«Прежними остались музыка и купальники»: Дорошко — о технической программе, паническом страхе и ленивом выходном

Дорошко призналась, что поначалу испытывала страх при работе в группе

Переход из юниорской во взрослую команду дался нелегко, так как поначалу пришлось работать в середине группы и любые огрехи в технике были заметны на фоне более опытных партнёрш. Об этом в интервью RT рассказала синхронистка Майя Дорошко. По её словам, из-за боязни кого-то ударить у неё развился страх, который однажды даже привёл к неконтролируемой тряске ног. Двукратная чемпионка мира также вспомнила, как восхищалась пластикой Варвары Субботиной и Светланы Колесниченко, расписала свой обычный тренировочный день и поделилась, что может задержать дыхание и провести под водой почти четыре минуты.
«Прежними остались музыка и купальники»: Дорошко — о технической программе, паническом страхе и ленивом выходном

    — Главный тренер сборной команды Татьяна Покровская не так давно произнесла на ваш счёт фразу: «Команда её воспитала». Согласны с ней?

    — Да. Мой основной апгрейд в синхронном плавании пришёлся на время, когда я встала в команду перед чемпионатом мира — 2019. Во-первых, как раз тогда я научилась справляться со стрессом на соревнованиях. Во-вторых, это совершенно другие нагрузки. Всё-таки до прихода в сборную сталкиваться с такими объёмами мне не приходилось.

    — Свою первую тренировку в составе группы помните?

    — Это было на сборах в Бразилии. Татьяна Николаевна постоянно варьировала трёх спортсменок — выбирала между мной, Варей Субботиной и Михаелой Каланчой. Наши тренеры всегда говорили: когда есть возможность встать в группу, надо всегда это делать, даже если кто-то из девочек основного состава, что называется, в туалет отошёл.

    Также по теме
    «Муж просто в шоке от перспективы»: Ромашина о работе тренером, советах Покровской, отъезде Давыдовой и 99-м месте в шоу
    Постоянно быть первой в синхронном плавании больше не получится ни у одной страны, заявила в интервью RT семикратная олимпийская...

    — Чтобы любым способом обратить на себя внимание?

    — Да. Показать, что ты можешь, что ты хочешь. Не все хотят, кстати. Я же очень старалась. И мне в итоге повезло. Хотя место было отвратительное.

    — Что значит — отвратительное?

    — Это место, которое всегда при любых перестроениях оказывается в середине группы и требует больших переплывов. То есть вся группа уже стоит, а один человек ещё плывет. И вот этим человеком, к сожалению, постоянно оказывалась я. Кроме того, моё место было между Аллой Шишкиной и Владой Чигирёвой, и я была всегда виновата.

    — Постоянно доставалось от партнёрш ногами в воде?

    — Скорее им от меня. И Алла, и Влада работали очень аккуратно, а я, во-первых, крупнее, а во-вторых, придя во взрослую команду, не очень хорошо умела работать в такой группе в принципе. В юниорах всё-таки работают пошире, нет такой близости в рисунках. Мысль о том, что я, не дай бог, кого-то ударю, была для меня страхом номер один. Поэтому постоянно приходилось как-то ужиматься, чтобы никого не задеть, чтобы быть удобной, и при этом попадать в музыкальный счёт.

    — Когда этот панический страх пошёл на убыль?

    — В Улан-Удэ, непосредственно перед выездом в Кванджу на чемпионат мира. До этого был старт в Казани, который превратился для меня в один сплошной ужас. Мы прыгнули в воду, садимся на первый элемент — выталкивание «цапля», и у меня начинают дико трястись ноги. Я реально чувствовала это, но ничего не могла с собой поделать. В итоге к концу программы я разошлась, но всё равно там облажалась.

    А вот перед чемпионатом мира уже более-менее появилась уверенность. Плюс накопилась настолько сильная усталость, что не до нервов было вообще. Если вспомнить сами соревнования, я даже не поняла, что стала двукратной чемпионкой мира. Не было сил радоваться.

    — В чём заключается основная мотивация, когда приходишь в синхронное плавание?

    — Я всегда думала, что круто стоять в дуэте, хотя никогда особо не стояла в индивидуальных видах. Знала, что хороша в группе, потому что сильная и выносливая. Такой солдатик.

    — Сравнивали себя с солистками?

    — Ну как сравнивала — скорее восхищалась. У Вари Субботиной, как и у Светы Колесниченко, невероятно красивые, «поющие» руки, ноги. Они необычайно хорошо смотрелись в дуэте, но мне и в голову не приходило, что когда-нибудь я смогу кого-то из них заменить. Не сказать, что у меня какой-то сильный комплекс развился по этому поводу, но было немного обидно понимать, что я, наверное, никогда не сумею стать в воде столь же пластичной и выразительной. Поэтому радовалась тому, что у меня вообще началась карьера в группе.

    — Но наработали же и пластику, и выразительность.

    — Мы очень много занимались импровизацией. Это когда тренер включает музыку и просит придумывать движения самостоятельно. Раньше я сильно терялась при таких заданиях, вообще не понимала, как двигаться, что делать. Но со временем это понимание ко мне пришло. Плюс в программу тренировок у нас сейчас входят танцы, что тоже очень способствует прогрессу.

    Также по теме
    «Модно орать, словно тебя режут»: Покровская — о боязни проиграть, жалости к себе, «лишних» людях и одежде для полных
    Многие девушки в группе психологически пока ещё не готовы к выступлению на чемпионате мира по синхронному плаванию. Об этом в интервью...

    — Ваша дуэтная карьера начиналась с выступлений со Светланой Колесниченко. Её авторитет психологически подавлял или, напротив, подталкивал вперёд?

    — Он очень сильно мотивировал. Дело было даже не в том, что Света — трёхкратная олимпийская чемпионка, хотя и в этом тоже. Я реально не понимала, как ей удаётся прийти на тренировку после выходного и работать так же, как в пятницу. Словно и не было этого дня простоя, расслабленности, вкусной еды.

    — А когда на место Колесниченко встала Таня Гайдай, адаптация друг к другу была долгой?

    — Нет, но это потому, что мы с детства много тренировались вместе. Кстати, Таня, в отличие от меня, как раз солистка. Когда я была помладше, у меня имелись проблемы с высотой, с коленями, с подъёмами ног, над всем этим приходилось очень много работать. У Тани же всё получалось само собой. Мне казалось, она просто создана для синхронного плавания.

    — Сколько времени вам приходится сейчас тренироваться?

    — Много. Перед интервью с вами у нас была тренировка в воде, которая началась в восемь утра, а закончилась в 13. Потом мы должны были минут на 40 идти в зал, но занятие пришлось перенести на вечер из-за примерки купальников. Плюс есть отдельный вечерний зал, где мы проходим на суше все свои программы на руках и делаем дополнительные упражнения.

    Например, Таня занимается с нашим доктором упражнениями на мышцы-стабилизаторы, делает подкачку. Я выполняю упражнения для спины, потому что у меня в этом году она даёт о себе знать. Между тренировками сон, массаж.

    Когда выдаётся выходной, стараюсь сделать как можно больше чисто бытовых дел. Маникюр, педикюр, куда-то съездить, что-то забрать. Или весь день лежу дома, смотрю какие-то фильмы. На базе в выходной, как правило, не остаюсь. Всё-таки когда выезжаешь, это помогает психологически сменить картинку.

    — Вне тренировок вы с Татьяной контактируете?

    — Отдыхаем порознь. И живём отдельно друг от друга — специально попросили найти для нас такую возможность. Всё-таки от ежедневной совместной работы сильно устаёшь.

    — В этом году вы выступали на этапе Кубка мира в Египте с технической программой, одержали там победу, но знаю, до какой степени за вас переживали тренеры. А самим было страшно?

    — Перед соревнованиями — очень. В самом Египте у нас было не слишком много времени на тренировки, поэтому мы использовали любую возможность — в тренировочной ванне, в бассейне отеля. Было очень тяжело ждать соревнований. Постоянно думаешь, что ты первый, кто поехал на международный старт. И соответственно, первый, кто может проиграть. Понятно, что у российских атлетов был большой перерыв, что поменялись и стали непредсказуемыми правила. Но у всех намертво сидит в головах, что Россия в синхронном плавании — это 25 лет непрерывных побед. И стать первым человеком, который не принесёт победу,— это просто кошмарная перспектива.

    — После возвращения из Египта тренеры что-то поменяли в вашей с Таней технической программе?

    — Проще сказать, чего не поменяли. Прежними остались музыка и купальники. Ну и немножко хореографии. Сольную программу Таня делает совершенно новую. Произвольный дуэт мы в Египте не показывали, хотя постановка была, как мы считали, завершена, но сейчас это уже совсем другая программа под другую музыку. Основная задача — освоить в дуэте более сложную поддержку. Ну и учесть замечания судей, которые оценили наше артистическое мастерство в Египте 12-м результатом.

    • Светлана Колесниченко и Майя Дорошко
    • РИА Новости
    • © Максим Богодвид

    — Когда тренировки занимают столько времени, удаётся получать от них удовольствие?

    — Честно? Это сложная задача.

    — Но нельзя же так тяжело работать, не испытывая удовольствия вообще?

    — Мне доставляет удовольствие после нашей тренировочной пятидневки приехать домой. Приезжаю, очень вкусно ем, провожу свой лучший ленивый день, и мне это очень нравится. Можно выспаться, не вставать в шесть утра. Если вечером никуда не выбираюсь, развлекаю себя сериалами, фильмами, книжками. Начала кроссворды разгадывать.

    Также по теме
    Майя Дорошко и Татьяна Гайдай «Должны этот шанс использовать»: Данченко о возвращении на мировую арену, дуэте Дорошко — Гайдай и зависимости от судей
    На этой неделе российские синхронистки выступят на Кубке мира в Египте. Но если группа будет представлена юниорским составом, то Майю...

    — Когда голова до такой степени загружена, бывает тяжело находить какие-то интеллектуальные развлечения.

    — Это точно. Я пыталась учиться, готовиться к сессии в магистратуре, это реально превращалось в мучение. Открываю учебник, понимаю, что по десять раз читаю одно и то же и абсолютно ничего не могу запомнить, только глаза болят от напряжения. В итоге приняла решение перенести сессию, буду сдавать экзамены в отпуске.

    — Когда учишься в институте физкультуры, всегда есть шанс в надежде на сочувствие сказать преподавателю: зато я могу сидеть под водой пять минут!

    — Пять это вряд ли, но три точно смогу. Мой рекорд — 3,45, но это давно, не помню даже, сколько лет назад. Сейчас в таких длительных задержках дыхания нет необходимости, но мы и без этого много работаем на гипоксии.

    — Бывает такое, что нехватка воздуха начинает сказываться на качестве элементов?

    — Когда я чувствую, что кислорода начинает не хватать, почему-то бессознательно выпускаю остатки воздуха из лёгких. Из-за этого порой немного теряется уверенность в движениях. Уходит концентрация, что чревато. Поэтому надо каждую секунду заставлять себя жёстко контролировать всё, что ты делаешь, и думать только об этом, не позволяя себе никаких лишних мыслей. Этот контроль, кстати, успокаивает. Ты просто начинаешь думать о том, что надо закончить связку, не допустить ошибок, а о вдохе подумать потом, когда будет время его взять. Но вообще, в синхронном плавании скучать не приходится даже когда не задерживаешь дыхание.

    Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»
    dzen_banner
    • Лента новостей
    • Картина дня

    Данный сайт использует файлы cookies

    Подтвердить