Обречённые удивлять: поможет ли пропуск финала Гран-при Степановой и Букину прыгнуть выше головы в олимпийском сезоне
Степанова и Букин пропустят финал Гран-при по фигурному катанию в Красноярске
![Обречённые удивлять: поможет ли пропуск финала Гран-при Степановой и Букину прыгнуть выше головы в олимпийском сезоне](https://mf.b37mrtl.ru/russian/images/2025.02/article/67a5565d02e8bd11e21f85d6.jpg)
- Иван Букин и Александра Степанова
- РИА Новости
- © Сергей Бобылев
Отказ четырёхкратных чемпионов страны от одного из главных стартов сезона тренер пары Александр Жулин объяснил важностью олимпийского сезона. Необходимостью подойти к нему во всеоружии. Позиция взвешенная и абсолютно логичная: квалификация пройдёт в сентябре, к этому моменту Степановой и Букину нужно быть на пике формы и желательно — с максимально запоминающимися и технически сложными постановками.
Скорее всего, именно этот старт будет определять, в какое место мировой иерархии судьи решат встроить российский дуэт. И нужно понимать: при нынешней конкуренции, сложившейся в танцах на льду, приехать на международный турнир и показать просто хорошее, а не выдающееся катание — верный способ оказаться за пределами первой десятки. Особенно с учётом того, что на самих Играх наша страна будет лишена «своего» арбитра, а с ним и возможности хоть как-то формировать в отношении пары судейское мнение.
![Владислав Дикиджи и Адам Сяо Хим Фа](https://mf.b37mrtl.ru/russian/images/2025.02/thumbnail/67a1ea3d02e8bd6f075e0c6b.jpg)
Возникает вопрос: способен ли самый возрастной и опытный дуэт страны, как и его тренерский штаб, прыгнуть выше головы? По мнению Максима Ставиского (он ставил Степановой и Букину очень интересную послеолимпийскую программу «Пассажиры»), фигуристы всё ещё способны удивлять.
«Как только Саша и Иван начнут подготовку к олимпийскому сезону, всё сразу станет по-другому. И отношение к тренировкам, и стимул, и желание кататься, и настроение. Они и сейчас хорошо работают. Саша за полтора года отдохнула, стала более взрослой и спокойной. Я не был в восторге от их ритм-танца в этом сезоне, но произвольная программа понравилась. Видел её, правда, только в сентябре на открытых прокатах — уже тогда технически почти всё было исполнено на хорошем уровне. Кстати, посмотрев трансляции чемпионата Европы, должен сказать, что наши российские судьи на всех внутренних турнирах относятся к исполнению тех же дорожек и хореографических блоков намного строже», — сказал двукратный чемпион мира.
Те полтора года, что Степанова провела вне спорта в связи с беременностью и рождением ребёнка, хоть и дали фигуристке возможность отдохнуть, переключившись на другие заботы, но в определённом смысле затормозили прогресс дуэта.
До перехода в группу Жулина танцоры 16 лет работали под руководством Ирины Жук и Александра Свинина. В 2019-м пара стала второй на чемпионате Европы в Минске, опередив нынешних трёхкратных чемпионов континента Шарлен Гиньяр — Марко Фаббри и Викторию Синицыну — Никиту Кацалапова, и уже тогда было заметно, что тренеры ведут подопечных по хорошо спланированной траектории.
В следующем сезоне Александре и Ивану была поставлена очень сильная программа под композицию Cry Me A River Джастина Тимберлейка (фигуристы катали её два сезона из-за пандемии), затем пришло время шедевральной во всех отношениях «Ромео и Джульетты» в олимпийском 2022-м.
Но выдающаяся постановка так толком и не прозвучала на Играх — сказалась нервотрёпка из-за вынужденного карантина и приезда в Пекин в самый последний момент. Шестое место в личном турнире стало большим поводом для расстройства, но тем не менее в новый сезон Степанова и Букин должны были войти с очередным шедевром — произвольным танцем «Пассажиры».
Были даже опасения, что фигуристы не смогут выкатать программу в её первозданном замысле — до такой степени она была нашпигована сложными и оригинальными шагами. По крайней мере, сами тренеры не исключали, что какие-то блоки придётся упрощать, чтобы Саше, уступающей партнёру во владении коньком, было проще справляться с элементами и связками.
Уход спортсменки в декрет стал для всех большим сюрпризом, поскольку перед тем, как браться за постановку программ, фигуристка уверила тренеров и партнёра, что до следующих Игр не собирается брать никаких пауз.
Дело, как говорится, житейское, но полтора года простоя дали о себе знать. Фактически весь первый сезон в новом тренерском штабе Александре и Ивану приходилось не только адаптироваться психологически, но и заново восстанавливать многие навыки, что даётся во взрослом возрасте невероятными усилиями.
![Александра Степанова и Иван Букин](https://mf.b37mrtl.ru/russian/images/2024.12/thumbnail/6765579002e8bd347e33f267.jpg)
Сам Жулин, правда, сказал однажды, что танцору проще возвращаться после долгого перерыва, нежели одиночнику, поскольку восстанавливать чоктау и моухоки далеко не так сложно, как четверные прыжки. Тем не менее дуэту пришлось значительно упрощать поставленный Стависким и так и не использованный произвольный танец.
Постановки нынешнего сезона выглядели уже более качественно. Было заметно, что тренеры стараются поменять Степановой и Букину хореографический стиль, придумать что-то новое, но по-прежнему не было ощущения, что пара выглядит интереснее, нежели в олимпийском 2022-м.
На первом из этапов российского Гран-при, в Магнитогорске, и вовсе случился шок: в ритмическом и произвольном танцах почти вплотную за Сашей и Иваном оказались Ирина Хавронина и Дэвид Нарижный с совместным стажем катания в полтора года, но с очень яркими и запоминающимися программами. А победителями третьего этапа стали Елизавета Худайбердиева и Егор Базин, заочно опередившие пятикратных призёров континентальных первенств по общей сумме баллов.
На декабрьском чемпионате России Степанова и Букин одержали победу в четвёртый раз подряд уже с более солидным преимуществом над соперниками, но «всего лишь бронза» Хаврониной и Нарижного во многом объяснялась серьёзной травмой колена, из-за которой партнёр больше месяца катался с анестезией, а в январе был прооперирован.
Как бы то ни было, Степанова и Букин более чем убедительно доказали весомость своих притязаний на участие в олимпийской квалификации.
Что до новых постановок, ради которых фигуристам пришлось досрочно оборвать сезон, подводных камней здесь предостаточно. Менять стиль уже давно сложившейся пары, да ещё и перед самым важным сезоном, опасно: никогда не угадаешь, как отреагируют судьи. Это одна из причин, по которой большинство тренеров просто тасуют из программы в программу одни и те же поддержки и блоки шагов.
«Очень многие фигуристы идут по такому пути, не только танцоры. Ставишь программу, а тебе говорят, мол, у нас дорожка в прошлом году была, её стабильно оценивали на третий уровень — давай оставим? То есть ты просто блоки местами меняешь, а сама программа, по сути, остаётся прежней. Зато гарантирует определённый результат. Не хочу сказать, что так же поступают Степанова и Букин, они как раз очень старались показать в этом сезоне что-то новое, но подобный приём очень часто используется и приводит к тому, что мы видим одни и те же поддержки, одни и те же варианты твизлов», — объяснил Ставиский.
Сам Жулин тоже отмечал в одном из интервью, что эксперименты порой чреваты: «Допустим, ты, как постановщик, хочешь пойти на какой-то. Но тут же появляется мысль: а вдруг программа не получится и ты просто подставишь человека, который тебя пригласил? Да и его спортсменов тоже. А танец может не получиться у кого угодно. Это невозможно предвидеть…»
Шесть лет назад, рассуждая о переходе двукратной чемпионки мира Евгении Медведевой к канадскому специалисту Брайану Орсеру, всё тот же Жулин говорил: «Люблю повторять: пара, которая приходит ко мне от другого тренера, становится «моей» через три года».
Сейчас перед тренером стоит сложнейшая задача — преодолеть уже сложившиеся собственные стереотипы в выборе музыки и постановки программ и создать для Степановой и Букина лучший танец их жизни. И кто знает, может, на этот раз у них сообща действительно получится всех удивить?
![tg_banner](/static/img/sportBanner/tg_banner.png?v=1)
- В ISU назвали выдающимся вклад Шишковой и Наумова в фигурное катание
- Вайцеховская назвала новые программы Дэвис и Смолкина «массмаркетом»
- Мозер: я была в шоке, когда Хабибуллина и Княжук не сняли коньки после разминки
- Верховный суд Швейцарии назвал незавершённым судебное разбирательство по делу Валиевой
- Кадырова — о допуске фигуристов: мы все пока стараемся слишком не радоваться