«Показал, что готов отвечать на торговую агрессию»: как Китай отреагировал на введение американских пошлин на импорт
Китай объявил о введении пошлин на импорт угля, нефти и газа из США
- Legion-Media
Китай не оставит без ответа очередные торговые ограничения, введённые Соединёнными Штатами, и намерен принять ряд контрмер. Об этом во вторник, 4 февраля, объявило Министерство финансов КНР.
Как отметили в ведомстве, одностороннее введение тарифов со стороны США серьёзно нарушает правила Всемирной торговой организации. Причём подобные инициативы не только не помогают Вашингтону решить собственные проблемы, но и наносят ущерб нормальному экономическому сотрудничеству двух стран, добавили в китайском Минфине.
В связи с этим с 10 февраля Пекин собирается обложить 15%-ми пошлинами поставляемые из США уголь и сжиженный природный газ, а также установить 10%-ные тарифы для американской нефти и сельхозтехники. Кроме того, в связи с действиями Штатов китайские власти подали жалобу в ВТО и ввели экспортный контроль в отношении товаров, связанных с вольфрамом, теллуром, висмутом, индием и молибденом, сообщило Министерство коммерции КНР.
Наряду с этим Китай добавил в список ненадёжных организаций американского производителя одежды PVH Group (владеет брендами Calvin Klein и Tommy Hilfiger) и биотехнологическую компанию Illumina, Inc. Одновременно Государственное управление по регулированию рынка КНР начало антимонопольное расследование в отношении Google.
Напомним, 1 февраля президент США Дональд Трамп подписал указ о введении 10%-ных импортных пошлин для Китая, 10—25%-ных для Канады и 25%-ных для Мексики. Как объяснили в американской администрации, решение было принято с целью добиться от этих стран принятия мер по борьбе с незаконной миграцией и наркотрафиком в Соединённые Штаты. При этом сам глава Белого дома упомянул ещё и экономические причины.
«Такие страны, как Канада, Мексика, Китай и многие-многие другие, продолжают десятилетиями наживаться на Америке — как в плане торговли, так и посредством преступников и ядовитых наркотических веществ, беспрепятственно попадающих в Америку. Эти времена прошли! У США огромный дефицит (в торговле. — RT) с Канадой, Мексикой и Китаем (да почти со всеми странами мира!), у нас госдолг — $36 трлн, и мы больше не будем «глупой страной». Производите свой товар в США и не платите никаких пошлин», — написал Трамп в социальной сети Truth Social.
- Gettyimages.ru
Любопытно, что изначально мексиканские и канадские власти пригрозили Вашингтону ответными торговыми ограничениями, но после переговоров с американским президентом всё же согласились взять на себя новые обязательства по борьбе с наркотрафиком и защите границ. На этом фоне Штаты решили на 30 дней отложить введение импортных пошлин в отношении соседей.
«В отличие от Мексики и Канады, Китай не поддаётся на давление США — видимо, потому что выступает за многополярность и глобализацию мировой торговли, входит в ядерный клуб и является второй экономикой мира. Вопрос менталитета также может иметь значение. В ответ на действия Штатов КНР тоже старается говорить с позиции силы. Так что объявленные контрмеры — это явно политический шаг, а не попытка защитить внутренний рынок от недобросовестной конкуренции», — рассказал RT аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Вместе с тем, как отмечают специалисты, Китай при введении ответных торговых ограничений старается действовать осторожно, чтобы не навредить самому себе. Так, если пошлины Вашингтона распространяются на весь импорт из КНР, то установленные Пекином тарифы затрагивают лишь небольшую часть американских поставок в азиатскую республику.
«Перечисленная продукция занимает очень малую долю в импорте Китая из США. Более того, уголь, СПГ и нефть — это однородные биржевые товары, которые относительно легко замещаются поставками из других стран. Поэтому, с одной стороны, Пекин показал, что готов отвечать на торговую агрессию Вашингтона, а с другой — минимизировал последствия для своей экономики», — объяснил RT научный сотрудник лаборатории международной торговли Института Гайдара Дмитрий Кузнецов.
В целом, по мнению эксперта, объявленное Штатами и Китаем взаимное введение пошлин не приведёт к катастрофическим последствиям для обеих стран. Тем не менее в долгосрочной перспективе тарифные ограничения всё же будут негативно сказываться на экономиках, уверен собеседник RT.
«У США и КНР уже есть опыт торговой войны 2018 года. Несмотря на то что в отдельных секторах последствия были заметными, в целом по экономике эти эффекты нельзя назвать существенными. Соединённые Штаты и Китай — две крупнейшие экономики мира, поэтому у них с большой долей вероятности найдутся производители, которые заместят выпадающие объёмы импорта. Потери в эффективности, конечно, неизбежны, но это по большей части долгосрочная перспектива, о которой, видимо, американское руководство сейчас не очень беспокоится», — отметил Кузнецов.
Как полагает Владимир Чернов, создание дополнительных торговых барьеров прежде всего может обернуться ускорением инфляции. Для борьбы с ростом цен Штатам придётся поддерживать жёсткую монетарную политику дольше, чем планировалось, а это приведёт к торможению экономического роста в стране, уверен аналитик.
«Что же касается Китая, то в этом году руководство страны планирует направить рекордный объём средств на стимулирование экономики. Поэтому, думаю, им удастся частично сгладить эффект от повышения пошлин и достичь темпов роста ВВП 5% по итогам 2025-го», — добавил Чернов.
Огонь по своим
Примечательно, что, помимо Китая, Мексики и Канады, Дональд Трамп ещё в конце января пригрозил торговыми пошлинами странам Евросоюза, если те не начнут покупать у США больше нефти и газа. А в начале февраля президент Соединённых Штатов подтвердил свои намерения ввести тарифы и мотивировал это в том числе нежеланием ЕС приобретать американские машины и продукты питания.
«Дефицит (в торговле Штатов с Европой. — RT) превышает $300 млрд… Они не покупают у нас практически ничего, а мы покупаем у них всё: миллионы автомобилей, огромное количество продуктов питания и сельскохозяйственной продукции… Евросоюз действительно перешёл все границы… Они совершили чудовищное злодеяние», — сказал Трамп.
На фоне заявлений главы Белого дома канцлер Германии Олаф Шольц и президент Франции Эммануэль Макрон выразили готовность ввести ответные пошлины на товары из США, пишет Financial Times. Впрочем, по мнению Владимира Чернова, подобные высказывания европейских лидеров носят по большей части популистский характер, поскольку у ЕС сегодня нет серьёзных рычагов давления на Вашингтон, а возможные ответные меры будут, скорее, условными. Похожей точки зрения придерживается и финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов.
- Legion-Media
«Выступая с угрозами, Макрон и Шольц больше демонстрируют принципиальность перед избирателями, нежели реальную готовность к эскалации. Структурные проблемы Евросоюза, такие как зависимость от импорта энергоресурсов и необходимость реиндустриализации, остаются актуальными. Например, в прошлом году доля СПГ из Штатов в европейском импорте выросла до 35%, что делает ЕС чувствительным к возможным ограничениям в сфере энергетики. Это снижает переговорную позицию Брюсселя в торговых спорах с США», — пояснил Антонов.
О рисках начала торговой войны США с ЕС накануне высказалась и глава евродипломатии Кая Каллас. По её словам, государства объединения уже готовятся к тарифному противостоянию с Вашингтоном, однако никто из участников этого конфликта не останется в выигрыше.
«Понятно, что нет победителей в торговой войне. Если ЕС и США начнут торговую войну, то единственный, кто будет смеяться, — это Китай», — приводит ТАСС заявление Каллас.
Эту же позицию разделяют и опрошенные RT аналитики. Так, по словам Дмитрия Кузнецова, в случае снижения поставок американских товаров Евросоюзу придётся замещать их либо внутренним производством (что сегодня становится всё затруднительнее), либо импортом из других стран, но уже по более высоким ценам. От этого, в свою очередь, будут страдать европейские потребители и выигрывать зарубежные экспортёры, прежде всего китайские.
«Аналогичная ситуация будет и при экспорте: товары из ЕС, которые раньше шли в США, теперь пойдут в Китай, но уже с некоторой скидкой. В результате КНР получит возможность реализовывать свою продукцию в ЕС дороже и закупать европейскую дешевле. То есть условия торговли для Пекина заметно улучшатся», — объяснил Дмитрий Кузнецов.
Как отметил Владислав Антонов, нечто похожее уже можно было наблюдать в 2018—2020 годах, когда на фоне тарифного противостояния США и КНР европейские страны резко увеличили поставки своих товаров Пекину, а Вьетнам стал транзитным хабом для реэкспорта китайской продукции в Штаты. Таким образом, торговые войны между крупными экономиками всегда создают вакуум, который заполняют третьи стороны, подчеркнул аналитик.
«Если ЕС и США начнут вводить взаимные ограничения, Китай действительно может укрепить позиции в Европе через инвестиции или предложить альтернативные рынки для европейских товаров, подвергшихся американским тарифам. Кроме того, ослабление доллара и евро из-за инфляции может усилить юань в расчётах за энергоресурсы, что соответствует стратегии дедолларизации Пекина», — заключил Антонов.