«Редкое мужество»: как дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов сбил десятки нацистских самолётов

105 лет назад родился лётчик Григорий Речкалов

105 лет назад родился выдающийся советский лётчик, дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов. Он вошёл в пятёрку самых результативных советских асов в годы Великой Отечественной войны. Речкалов одержал десятки побед в воздушных сражениях, несмотря на диагностированный у него за день до начала войны дальтонизм и тяжёлое боевое ранение в 1941 году. В послевоенное время Речкалов служил на командных должностях в истребительной авиации СССР, а уйдя в запас, занялся научной работой и написал несколько книг.
«Редкое мужество»: как дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов сбил десятки нацистских самолётов
  • Григорий Речкалов
  • РИА Новости

9 февраля 1920 года родился дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов — один из самых результативных лётчиков-истребителей СССР в годы Великой Отечественной войны. Он сбил десятки вражеских самолётов, несмотря на дальтонизм и тяжёлое ранение.

Воспитанный революцией

Григорий Речкалов родился в крестьянской семье в деревне Худяково Екатеринбургской (по другим источникам, Пермской) губернии (в наши дни входит в состав посёлка Зайково Свердловской области). Семья жила небогато. Григорий с детства помогал отцу работать в поле. Со временем Речкаловы переехали в посёлок Бобровский под Свердловском. Григорий занимался в школе фабрично-заводского ученичества Верх-Исетского завода, для поступления в которую приписал себе два года (поэтому в некоторых источниках советского времени указывается, что он родился в 1918 году).

«В те годы… тысячи юношей и девушек ринулись в небо. Моё поколение, воспитанное в духе революционной романтики… рвалось к знаниям… Подростком-«фабзайчонком» я пришёл в Свердловский аэроклуб», — писал Речкалов в мемуарах.

Также по теме
Бомбардировка объектов Берлина «Бомбардировка была важна идеологически»: как советская авиация атаковала Берлин в 1941 году
80 лет назад советская авиация произвела первую бомбардировку Берлина. Авиаудары по столице Третьего рейха, ставшие полной...

В аэроклубе будущий ас освоил авиационную технику: сначала планер, а затем и самолёт. Параллельно, окончив школу фабрично-заводского ученичества, он работал электромонтёром на заводе.

В начале 1938 года Речкалов был призван в Красную армию и получил направление в Пермскую военную авиационную школу лётчиков. После её окончания Григория назначили на должность младшего лётчика в 55-й истребительный авиаполк, базировавшийся в городе Кировограде (УССР).

«В 1940 году Речкалов получил условно боевой опыт. Его подразделение принимало участие в операции по освобождению Бессарабии от Румынии. Воздушных боёв при этом не было. Григорий тогда мог разве что видеть в воздухе уходящие на запад румынские самолёты. Но всё же обстановка была приближенной к боевой», — рассказал в беседе с RT представитель Московского отделения Российского военно-исторического общества Сергей Перелыгин.

После того как Бессарабия официально перешла под контроль СССР, Речкалов служил в городе Бельцы на севере Молдавии.

За день до начала Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года, лётная карьера Речкалова едва не оборвалась.

  • Самолёт И-153 конструкции Николая Николаевича Поликарпова
  • РИА Новости

«Речкалова забраковала врачебно-лётная комиссия, обнаружившая у него дальтонизм. Но уже на следующий день всем было не до того. Командир дал Григорию срочное поручение, даже не заглянув в медицинские документы», — отметил в разговоре с RT эксперт Национального центра исторической памяти при президенте РФ Александр Макушин.

Первую воздушную победу Григорий одержал в первые дни войны (в разных источниках фигурируют даты с 25 по 27 июня). Речкалов сбил вражеский истребитель Ме-109. Всего за первый месяц боёв, летая на истребителе И-153 «Чайка», он уничтожил три самолёта противника. По словам историков, для начального этапа войны это было очень серьёзным результатом. В июле, во время атаки на вражескую переправу, Григорий получил тяжёлое ранение.

«Нос сапога, наполовину развороченный, представлял собой месиво из кусков кожи и крови. Я попытался пошевелить ногой — она не подчинялась», — описывал произошедшее Речкалов в мемуарах.

  • Григорий Речкалов
  • Legion-Media

«Был настоящим советским командиром»

Несмотря на тяжесть ранения, лётчик довёл свою машину до аэродрома и, только посадив её, потерял сознание. Он лечился в нескольких госпиталях и перенёс три операции. После выздоровления, в феврале 1942 года, Григорий получил назначение на должность командира звена в 4-й запасной авиаполк, стоявший в Тамбовской области, но уже весной сбежал в свой старый полк, получивший к этому времени наименование 16-го гвардейского. В нём он освоил новую технику — истребитель Bell P-39 Airacobra.

Речкалов отличился в Битве за Кавказ и в воздушных сражениях на Кубани. К 3 мая 1943 года он сбил уже 12 самолётов противника лично и два — в составе группы. 24 мая 1943-го ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

  • Слева направо: Григорий Андреевич Речкалов и Андрей Иванович Труд
  • РИА Новости
  • © Израиль Озерский

Во время Мелитопольской операции осенью 1943 года Речкалов во главе восьмёрки Airacobra прикрывал действия советских механизированных частей. Выполняя это задание, он встретил в небе группу из примерно полусотни немецких бомбардировщиков Ю-87, которые действовали под прикрытием шести истребителей Ме-109. Григорий принял решение атаковать врага. В завязавшемся бою были уничтожены пять бомбардировщиков и один истребитель неприятеля. Причём три Ю-87 Речкалов сбил лично. За этот подвиг он был удостоен ордена Александра Невского.

В конце 1943 года командование представило Речкалова к получению второй Золотой Звезды Героя Советского Союза, однако решение о награждении по неизвестным причинам тогда так и не было принято.

Весной — летом 1944 года Григорий участвовал в боях на Ясском направлении. Этот период боевых действий стал для него особо результативным. К 29 июня на его счету было уже 48 самолётов противника, сбитых лично, и пять — в составе группы. 1 июля 1944-го Речкалов стал дважды Героем Советского Союза.

  • Bell P-39N Airacobra
  • Legion-Media
  • © Martin Čížek

На завершающем этапе войны Григорий освобождал Польшу и Чехословакию, участвовал в Берлинской наступательной операции. С лета 1944 года он возглавлял свой родной полк, а в марте 1945-го был переведён на должность лётчика-инспектора по технике пилотирования 9-й гвардейской истребительной авиадивизии. После Победы он занимал аналогичную должность в 6-м гвардейском истребительном авиакорпусе и проходил службу на территории Австрии.

«В годы войны Речкалов проявил редкое мужество и героизм, бесстрашно сражаясь в небе Родины, а затем и Европы, борясь с фашистской чумой», — заявил в разговоре c RT методист научно-методического отдела Музея Победы Николай Лахтиков.

По словам историков, точное количество сбитых Речкаловым вражеских самолётов вызывает дискуссии. Называются цифры от 56 до 62 нацистских крылатых машин в его личном зачёте.

  • Трижды Герой Советского Союза лётчик Александр Покрышкин, дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов и Николай Гулаев (слева направо) на Красной площади
  • РИА Новости

«Ряд документов о воздушных победах Речкалова на начальном этапе войны были утрачены, однако сохранились свидетельства, по которым можно с уверенностью сказать, что они имели место», — подчеркнул Сергей Перелыгин.

Как отмечают эксперты, Речкалов в любом случае входит в пятёрку наиболее результативных советских асов, а если максимальные оценки верны, то занимает второе место по количеству сбитых немецких самолётов после трижды Героя Советского Союза маршала авиации Ивана Кожедуба.

В мае 1951 года Речкалов окончил Военно-воздушную академию. Он проходил службу на различных командных должностях в УССР, Австрии и на Закавказье, а в 1956 году получил особо ответственное назначение — командиром истребительной авиадивизии на Дальнем Востоке.

  • Самолёты МиГ-31 во время торжественного открытия музейно-патриотического комплекса, посвящённого дважды Герою Советского Союза лётчику Григорию Речкалову, в посёлке Зайково Свердловской области
  • РИА Новости
  • © Павел Лисицын

«Советская авиация на Дальнем Востоке решала задачи в условиях, приближенных к боевым. Американцы постоянно совершали провокации», — отметил Николай Лахтиков.

В дальнейшем Речкалов занимал командные должности в Отдельной Дальневосточной армии и Новосибирском корпусе ПВО. В 1959 году он уволился в запас в звании генерал-майора.

В начале 1960-х прославленный лётчик учился на вечернем отделении журфака Московского государственного университета. Он занимался научной работой и написал несколько книг воспоминаний.

  • Посетители в Музейно-культурном центре имени дважды Героя Советского Союза Григория Речкалова во время торжественного открытия музейно-патриотического комплекса
  • РИА Новости
  • © Павел Лисицын

Умер Григорий Речкалов 22 декабря 1990 года. Ему установлены памятники в различных городах России. Его именем названы улицы и школы.

«Речкалов был настоящим советским командиром — человеком храбрым, с разносторонними интересами. Именно про людей такого склада сняли в своё время фильм «Офицеры», — подытожил Александр Макушин.

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»
Подписывайтесь на наш канал в Дзен
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить