«Условия должны быть более сложными»: почему иностранные компании задумались о возвращении в Россию
Путин поручил создать преимущества для компаний из РФ при возврате конкурентов

- РИА Новости
- © Сергей Бобылев
Правительству России нужно будет отрегулировать взаимодействие отечественных компаний и зарубежных конкурентов, планирующих возобновить работу в стране. Причём сделать это надо так, чтобы у национальных производителей были преимущества, заявил в пятницу, 21 февраля, президент Владимир Путин.
«Нам же создали определённые трудности, и мы можем соответствующим образом отрегулировать возвращение на наш рынок тех, кто хочет вернуться, создавая и оставляя преимущества для собственных производителей. Надо сделать это тонко, аккуратно, но нужно сделать обязательно», — сказал Путин во время выступления на Форуме будущих технологий.
По его словам, как в 2014 году западные санкции поспособствовали росту сельского хозяйства в РФ, точно так же внешние ограничения последних нескольких лет сыграли важную стимулирующую роль для промышленности страны. В результате сегодня местные производители всё чаще обращаются именно к российским учёным, а отечественные решения зачастую оказываются эффективнее зарубежных аналогов, рассказал глава государства.

«В области промышленного производства совершенно точно нужно всё продумать, самым внимательным образом к этому отнестись. Чтобы не утратить тот потенциал, который создан нашими недоброжелателями, вводившими против нас санкции», — добавил российский лидер.
Отметим, что за последнее время в западных СМИ всё чаще стали появляться сообщения о планах международных компаний вернуться в РФ. Впрочем, как заявил вице-премьер Денис Мантуров, обсуждение этого вопроса станет возможным лишь после отмены санкций, а Россия будет допускать на свой рынок только тех, в ком заинтересована сама.
«Мы будем рассматривать возвращение тех, кто убежал, так же пристально, как они это сделали в 2022 году. Мы будем рассматривать каждый случай в отдельности. И с тем, с кем нам выгодно сотрудничество, мы будем находить решение», — цитирует ТАСС Мантурова.
Как отметил зампред кабмина, пока Запад вводил санкционные пакеты один за другим, в России серьёзно эволюционировали программы поддержки производителей и система преференций в госзакупках. В результате сегодня в важнейших для технологического суверенитета России отраслях абсолютный приоритет отдаётся отечественным предприятиям и компаниям из стран Евразийского экономического союза — Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.
«Для совместных проектов с иностранцами же сформированы условия, касающиеся локализации, передачи технологий и контроля над проектами со стороны российских участников. От этих принципов мы отступать не станем, и это та реальность, которую иностранным компаниям придётся иметь в виду», — подчеркнул Денис Мантуров.

- Первый заместитель председателя правительства РФ Денис Мантуров
- РИА Новости
- © Валерий Шарифулин
Как ранее заявили в Министерстве промышленности и торговли, задача поощрять или стимулировать возвращение ушедших с рынка РФ зарубежных брендов не является актуальной. Более того, Россия не будет ждать эти организации с распростёртыми объятиями, заверил глава ведомства Антон Алиханов.
«За всё нужно будет платить, за своё поведение. Мы будем, когда будет соответствующее поручение, готовить наше видение. Промышленность в целом получила огромные возможности для развития, поэтому мы рассматриваем это (уход западных конкурентов. — RT) как возможность для развития и не хотели бы отказываться», — объяснил министр.
«Вернуться будет непросто»
Напомним, после начала СВО западные страны стали объявлять о беспрецедентных по своему масштабу экономических санкциях против России. По информации специализированной базы данных Castellum.AI, всего в отношении Москвы сейчас действует уже 24,3 тыс. различных ограничений (21,7 тыс. из них были введены с 22 февраля 2022-го). Это больше, чем против Ирана, Сирии, КНДР, Белоруссии, Венесуэлы, Мьянмы и Кубы, вместе взятых.
Рестрикции затронули энергетику, финансовый сектор, банковскую отрасль, авиацию и торговлю. Наряду с этим была заморожена почти половина золотовалютных резервов страны (на $300 млрд), а многие международные компании объявили о планах уйти из РФ.

Впрочем, по прошествии нескольких лет большинство иностранных брендов всё же предпочли остаться в стране, о чём говорится в работе Венского института международных экономических исследований (WIIW). Как подсчитали в организации, всего с февраля 2022-го российский рынок полностью покинули только 9,5% зарубежных компаний. При этом около 32% пока только свернули деятельность, а свыше 58% продолжают работу в прежнем режиме.
«Кто остался работать в России, имеет все возможности развиваться. Тот, кто под давлением Вашингтона и Брюсселя дал слабину и ушёл, а сейчас хотел бы вернуться, может попробовать сделать это. Но будет непросто. Российский бизнес успешно адаптировался под новые условия, отечественные предприниматели заняли освободившиеся ниши», — заявил ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин.
По данным Йельской школы менеджмента, среди ушедших компаний больше всего брендов (32%) принадлежит США. При этом решение американских производителей прекратить работу на рынке РФ обернулось для них убытками на общую сумму около $300 млрд, оценили в Российском фонде прямых инвестиций.
«Что касается причин их возвращения, то очевидно, что общий контекст изменился. С момента ухода многие компании искали способы продолжить работу с Россией, но кто-то был ограничен внутренними решениями, а кто-то — санкционным законодательством. Сейчас, на фоне смягчения общей ситуации, они вновь проявляют интерес к российскому рынку, который остаётся одним из крупнейших в мире с высокой потребительской способностью», — объяснил RT вице-президент Ассоциации экспортёров и импортёров Артур Леер.

- РИА Новости
- © Кирилл Каллиников
Как рассказал специалист, Россия на государственном уровне никогда не отказывалась от сотрудничества с иностранными компаниями, рынок страны остаётся открытым, а качественные зарубежные товары и услуги всегда будут на нём востребованы. Вместе с тем условия на этом рынке уже совершенно другие, отметил собеседник RT.
«Компании, решившие вернуться, столкнутся с высокой конкуренцией как со стороны российских производителей, так и со стороны поставщиков из дружественных стран. Им уже не будет так просто занять прежние позиции. Этот опыт стал для них серьёзным уроком, и в будущем они будут гораздо осторожнее в своих решениях», — подчеркнул Леер.
При этом возвращение зарубежных брендов не станет угрозой для достигнутых Россией успехов в области импортозамещения, уверен эксперт. По его словам, за прошедшие несколько лет в стране не только перестроились механизмы государственного регулирования, но и поменялись потребительские предпочтения. Так, на сегодняшний день россияне всё чаще выбирают отечественные товары, чему способствует рост их качества.
«Кроме того, власти уже заявили, что процесс возвращения иностранных компаний будет тщательно отслеживаться. Их работа должна приносить пользу российской экономике и не ущемлять интересы отечественных производителей. В этом смысле их возвращение не ослабит рынок, а, напротив, усилит его, создав дополнительные стимулы для развития», — добавил Артур Леер.
Похожую точку зрения в интервью RT выразил экономист и директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода. По его мнению, чем больше в России участников рынка с иностранным капиталом, тем лучше для конкурентоспособности экономики страны. Тем не менее для вернувшихся организаций должны действовать особые условия работы, считает эксперт.
«Нельзя забывать, какой информационный и репутационный ущерб нанесли десятки западных компаний российской аудитории, смешав Россию с грязью. Надо составить список таких бизнесов, и условия для их возвращения должны быть более сложными. Это может выражаться, например, в дополнительном налогообложении и в обязательствах реализовывать программы в области корпоративно-социальной ответственности на новых территориях и в регионах присутствия», — заключил Лобода.