«Лучшее, что может быть на белом свете»: Гуменник побил рекорд страны и поставил на уши зал в финале Гран-при России
Гуменник выиграл финал Гран-при России по фигурному катанию среди одиночников

- Пётр Гуменник
- РИА Новости
- © Сергей Бобылев
В начале нынешнего сезона мы пересеклись в Москве с Ари Закаряном. Известный продюсер ледовых шоу и агент Ильи Малинина сказал: мол, ближе к концу сезона для Ильи вполне может быть организовано персональное шоу — своего рода презентация пятерного прыжка с соответствующим антуражем. Софиты, барабанная дробь и всё такое прочее, призванное подчеркнуть как невероятную степень риска, так и историческую значимость момента.
В ожидании произвольных прокатов сильнейших российских одиночников в Красноярске впору было задуматься: не будь программа соревнований до такой степени спрессована, барабанная дробь, предваряющая выступление едва ли не каждого из финалистов, была бы весьма кстати.

Удивительно, но при огромном количестве очевидных минусов, которые повлекло за собой отстранение российских атлетов от международной сцены, в мужском катании нарисовался грандиозный плюс: резко выросшая внутренняя конкуренция заставила парней ринуться во все тяжкие в плане усложнения программ. Ну кто, скажите, мог бы предположить, что герои совсем вроде бы недавнего олимпийского сезона Евгений Семененко и Марк Кондратюк всего за два сезона окажутся в догоняющих как по сложности своих программ, так и по качеству прыжков, а мальчик из юниоров Владислав Дикиджи станет вторым спортсменом в истории, приземлившим четверной аксель?
Когда на одном льду сходится такое количество высококлассных фигуристов, но соревнования ещё не успели расставить их по ранжиру, невольно возникает вопрос: кто именно в большей степени заслуживает победы?
После того как в субботу она досталась Петру Гуменнику, можно было бы выстроить целую сюжетную линию о том, что Красноярск не слишком фартовый город для ученика Вероники Дайнеко. Два года назад он едва не стал здесь чемпионом страны: набрал равную, до сотых долей балла, сумму с Семененко, но проиграл, поскольку Евгений оказался чуть более удачлив в произвольном прокате. В этот раз в короткой программе при совершенно потрясающем качестве прыжков и очень яркой постановке по мотивам нашумевшего фильма «Дюна» он остался позади Кондратюка, уступив всего 0,2 очка.
Тот первый результат Марка можно было списать на невероятный кураж и предположить, что добиться подобного впечатления в произвольной, скорее всего, не удастся, тем более что там и его, и Гуменника подстерегала опасность в виде молодых, но уже очень зубастых Дикиджи и Николая Угожаева. Оба — с отличной техникой четверных прыжков и способностью варьировать их в программе как душе угодно. В минус обоим можно было записать разве что не слишком большой стаж взрослых выступлений.
Похоже, именно недостаток опыта сыграл с фигуристами злую шутку в пятницу. Угожаев не слишком удачно справился с каскадом из своего коронного четверного лутца и тройного тулупа и улетел на седьмое место, а Дикиджи при общем отсутствии ошибок достаточно много потерял на мелочах. А может быть, его просто слишком вымотал сезон, по ходу которого Влад не проиграл ни одного значимого старта.
Как бы то ни было, четвёртый результат Дикиджи в короткой программе дал повод задуматься: возможно, действительно стоит доверить право отправиться в сентябре на олимпийскую квалификацию кому-то другому? Ведь если брать в расчёт авторитетность в глазах международного сообщества, понятно, что тот же Семененко со своим тренером Алексеем Мишиным выглядят несколько более солидно, чем Влад с Олегом Татауровым.
Словом, было ясно: чтобы не оказаться у разбитого корыта, Дикиджи во что бы то ни стало нужно в Красноярске побеждать.
Все, кто мог помешать в этом питерскому фигуристу, собрались во второй разминке. Первая выглядела как разогрев: над катком ещё не витало напряжение, способное расплавить своим накалом весь лёд в округе. Наиболее грандиозной личностью из всех действующих лиц выглядела крошечная женщина за бортом — Тамара Москвина.
В начале октября, когда Угожаев выиграл в Питере «Мемориал Н.А. Панина-Коломенкина», опередив Семененко, Глеба Лутфуллина и Дикиджи, он признался: Москвина, за клуб которой он выступает, не просто консультирует его на тренировках, но и помогает настроиться на выступление в ходе соревнований. В Красноярске это сработало: программа с двумя тройными акселями и четырьмя четверными прыжками — тулупом, двумя флипами и лутцем — принесла фигуристу 179,47 балла. Не слишком много, чтобы претендовать на призовое место, но достаточно, чтобы реабилитировать себя за неудачу накануне.

В разряд локальных личных успехов следовало бы включить в этот вечер ещё два выступления: лучшие в сезоне прокаты произвольной программы Даниила Самсонова и Макара Игнатова. Но главные разборки состоялись значительно позже.
Возможно, спустя время Дикиджи (в том случае, если олимпийский выбор будет сделан не в его пользу) будет вспоминать свои ошибки в Красноярске как самые обидные в карьере. В целом программа была исполнена неплохо, но степ-аут на трикселе обернулся значительным снижением баллов. В сумме это обернётся для Владислава лишь четвёртым местом.
«Не знаю, как оно сыграет в контексте олимпийского отбора. Конечно хотелось бы (поехать. — RT) на Игры, но здесь уже не от меня зависит. Я сделал всё, что смог. И Олимпиада, наверное, не последняя. Ещё один отборочный прокат? Если будет можно — я бы вышел», — скажет расстроенный фигурист.
Но в тот момент, когда он будет общаться с прессой, болельщики уже начнут сходить с ума. Потому что на льду развернётся настоящая драма.
Когда Евгений Плющенко на своей второй Олимпиаде в Турине соперничал с наиболее яркими фигуристами своего поколения Стефаном Ламбьелем и Джонни Вейром, я написала в репортаже: «В те минуты, что провёл на льду трёхкратный чемпион мира, фигурное катание не имело никакого отношения к искусству. Это была квинтэссенция кристально чистого спорта. И бешеного желания победить».
Подобные слова можно было повторить в Красноярске в адрес Семененко. Евгения можно было упрекнуть в недостаточно чистых выездах, не слишком глубоком погружении в музыку и сюжет программы, но все секунды, что фигурист провёл на льду, он сражался за каждый балл, за каждое приземление. Прокат реально отнял у Евгения все силы и эмоции — вряд ли он был способен сделать в этот вечер больше.
И совершенно невозможно было предположить в тот момент, что спустя несколько минут Гуменник поставит зал на уши и наберёт рекордную сумму баллов, как за прокат (210,04), так и в сумме (314,54). И что Кондратюк с падением на четверном флипе выполнит не четыре, как у Семененко, а пять четверных прыжков, и этого окажется достаточно, чтобы опередить Евгения на 0,16...
Чемпионский же прокат исчерпывающе прокомментировала Татьяна Тарасова: «После проката Гуменника зал встал. Это лучшее, что может быть на белом свете», — сказала она.

- Савосин снялся с произвольной программы в финале Гран-при России из-за температуры
- Гуменник выиграл финал Гран-при России по фигурному катанию
- Соколовская эмоционально отреагировала на падение Кондратюка в финале Гран-при
- Фигурист Алиев признался, что весь сезон катается на таблетках
- Кондратюк — о падении в финале Гран-при: это была не ошибка, а хореографический элемент
- Гуменник — о шансах поехать на отбор на ОИ: думаю, после финала Гран-при процент я увеличил
- Семененко отказался лично давать комментарии журналистам после бронзы финала Гран-при