые действуют в России. Они будут обязаны удалять из поисковой выдачи ресурсы и программное обеспечение, которые позволяют заходить на заблокированные ресурсы. В случае отказа их также ждут блокировки. А из сервисов Google Play и App Store удалят программное обеспечение для обхода запретов — это новый закон тоже позволяет сделать.

    31 октября Роскомнадзор заявил, что уже закончено тестирование системы, которая позволяет владельцам VPN и анонимайзерам блокировать доступ к сайтам, запрещённым в России. В тестировании приняли участие ряд российских компаний: «Яндекс», «Лаборатория Касперского», Opera Software AS и Mail.Ru Group.

    В «Лаборатории Касперского» ответили на запрос RT о результатах тестирования. По словам представителей компании, функции защитных решений «Лаборатории Касперского», распространяемых на территории РФ, полностью соответствуют и будут соответствовать законам страны.

    «Так, в соответствии с вступающими в силу с 1 ноября 2017 года изменениями в российском законодательстве доступ к сайтам, внесённым в реестр запрещённых, с этого дня будет невозможен с помощью содержащих функцию VPN программ», — подчеркнули в компании. 

    Там отметили, что закон запрещает обеспечение доступа к определённым сайтам через VPN, но не саму технологию или сервис. Ряд программ «Лаборатории Касперского» содержат функцию VPN. В компании рекомендуют использовать её для обеспечения конфиденциальности и защиты от перехвата данных, например при использовании открытых сетей Wi-Fi в кафе, аэропортах или отелях.

    Опыт соседей

    Блокировка интернет-ресурсов используется в качестве ограничительной меры во многих странах мира, однако опытом по борьбе с методами их обхода располагают немногие. Наиболее известен китайский опыт. 

    КНР блокирует огромное количество сайтов, в том числе такие распространённые, как YouTube, Twitter и Facebook. Китайский опыт блокировок получил название «Великий китайский файервол» — по аналогии с Великой китайской стеной.

    Чтобы не допустить к заблокированным сайтам своих граждан, КНР активно занимается борьбой с сервисами сетевой анонимности. И этот опыт достаточно успешен: в стране постоянно блокируются всё новые сервисы, которые предоставляют доступ к VPN, возможности работы Tor серьёзно ограничены, и работа в этом направлении идёт непрерывно.

    • Интернет-кафе в китайском городе Хэфэй, провинция Аньхой, КНР
    • Reuters

    Однако даже серьёзный и многолетний китайский подход не даёт стопроцентного результата, и китайцы продолжают пользоваться сервисами для обеспечения анонимности. Но жители КНР сталкиваются с серьёзными проблемами, и тем, кто желает посещать заблокированные сайты, приходится преодолевать значительные трудности.

    Опыт борьбы с обходом блокировок есть и у ближайших соседей России. В 2015 году схожий закон был принят в Белоруссии. Первые активные попытки его внедрения в жизнь в стране начались в конце 2016 года с блокировок Tor. Количество белорусских пользователей Tor тогда упало почти вдвое.

    Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»
    Вступайте в нашу группу в VK, чтобы быть в курсе событий в России и мире
    Сегодня в СМИ
    • Лента новостей
    • Картина дня

    Данный сайт использует файлы cookies

    Подтвердить