«Предпосылок нет»: в правительстве заявили об отсутствии причин для дефицита продуктов в России в условиях санкций
В правительстве заявили об отсутствии причин для дефицита продуктов в России в условиях санкций

- Gettyimages.ru
России не грозит дефицит продуктов питания на фоне санкционной риторики Запада. Об этом во вторник, 15 марта, заявила вице-премьер Виктория Абрамченко. По её словам, на сегодняшний день страна обеспечивает себя продовольствием и продолжает наращивать закупки необходимых товаров за рубежом.
«Никаких предпосылок для рисков дефицита или снижения ассортимента в условиях внешнего экономического давления нет. Мы переориентируем рынок и наладим выгодную взаимную торговлю, расширим партнёрскую сеть с дружественными странами», — подчеркнула Абрамченко.
Как отметила зампред правительства, за последние полтора месяца более 140 зарубежных предприятий получили разрешения на ввоз своих товаров в Россию. В частности, речь идёт о поставках молочной, мясной и рыбной продукции, а также кормов и кормовых добавок из Китая, Индии, Турции и стран СНГ.
«Санкции западных стран не приведут к изоляции агропромышленного рынка России. Мир не ограничивается США и Евросоюзом. Россия открывает новые рынки и заключает соглашения с новыми поставщиками», — добавила Виктория Абрамченко.
Напомним, с конца февраля 2022 года США, Евросоюз и ряд других государств продолжают вводить против России всё новые экономические ограничения. Так Запад реагирует на решение Москвы начать спецоперацию по защите республик Донбасса от агрессии со стороны Украины.

Согласно подсчётам глобальной базы данных по отслеживанию санкций Castellum.AI, всего с 22 февраля против России было введено более 4 тыс. ограничительных мер. Рестрикции, в частности, затронули банковскую отрасль, энергетический сектор и торговлю. Одновременно с этим многие международные компании объявили об уходе из РФ.
Действия Запада спровоцировали эмоциональную реакцию российского финансового рынка и рядовых потребителей. Так, объявленные санкции привели к резкому ослаблению курса рубля. Россияне, в свою очередь, начали скупать продукты питания и непродовольственные товары.
В результате, по последним оценкам, за неделю с 26 февраля по 4 марта инфляция в России составила 2,22%. Об этом свидетельствуют материалы Росстата. Как отмечают опрошенные RT эксперты, в последний раз такой скачок потребительских цен можно было наблюдать ещё в конце 1990-х годов.
«Сработал эффект ажиотажного спроса. На фоне негативных новостей россияне ринулись скупать самое необходимое. Однако это временное явление, и повторения событий 1990-х годов ожидать не стоит. Тогда был дефицит производства и поставщики не могли обеспечить людей товарами в полной мере. Сейчас ситуация иная», — пояснил в беседе с RT директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
Похожей точки зрения придерживается и аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичёва. Как рассказала специалист, на протяжении последних 25 лет Россия работала над доктриной продовольственной безопасности. В рамках инициативы страна планомерно увеличивала производство и накапливала запасы критически важной сельскохозяйственной продукции.
«В этой связи текущее положение дел в стране отличается от событий 25-летней давности. При условии сохранения стабильности финансовой системы и логистических цепочек поставок внутри страны дефицита продуктов питания не ожидается», — подчеркнула Лукичёва в разговоре с RT.

- АГН «Москва»
- © Воронин Денис
По словам Георгия Остапковича, в обозримой перспективе часть продуктов продолжит поступать в Россию из государств, не присоединившихся к санкциям. При этом уже в скором времени в стране должна начаться посевная компания, а прогнозы по урожаю остаются оптимистичными, добавил эксперт.
«Запасы рабочей посевной и уборочной техники у нас тоже есть, поэтому с продовольственным обеспечением в этом году проблем быть не должно. Если же говорить про следующий год, то могут возникнуть сложности с поставкой семян, которые мы в основном закупали у ЕС. В этой связи аграриям уже сейчас надо задуматься о поиске новых поставщиков. Однако если геополитический кризис будет урегулирован в ближайшие сроки, ситуация на аграрном рынке оперативно выровняется», — считает Остапкович.
Всё для себя
Для дополнительной защиты внутреннего рынка продовольствия в условиях санкций правительство России ввело временный запрет на вывоз сахара и зерна. Соответствующее постановление 14 марта подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
Согласно документу, Москва не будет экспортировать пшеницу, рожь, ячмень, кукурузу и меслин в государства ЕАЭС, а белый сахар и тростниковый сахар-сырец — в третьи страны. Ограничения по зерну будут действовать до 30 июня, а по сахару — до 31 августа.
Между тем в подписанном постановлении предусмотрен ряд исключений. Так, поставки сахара и зерна из России будут возможны в рамках международных транзитных перевозок и для оказания гуманитарной помощи.
«Запрет на экспорт зерновых и сахара нужен для стабилизации обстановки на внутреннем рынке. Мера позволит ограничить излишний вывоз продукции за границу и обеспечить плавный переход между сельскохозяйственными сезонами летом — от старого урожая к новому. Инициатива должна позитивно отразиться на внутреннем рынке и сдержать рост цен в России», — считает Оксана Лукичёва.
Как предположил Георгий Остапкович, некоторые российские производители могут попробовать поднять цены на свою продукцию и для компенсации потерь от запрета на экспорт. Впрочем, в этом случае правительство может ввести временное ценовое регулирование, отметил эксперт. Более того, крупные торговые сети уже приняли обязательство ограничивать наценку на социально значимые товары 10%.
Внешнее напряжение
Примечательно, что за последний месяц мировые цены на пшеницу выросли примерно в полтора раза. При этом 8 марта во время торгов на Чикагской товарной бирже CME Group стоимость зерна поднималась до $13,6 за бушель (почти $500 за тонну). Значение стало максимальным за всё время наблюдений.

По словам опрошенных RT экспертов, участники рынка опасаются серьёзной нехватки зерна в мире из-за ситуации на Украине. Так, по данным Минсельхоза США, в настоящий момент на долю России и Украины суммарно приходится более четверти (26%) глобального экспорта пшеницы. При этом район Чёрного моря играет важную роль в глобальной продовольственной системе, отмечают в Международном фонде сельскохозяйственного развития (МФСР).
«Мы сильно обеспокоены тем, что в случае затяжного конфликта на Украине может быть ограничено мировое предложение основных сельскохозяйственных культур и продуктов, таких как пшеница, кукуруза и подсолнечное масло, что приведёт к стремительному росту цен на еду и к голоду. Это может поставить продовольственную безопасность всего мира под угрозу и усилить геополитическую напряжённость», — заявил глава МФСР Гилберт Хунбо.
В текущих условиях, помимо пшеницы, специалисты фиксируют и рекордное удорожание ряда других видов продовольствия на глобальном рынке. Так, по итогам февраля мировые цены на продукты выросли на 5% и обновили исторический максимум. Более того, в обозримой перспективе показатель может ещё вырасти на 8—22%. Об этом говорится в материалах Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
«Цены на продовольствие в мире очень сильно растут во многих регионах мира, даже в США и Европе. Крайне негативно этот процесс может отразиться на странах — импортёрах продуктов питания. В первую очередь речь идёт о государствах Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. В России же политика по регулированию ценообразования внутри страны и высокая самообеспеченность сельхозпродукцией должны смягчить рост цен на продукты питания», — заключила Оксана Лукичёва.