Степан Макаров родился в Николаеве в семье морского офицера. В 1865 году он окончил морское училище флотских штурманов в городе Николаевск-на-Амуре. Военно-морскую службу он начал на кораблях Сибирской военной флотилии и эскадры Тихого океана / Legion-Media
В 1866—1867 годах Макаров на корабле «Аскольд» совершил переход в Кронштадт. За выдающиеся успехи в службе он был переаттестован в гардемарины и зачислен в воспитанники Морского кадетского корпуса. В 1869 году Макаров получил звание мичмана / Public domain
Макаров служил на корвете «Дмитрий Донской», фрегате «Князь Пожарский» и других кораблях Балтийского флота. Параллельно с учёбой и исполнением служебных обязанностей он с 1867 года занимался изучением проблем живучести кораблей / Public domain
Макаров сделал ряд предложений, которые в дальнейшем использовались в кораблестроении. Он участвовал в разработке водонепроницаемых отсеков, магистральных трубопроводов с водоотливными средствами, специальных пластырей для заделывания пробоин / Wikimedia
С 1876 года Макаров командовал пароходом «Великий князь Константин», который он переоборудовал для перевозки минных катеров. Так началось создание отечественных миноносных кораблей и торпедных катеров. В ходе Русско-турецкой войны 1877—1878 годов Макаров совершал успешные атаки на османские корабли / Legion-Media
В 1880—1881 годах Макаров заведовал морской частью при войсках Михаила Скобелева, действовавших в Закаспийском крае и участвовавших в Ахал-Текинской экспедиции. Скобелев высоко ценил Макарова / Legion-Media
В начале 1880-х Макаров на пароходе «Тамань» провёл разведку турецкого побережья и комплекс гидрологических исследований. В дальнейшем он командовал различными кораблями Балтфлота. На корвете «Витязь» Макаров совершил кругосветное путешествие, сопровождавшееся океанографическими исследованиями / РИА Новости
В 1890-е Макаров был инспектором морской артиллерии и командовал эскадрами на Балтийском и Средиземном морях. За это время он ввёл в состав снарядов морской артиллерии бездымный порох, выдвинул идею создания подкалиберного снаряда, разработал проект первого арктического ледокола «Ермак» (на фото) / Public domain
В 1896 году Макарову было присвоено звание вице-адмирала. В конце XIX —начале XX века он служил на различных командных должностях. После начала войны с Японией возглавил 1-ю Тихоокеанскую эскадру. 13 апреля 1904 года Макаров погиб при подрыве на японской мине броненосца «Петропавловск» / Legion-Media
«Макаров служил личным примером окружающим его сослуживцам. Требовательный, но справедливый, прямой, всегда готовый прийти на помощь… щепетильный в вопросах использования казённых средств, скромный и обаятельный в быту», — писал советский военный историк Ювеналий Потапов / Legion-Media