Освободителей не судят: журналист рассказал, как иракские военные пытают и расстреливают подозреваемых
Журналист рассказал, как иракские военные пытают и расстреливают подозреваемых
В серии репортажей RT публикует доказательства зверств иракских военных при освобождении Мосула от боевиков ИГ. Обнародовано видео, на котором запечатлено жестокое убийство: военнослужащие элитной дивизии быстрого реагирования не только избивают и мучают подозреваемого, но и расстреливают его.
Расправу над жертвой учинили без суда и следствия — просто по подозрению в пособничестве «Исламскому государству».
- «Пытка ради развлечения»: новые кадры расправ иракской дивизии над мирными жителями
Корреспонденту RT Мураду Газдиеву удалось связаться с фотографом Али Аркади, который предоставил каналу фото- и видеосвидетельства военных преступлений армии Ирака. Он работал на линии фронта — освещал операцию по освобождению Мосула.
В своём первом материале Аркади рассказывал о героическом сражении иракских военнослужащих с ИГ. Затем, по словам журналиста, ему стали больше доверять и он увидел, как военные проводят допросы.
«Мы каждый день работали вместе, спали под одной крышей. Я проводил с ними больше времени, чем со своей семьёй. Я считал их героями. Нужно быть очень храбрыми, чтобы каждый день сражаться на передовой. Но потом я увидел обратную сторону: пытки, изнасилования, убийства. Сначала они не хотели, чтобы я это снимал, но потом дали разрешение», — поделился Али Аркади.
Чем больше времени фотограф проводил с военнослужащими дивизии быстрого реагирования, которых обучали инструкторы Пентагона, тем сложнее ему приходилось. Ежедневно на глазах Аркади военные пытали людей — с каждым днём всё более жестоко.
«Я не сразу осознал, что увидел. На второй неделе я отправился домой, и родственники спросили меня, что случилось. После этого всё изменилось. Происходящее повлияло на моё психическое состояние. Я постоянно думал о пытках, обо всех этих людях и их страданиях. Со временем становилось только хуже, и через пять недель ситуация стала настолько ужасной, что я решил опубликовать материалы», — пояснил журналист, добавив, что он «продолжал снимать, поскольку знал, что это важно».
Военные между собой обсуждали планы на день. Однажды они рассказали, что намерены пытать человека, а затем убить его. Фотограф не мог в это поверить, пока сам не увидел запись, сделанную на мобильный телефон.
«Помню, 12 декабря капитан Омар Назар и сержант Хайдер показали нам видеозапись. На ней сержант выстрелил в человека 6—9 раз, затем голос капитана произнёс: «Хайдер, довольно. Я хочу поговорить с ним». Потом он сам выпустил в этого мужчину три пули», — заявил Али Аркади, пояснив, что именно это событие стало последней каплей.
Фотожурналист осознал, что его долг — рассказать об обратной стороне войны с ИГ. При этом Аркади прекрасно понимал, что обнародование некоторых материалов подвергнет его жизнь и жизнь близких смертельной опасности.
«Моя семья получила много угроз со стороны дивизии быстрого реагирования, особенно от капитана Омара Назара. Он написал моему отцу в Facebook, что они придут ночью и убьют моих родных. Со мной они связаться не смогли, поскольку я скрываюсь. Но, конечно, я понимаю, что моя жизнь в опасности», — заключил Аркади.
RT попытался связаться со множеством правозащитных организаций, чтобы получить от них комментарии в связи с обнародованными материалами. Однако на данный момент из 30 организаций откликнулись лишь три.

Представитель HRW Белкис Уилли рассказала ранее RT, что правозащитники удивлены отсутствием реакции на вопиющие нарушения прав человека со стороны государств — членов коалиции, которые также ведут борьбу с ИГ.
«Мы не видели достаточного отклика со стороны американских, британских и других партнёров по коалиции, которые поддерживают Ирак в борьбе против ИГ. И если борьба с террористами даёт такую безнаказанность, даёт войскам возможность нарушать права человека, то репутация коалиции также запятнана этими преступлениями», — подчеркнула она.
Активист британской коалиции Stop the War Крис Найнхэм обратил внимание, что в СМИ замалчиваются факты нарушения прав человека.
«На мой взгляд, события в Мосуле освещаются крайне однобоко. СМИ очень мало сообщают об имеющих там место разрушениях и жертвах. Средствам массовой информации не хватает беспристрастности», — отметил Найнхэм.
Ранее министр обороны США Джеймс Мэттис заявил, что в борьбе с террористами «жертвы среди гражданских — неизбежная реальность».
Комплексный подход
- Фон Шпонек: Нужно разработать комплексную стратегию, чтобы не допустить новых жертв в Ираке
Бывший помощник Генерального секретаря ООН и координатор гуманитарной программы ООН в Ираке Ханс-Кристоф фон Шпонек подчеркнул, что пока рано строить предположения о том, кто виновен, и делать однозначные выводы.
«Для начала необходимо провести независимое расследование, и только потом можно будет назвать виновных. Прямо сейчас не стоит выдвигать предположений и обвинять кого-либо», — заявил он RT.
По мнению экс-помощника Генсека ООН, мировая общественность просто обязана провести такое расследование, потому что альтернативы не существует. В противном случае пытки и насилие будут применяться вновь и вновь, а стороны будут «продолжать обвинять друг друга во всех грехах». Фон Шпонек считает, что должна быть сформирована независимая группа от ООН, которая изучит все факты. В то же время он признал, что сделать это будет очень трудно с учётом нынешней ситуации в Ираке.
«Но расследование должно стать элементом более масштабной стратегии, которая должна включать в себя переговоры между различными сторонами. Вы можете возмутиться: вести переговоры с ИГ?! Но давайте не отметать эту идею целиком и полностью. «Исламское государство» сейчас борется за выживание, пытается бежать из Мосула. Возможно, в подобных условиях оно более открыто для переговоров», — пояснил фон Шпонек.
Таким образом, следует действовать сразу в нескольких направлениях, чтобы разобраться в произошедшем и избежать повторения подобных историй.
«Необходимо разработать комплексный подход, чтобы не допустить появления в международных СМИ новых ужасных фотографий, свидетельствующих о новых убийствах жителей Мосула и новых трагедиях. На мой взгляд, в данный момент это самое важное», — заключил координатор гуманитарной программы ООН.
Независимое расследование
Эксперт по вопросам обороны Айван Иланд не верит, что иракское правительство выполнит обещание и проведёт расследование должным образом.
«Глава МВД Ирака заявил, что будет проводиться расследование в отношении этих людей в рамках законодательства Ирака. Но это будет лишь насмешкой, потому что МВД — это руководство данных военных», — полагает эксперт.
По его мнению, только независимое международное расследование сможет пролить свет на произошедшее и помочь избежать подобных нарушений в будущем.

«Хорошо, что дело получило международную огласку. Конечно, никто не хочет, чтобы такое происходило во время борьбы с ИГ. Это делает людей, которые борются с террористами, такими же жестокими, как боевики», — пояснил Иланд.
Эксперт отметил, что одной из причин вопиющего нарушения прав человека в иракском обществе мог быть давний этнический конфликт между шиитами и суннитами. Поэтому нельзя без должного расследования говорить лишь о персональной вине отдельных военных, как заявляет иракское правительство, или о результате тлетворного влияния американцев, которые готовили членов дивизии быстрого реагирования.
«Я предполагаю, что военные и полиция в Ираке сильно коррумпированы. Это проблема не только Ирака — то же самое происходит в Афганистане, где США тренируют войска. Можно научить их тактике, но нельзя внедрить свои ценности, которые позволяют сохранять дисциплинированность, особенно когда события происходят в среде, где присутствуют различные этнические группы. Поэтому может быть много правонарушений и случаев превышения полномочий именно на этой почве», — заключил Айван Иланд.
* «Исламское государство» (ИГ) — террористическая группировка, запрещённая на территории России.