Жажда борьбы: Миура и Кихара побили рекорд Мишиной и Галлямова в произвольной и перекатали всех бывших россиян
Миура и Кихара выиграли турнир спортивных пар на Олимпиаде в Милане

- Рику Миура и Рюити Кихара
- © Xavier Laine/Getty Images
В прогнозе финала спортивных пар олимпийский чемпион Максим Маринин был лаконичен: «Кто лучше выспится, кто будет меньше дёргаться и справится с собственными нервами, тот и выиграет. По первому выступлению мне понравились немцы, но в финале я поставил бы на грузинскую пару. Ребята прекрасно откатались на чемпионате Европы и вполне могут выехать на этом же кураже, на инерции успеха».
Такой же инерцией успеха можно было бы назвать победу самого Маринина и его партнёрши Татьяны Тотьмяниной на Играх в Турине. Фигуристы подошли к ним в статусе двукратных чемпионов мира, но имелась оговорка: между двумя этими титулами случилось страшнейшее падение Татьяны с поддержки на этапе Гран‑при ISU в Питтсбурге, в котором Максим долгое время винил себя.
Как раз тогда в тренерском штабе пары, помимо Олега Васильева, появился замечательный психолог Елена Дерябина. Шаг за шагом она возвращала Маринина к жизни, рассказывала, как работает человеческая психика, о чём нужно думать во время выступления, а на что вообще не обращать внимания.
Позже фигурист признавался, что подошёл к Играм в настолько хорошей форме, что вообще не волновался, выходя на лёд.
«Когда спортсмен в момент выступления начинает думать о том, что он делает, тело всегда опаздывает. Об этом мы тоже много говорили с Дерябиной, наверное, поэтому я подошёл к Играм в идеальной форме и слышал только себя, своё состояние. Выступать в таком состоянии очень комфортно: ты отключаешь мозг и чувствуешь себя совершенной машиной. Меня не могли сбить никакие помехи, никакие крики на трибуне — всё это было как в шоу «За стеклом», — вспоминал фигурист.
Умение отрешиться от любых внешних раздражителей — ещё один показатель, способный охарактеризовать будущего чемпиона. У тех же Тотьмяниной и Маринина был момент незадолго до отъезда в Италию, когда во время одного из тренировочных прокатов Татьяна раньше времени раскрылась в подкрутке и локтем врезалась в подбородок партнёра. Тот дал сигнал не останавливаться, и только после того, как прокат был завершён, Маринин пошёл в медпункт, где ему наложили на губу несколько швов. По словам хореографа Александра Матвеева, который присутствовал при инциденте, именно в тот момент у него исчезли сомнения в том, что Максим и Татьяна выиграют олимпийское золото.
В Милане внутренних драм хватало у многих участников финала. Чемпионы мира — 2024 Динна Стеллато‑Дудек и Максим Дешам не стали раскрывать подробности достаточно серьёзной травмы головы партнёрши, из‑за которой фигуристы не смогли принять участие в командном турнире, но последствия были налицо: две грубые ошибки в короткой программе, место в первой разминке в финале и ещё два срыва там в прыжковых элементах.
Точно так же не в форме (и тоже из‑за травм) оказались на Играх олимпийские чемпионы Пекина Суй Вэньцзин — Хань Цун. Китайцы хоть и сохраняли шансы на пьедестал, но сильно уступали в уверенности двукратным чемпионам мира Рику Миуре и Рюити Кихаре. Ну а тот факт, что второе и восьмое место отделяли друг от друга после короткой программы всего 3,76 балла, делал как никогда верным прогноз Маринина. Оставалось выяснить, чья внутренняя «машина» лучше сработает на результат.
Пятое место японского дуэта в короткой программе в воскресенье на самом деле выглядело несчастным случаем. Если кто и должен был совершить в финале невероятное, так это они, несмотря на то что не прошли в сильнейшую разминку. Но эта вероятность казалась малореальной: слишком значительный запас создали себе в короткой программе Минерва Хазе и Никита Володин.
Впрочем, какую именно разминку считать сильнейшей, в понедельник можно было поспорить. В последней группе предстояло выступить двум чемпионам Европы, а предпоследняя включала в себя, помимо двукратных чемпионов мира, победителей континентального первенства Сару Конти — Никколо Мачии и двух обладателей олимпийского золота — китайский и американский дуэты. К титулу Элли Кам и Дэниэла О'Ши, завоёванному в Милане в командном первенстве, надо было ещё привыкнуть, но, как говорится, из песни слов не выкинешь.

- Анастасия Метёлкина и Лука Берулава
- AP
- © Bernat Armangue
Есть неписаная истина: кому сильнее нужна медаль, тот её и получает. Казалось бы, наиболее сильно должны стремиться к пьедесталу итальянцы, но они боролись не столько с элементами, сколько со свежей травмой колена у партнёрши и усталостью, накопленной в командном турнире. Американцы тоже добавили бонусов в статистику, согласно которой никому из фигуристов ещё не удавалось полностью восстановиться к личному турниру после двух выступлений в команднике: они получили минусы на лутце, ошиблись в прыжковом каскаде, а на сольном тройном прыжке партнёрша упала.
Следом из медальной гонки вычеркнула себя и партнёра Суй Вэньцзин. Она начала каскад с одинарной бабочки, а затем был сорван и тройной сальхов — прыжок пошёл в зачёт как двойной. Пожалуй, это был наиболее грустный момент дня: уходящая и порядком поблёкшая эпоха.
Ну а потом случился тот самый прокат Миуры и Кихары, в котором они не просто реабилитировались за допущенные накануне ошибки, но и оставили на льду всё, на что были способны, вычерпав себя до дна. Причём сделали это исключительно.
Такое катание почти никогда не оставляет публику безучастной. Как и судей. Общая сумма 231,24 стала личным рекордом пары, а оценки за произвольный прокат (158,13) — мировым. Причём чемпионы побили достижение, которое принадлежало Анастасии Мишиной и Александру Галлямову.
Одним из самых ярких моментов финала — той его части, где шла битва за медали, — стала самозабвенная борьба за свой лучший результат выступающих за Венгрию Марии Павловой и Алексея Святченко. Выглядело даже несколько несправедливым, что их обошли Анастасия Метёлкина и Лука Берулава с помаркой в приземлении с выброса и потерей одного уровня на тодесе. Но тут уж жаловаться на судьбу не приходилось: грузинская пара каталась мощнее, быстрее и только за счёт второй оценки получила преимущество в 4,12 балла. Собственно, этой суммы Павловой и Святченко как раз и не хватило, чтобы завоевать бронзу: в произвольной программе они стали третьими, но по сумме остались четвёртыми.
Что до Хазе и Володина, которым выпало закрывать вечер, то, похоже, они в самый важный для себя день были одержимы тем же чувством, что и в своё время Брайан Бойтано. Проиграв Игры в Лиллехаммере, олимпийский чемпион Калгари признался, что «спортсмен должен жаждать борьбы, а не только победы».
Положа руку на сердце, отметим, что победы сложно было не жаждать: немцы опережали японский дуэт после короткой программы с приличным запасом, а в этом случае сознание бывает заточено на удержание результата, а не на борьбу. Возможно, поэтому тактика не сыграла: партнёрша сделала сразу две грубые ошибки — приземлила в степаут один из прыжков каскада и сделала одинарную бабочку вместо тройного сальхова. Первая предопределила судьбу золота, вторая — серебра, и выглядело всё совершенно справедливым.

- Арутюнян: виноваты мы, взрослые, которые не смогли оградить юного Малинина от неверных шагов
- США не будут подавать апелляцию на результаты Олимпиады в танцах на льду
- Багин: российским танцорам было бы сложно попасть в тройку на Играх-2026
- Акопова — о переименовании музыки на ОИ из-за протеста Азербайджана: были немного в шоке
- Жулин — о фигуристах с русскими фамилиями на ОИ: наш генофонд везде прорвётся
- Чайковская: давайте поговорим о шансах Петросян после проката, а то получится как с Малининым
- Козловский в ужасе от баллов Миуры и Кихары на Олимпиаде в Италии