В направлении единства страны
о значении самого масштабного инфраструктурного проекта — трассы М11 «Нева»
На самом деле со стороны, конечно, это выглядит даже немного забавно: в последние годы в нашей стране фактически не проходило ни одной значимой дискуссии, в ходе которой не обсуждалась бы, как обязательная задача, тематика необходимости сохранения единства нашей с вами страны: культурного, духовного, исторического, регионального, языкового, этнического, — что при очевидной полиэтничности населения штука, безусловно, необходимая.
Не обсуждается только отчего-то тема единства географического и, простите за совсем уж приземлённые экономические материи, — логистического. Которое, как ни скучно и буднично это прозвучит, и обеспечивает те уровни коммуникаций, которые потом и заполняются теми самыми общими для нас историческими и культурными смыслами. И без должного уровня развития, к примеру, «скучной» дорожной инфраструктуры реализовать идею того же единого культурного пространства, безусловно, всё равно можно.
Но — гораздо сложней. Поясним.
Позавчера, в среду, произошло событие хоть и более чем ожидаемое, но от этого ничуть не менее значимое: президент Российской Федерации Владимир Путин открыл для движения последний, восьмой участок трассы М11 Москва — Санкт-Петербург. Тем самым фактически констатировав: самый масштабный на сегодняшний момент времени инфраструктурный проект в современной России (372 млрд рублей бюджетных и 148 млрд рублей частных инвестиций, извините, — не кот чихнул) можно считать реализованным. 684-километровая трасса, уже получившая официальное название М11 «Нева», полностью достроена и введена в эксплуатацию.
Следующего «рекорда» ждём от строительства магистрали Москва — Казань. В том числе, кстати, и по уровню привлечённых инвестиций. Но это пока так, к слову.
А пока торжественная церемония открытия движения по новой магистрали М11 «Нева» прошла в Петербурге, в Пушкинском районе, в присутствии не только президента страны, но и губернаторов всех шести регионов, по территории которых проходит новая платная дорога, от Питера и Ленинградской области до Москвы, — и, безусловно, одной «чистой» экономикой такое внимание к по сути коммерческому дублёру знаменитой Е95 объяснить просто-напросто невозможно: всё гораздо значимей, важней и сложней.
Впрочем, давайте по порядку.
Если говорить об экономической стратегии, то трасса «Нева», инфраструктурное значение которой огромно и само по себе (ещё бы — ещё одна транспортная артерия, не просто объединяющая две гигантские даже по европейским меркам городские агломерации общей численностью свыше 26 миллионов человек, но ещё и дающая столичному региону прямой выход в морские порты Балтики), — это ещё и, по сути, естественная с точки зрения строгой науки экономической географии финальная часть сразу двух трансевразийских транзитных коридоров: Восток — Запад и Север — Юг.
И, кстати, да: это в том числе обходной маршрут для того же «китайского транзита» (да и не только для него) мимо традиционного «юго-западного маршрута».
Тут не надо ничего выдумывать, просто напомним уважаемым читателям, что основной транспортно-логистистический узел СССР располагался на мятежной и нестабильной территории нынешней Украины.
А транспортные потоки, пусть и сопровождаемые непрерывным «рёвом моторов», как и деньги, предпочитают стабильность и тишину.
И если исходить из того, что главной схваткой, главной ареной противостояния XXI века большинство аналитиков полагает даже не столько битву за ресурсы, сколько за возможности их транспортировки, то очень легко понять не только острое неприятие данного проекта «демократической общественностью», начиная с уже подзабытых, к счастью, проблем Химкинского леса, но и то, почему открытием новой трассы занялся лично Путин во главе с весьма представительной губернаторской делегацией: при таком раскладе не только экономическое, но и геополитическое значение открывшейся магистрали довольно сложно, при всём желании, переоценить.
Важно только при этом понимать, что сегодняшнее открытие движения — это совсем даже не завершающая стадия работ.
А только, по сути, начальная: и дело тут даже не в необходимости развития сопутствующей инфраструктуры, о чём губернаторам прямо напомнил Путин, или, допустим, строительстве третьего этапа трассы М11 (так называемого северного обхода) вокруг Твери: напомним, сейчас, подъезжая к городу, машины снова вынуждены возвращаться на М10, которая огибает Тверь с юга.
При этом, кстати, строительство обхода на севере областного центра не только разгрузит нынешнюю трассу, но ещё и даст выход на новые планируемые направления: на Ярославль и дальше на Вологду.
Это всё здорово, и от этого прилично выигрывает превращающаяся в региональный транспортный узел Тверь, которая и так один из главных, пожалуй, бенефициаров «Невы»: тверской губернатор Игорь Руденя в присутствии президента уже с гордостью отчитался о создании в области, благодаря вводу в эксплуатацию «Невы», 17 тысяч новых рабочих мест.
Что для такого проблемного региона, как Тверская губерния, очень и очень немало. Но! Всё это важные, но, судя по масштабам задуманного в стране, довольно локальные задачи.
Я больше того скажу: даже проект трассы Москва — Казань, который уже по факту включён в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года и который является частью создаваемого транспортного коридора Европа — Западный Китай (через дружественную территорию Казахстана), тоже сам по себе является всего лишь локальной задачей, хоть и поражающей воображение своим масштабом.
Реальный же уровень и масштаб стоящих перед страной и, по факту, уже непосредственно сейчас решаемых задач только (!) в инфраструктуре становится понятен, когда удаётся взглянуть на ситуацию комплексно и выстроить эту мозаику в один ряд.
Просто перечислим, что-то наверняка упустив: трасса М11 «Нева», Крымский мост, давно запущенная М4 «Дон», проектируемая «Казань», первый этап строительства которой (до Владимира) начнётся уже буквально в следующем, 2020 году. Достраивающийся сейчас ЦКАД, портовая инфраструктура на Балтике и Черноморском побережье.
Дорожная инфраструктура Дальнего Востока, мост на остров Русский, мосты через Лену в районе Якутска и через Обь в Салехарде, железнодорожные проекты типа «Северного широтного хода» — вот когда видишь всё это в комплексе, тогда дух захватывает уже, простите, по-настоящему. Гигантская страна словно стягивает свои колоссальные пространства новыми магистралями, связывая берега не только рек, но и морских проливов мостами, пробивая тоннели в горах и засыпая дамбами бесконечные северные пространства болот.
По большому счёту, мы этого как-то не заметили, но ведь вообще-то такого масштабного дорожного строительства не велось в нашей стране очень и очень давно: боюсь ошибиться, но похоже, что с тех самых пресловутых и «страшных» сталинских времён.
И это не надо пытаться хвалить или, не дай боже, ругать — это нужно просто осмыслить. И констатировать факт — проступающую новую реальность. Как уже имеющееся по факту в поле нашего зрения будущее, прорастающее, как молодая, но уже пыльная трава через старый асфальт тех древних и, к сожалению, давненько не ремонтировавшихся, со времён, наверное, советской власти, местных «региональных» дорог.
Который тоже, по большому счёту, со временем следует поменять.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
- В Госдуме предложили ввести льготы для инвалидов на платных трассах
- Эксперт оценил вероятность снижения смертности в ДТП после запуска трассы М11
- В Госдуме оценили значение открытия скоростной трассы М11
- Путин поручил представить к правительственным наградам строителей М11
- Собянин заявил об отсутствии планов вводить платный въезд в Москву