После курсов английского: США приняли решение самостоятельно обучать украинских пилотов управлению F-16
США приняли решение самостоятельно обучать украинских пилотов управлению F-16
- Gettyimages.ru
- © Stocktrek Images
США начнут обучение лётчиков ВСУ управлению F-16 в октябре в штате Аризона, на авиабазе Моррис, заявил официальный представитель Минобороны США Патрик Райдер во время пресс-брифинга.
«Вслед за курсом английского языка, который пройдёт для лётчиков в сентябре, обучение пилотированию истребителей F-16, как ожидается, начнётся в октябре на авиабазе Моррис в Тусоне, штат Аризона, при содействии 162-го авиакрыла Национальной гвардии ВВС США. На данный момент у нас нет конкретных цифр касательно того, сколько украинцев примут участие в этой подготовке, однако мы ожидаем, что к ней будут привлечены несколько пилотов и десятки сотрудников техобслуживания», — сообщил Райдер, добавив, что Украина сама определит количество военнослужащих, которым требуется пройти подготовку.
По его словам, в рамках программы обучения лётчиков ВСУ США оценят уровень навыков каждого отдельного пилота, «что поможет определить» сроки его подготовки. В частности, у начинающего лётчика F-16, не проходившего длительную подготовку на территории США, она «занимает обычно приблизительно восемь месяцев», сказал представитель Пентагона.
«У опытного лётчика, который, например, проходит курс повышения квалификации, подготовка может занимать до пяти месяцев», — уточнил Райдер.
Как отметил представитель Пентагона, в программу подготовки пилотов ВСУ входит курс введения в основы истребительной авиации, на котором учат групповой слётанности, базовым манёврам истребителя и применению вооружения.
«И это поможет перейти собственно от мышления лётчика с базовой подготовкой к мышлению лётчика-истребителя. Будет проведена определённая наземная подготовка... Будет проведена дополнительная подготовка по ведению воздушного боя, маневрированию, тактическим перехватам, непосредственной огневой поддержке, подавлению средств ПВО противника», — заявил Райдер.
По его словам, у самолёта F-16 высокие лётно-технические характеристики, по этой причине, помимо специально обученных пилотов, требуется ещё и существенное материально-техническое обслуживание.
«Поэтому нужно провести подготовку всех сотрудников техобслуживания, чтобы они могли поддерживать состояние самолёта на таком уровне, при котором истребитель мог бы продолжать совершать боевые вылеты», — пояснил представитель Минобороны США.
Как считает Райдер, подготовка в Соединённых Штатах дополнит обучение украинских лётчиков и работников техобслуживания F-16, которое уже проводится в Европе, и ещё больше усилит поддержку коалиции по подготовке военнослужащих ВСУ пилотированию на истребителях F-16, возглавляемой Данией и Нидерландами.
«В дальнейшем мы будем продолжать тесные консультации с датчанами, нидерландцами и прочими союзниками для обеспечения того, чтобы подготовка США дополняла более широкие усилия коалиции в том, что касается обучения», — сказал Райдер.
- Пентагон
- Gettyimages.ru
- © Hisham Ibrahim
Напомним, готовить украинских пилотов к управлению F-16 в Европе будет коалиция, состоящая из 11 стран — Дании, Нидерландов, Великобритании, Канады, Бельгии, Люксембурга, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии и Швеции. В свою очередь, президент Украины Владимир Зеленский заявил 21 августа, что в подготовке украинских лётчиков также примет участие Греция, а позднее, во время пресс-конференции с лидером Португалии Марселу Ребелу де Соузой, объявил о присоединении к процессу обучения и португальской стороны.
В свою очередь, президент США Джо Байден и Зеленский 25 августа обсудили по телефону начало обучения лётчиков ВСУ и передачу киевскому режиму истребителей F-16. Глава Белого дома в очередной раз подтвердил «приверженность Вашингтона поддержке обороны Украины».
Вместе с тем, по данным телеканала Sky News, датские вооружённые силы уже начали тренировки военнослужащих ВСУ на F-16.
Обещания о поставках
Напомним, 18 августа помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан сообщил во время брифинга для журналистов о готовности Вашингтона одобрить передачу третьей стороной произведённых в Штатах F-16 Украине, когда пилоты ВСУ завершат обучение. В частности, о намерении предоставить Украине эти истребители из своего парка уже заявили Дания и Нидерланды.
20 августа в своём Telegram-канале Зеленский заявил, что Нидерланды якобы готовы передать ВСУ 42 самолёта F-16. Однако власти страны не подтвердили эту информацию, отметив, что 42 — это общее количество таких истребителей, которые стоят на вооружении Нидерландов.
Позднее в тот же день в датском Минобороны сообщили, что Копенгаген поставит на Украину 19 самолётов F-16. Российский посол в Дании Владимир Барбин осудил решение датского правительства, подчеркнув, что передача этих воздушных судов киевскому режиму «ведёт к эскалации конфликта».
О намерении передать Украине F-16 заявил и премьер Норвегии Йонас Гар Стёре.
«Норвегия поддерживает Украину в её усилиях по созданию современной системы ПВО... Мы планируем подарить Украине норвежские истребители F-16», — говорится в сообщении, размещённом на сайте правительства Норвегии.
При этом, как отмечает военный эксперт Шон Белл в материале для телеканала Sky News, опубликованном 21 августа, не все истребители F-16, которые Дания и Нидерланды передадут ВСУ, можно будет применять в боевых действиях. Белл пояснил, что некоторые из переданных самолётов будут двухместными — такие обычно используют для наблюдательных или учебных миссий.
В свою очередь, отставной офицер ВС США Дэниел Дэвис в статье для американского портала 19FortyFive подчеркнул, что самолёты F-16 не помогут киевскому режиму победить в борьбе с ВС России, поскольку эти воздушные суда уязвимы для российских систем противовоздушной обороны и в конечном итоге будут уничтожены комплексами С-300 и С-400.
Схожее мнение выразил и экс-советник главы Пентагона отставной полковник Дуглас Макгрегор в эфире YouTube-канала Judging Freedom. По его словам, у F-16, которые планируют направить на Украину, отсутствует система нацеливания. Кроме того, у Украины нет необходимой инфраструктуры, включая подходящие взлётно-посадочные полосы.
В целом, по мнению эксперта британского института оборонных исследований RUSI Джастина Бронка, обслуживание F-16 на Украине станет более сложной задачей, чем обучение пилотов ВСУ, поскольку Украине придётся полагаться на гражданских подрядчиков для контроля и обучения ремонтных бригад. Но где найти таких подрядчиков, непонятно, поскольку Запад переучивает свой персонал для работ на F-35.
«Заявления выглядят несерьёзно»
Как отметил в беседе с RT заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, лектор общества «Знание» Евгений Семибратов, США объявили о планах начать обучение пилотов ВСУ управлению F-16 «с целью в очередной раз продемонстрировать поддержку киевского режима».
«Разговоры на Западе о том, что Вашингтон не хочет сам рисковать и предоставлять Киеву истребители F-16, вызвали много недовольства на Украине. В связи с этим США решились не только объявить о готовности одобрить подобные поставки третьими станами, но и заявили о том, что сами будут обучать пилотов ВСУ и обслуживающий персонал», — сказал Семибратов.
Однако, по его словам, даже восемь месяцев подготовки выглядят крайне недостаточным сроком, чтобы научить украинского пилота летать на F-16 и эффективно выполнять боевые задачи, тем более в условиях СВО.
«Дело в том, что в целом лётный состав ВСУ учился и работал на советской военной технике. Например, отличия в логике управления условного Су-24 от F-16 довольно существенные. А учитывая все сложности и особенности ситуации на Украине для ВСУ, когда российские войска регулярно наносят удары по их военной технике и инфраструктурным объектам, заявления США о подготовке за пять — девять месяцев выглядят несерьёзно», — считает Семибратов.
- AP
- © Libkos
В свою очередь, как заявил эксперт РИСИ Сергей Ермаков, многие украинские лётчики уже ликвидированы, потому к процессу управления F-16 вполне могут быть привлечены западные наёмники.
«Так называемых добровольцев-военных из стран НАТО появляется всё больше в рядах ВСУ, но количество отставников-лётчиков из западных стран, у которых на вооружении стояли F-16, всё равно ограниченно. Это не станет панацеей для ВСУ», — отметил эксперт в беседе с RT.
Однако обучение украинских пилотов не единственная проблема Запада и киевского режима, считает Ермаков. Он констатировал, что на Украине также отсутствует инфраструктура для эксплуатации истребителей F-16.
«И это признают даже в Пентагоне. Самолёты F-16 очень требовательны в плане качества аэродромов и подготовки технического персонала для их обслуживания. Шансы на создание необходимых условий для применения F-16 у киевского режима крайне малы, учитывая активность ВКС РФ и российских ракетных комплексов, наносящих регулярные удары по украинской военной инфраструктуре. Но даже если Киеву и удастся частично создать всё необходимое для F-16 на западе Украины, это не будет предполагать массового, серьёзного использования авиации», — заключил Ермаков.
- Информационный шум: в Киеве назвали беспилотники способом компенсировать отсутствие истребителей F-16
- Новые запросы: в США сообщили об интересе Украины к крылатым ракетам JASSM для «освобождения Крыма»
- Сохранить имидж: в США посоветовали ВСУ использовать для наступления танки Т-64 вместо Leopard и Abrams