Халифа хочет стать халифом
о военно-политическом противостоянии в Ливии
13 января прилетели в Москву ливийцы: глава ПНС (правительства национального согласия) Фаиз Саррадж и глава ЛНА (Ливийской национальной армии) Халифа Хафтар. Там ещё ряд ливийцев прибыли, но эти двое — основные.
Российская идея была, что ливийцы прибудут и подпишут соглашение о перемирии.
Саррадж подписал, Хафтар не подписал. И улетел, сославшись на то, что должен ознакомить с текстом соглашения своих союзников — вождей племён.
Чтобы вы лучше поняли, я попытаюсь коротко объяснить, что из себя представляют обе стороны и как там всё.
Фельдмаршал Хафтар выступил из города Бенгази со своей армией, дошёл, захватывая города (Сирт среди прочих) и городки, до Триполи и сейчас пытается взять столицу. Приказ о наступлении на Триполи Хафтар отдал ещё 4 апреля 2019 года.
В Бенгази находится парламент Ливии, а в Триполи — правительство национального единства. Чтобы вы не подумали чего другого, налицо, по сути дела, столкновение двух ветвей власти — это столкновение парламента страны и правительства страны. Вот теперь всё выглядит более осмысленно и более цивилизованно, а то, может быть, вы думали, что происходит столкновение двух банд.
Теперь о Хафтаре. Старый военачальник (родился в 1943-м), некогда соратник Каддафи — участвовал вместе с ним ещё в свержении короля Идриса в 1969 году.
Человек сложнейшей и замысловатой судьбы. И учился в академии имени Фрунзе (знает русский язык), но 20 лет прожил в США.
Предполагаю, что человек очень амбициозный и, несомненно, очень живучий. Самый сильный военачальник Ливии — так считают сами ливийцы. Его много раз декларировали то политическим трупом, то просто трупом (например, согласно некоторым источникам, у него якобы был обнаружен рак лёгких).
Ходят слухи (и есть основание им верить), что Россия поддерживает Хафтара. И, совершенно бесспорно (это уже не слухи), Сарраджа поддерживают вооружённые исламисты, среди них есть и отряды ИГ*.
Почему уехал Хафтар из Москвы, не подписав соглашения?
А вот две причины, самые основные:
— для Хафтара неприемлемо, что договор не содержит сроков роспуска вооружённых формирований, поддерживающих ПНС. Вообще не содержит. Хафтар хотел бы, чтобы они были разоружены и распущены в срок от 45 до 90 суток;
— Хафтар хочет, чтобы из Ливии убрала своих солдат Турция. А в договоре на этот счёт ничего нет. Там есть неприемлемое для Хафтара участие Турции в наблюдении за прекращением огня.
Потому Хафтар пробыл в Москве всего ничего и, вернувшись в Ливию, возобновил наступление на Триполи.
Сейчас, как никогда до этого, у Хафтара есть надежда взять Триполи. И он не хочет, чтобы ему мешали. (Надо отдать ему должное — в своём наступлении на Триполи Хафтар намеренно фактически не использует авиацию и бомбардировки с воздуха ввиду плотной заселённости столицы Ливии. Ну гуманист, считайте, в сравнении с другими силами, ну в сравнении с ИГ — так уж точно гуманист.)
Если бы не было надежды взять Триполи, разве бы Хафтар улетел, что называется, «хлопнув дверью», в полном неуважении к хозяевам? Надежда появилась, поскольку даже сам факт обращения его противника Сарраджа за международной помощью свидетельствует о том, что правительство Триполи ослабело. Они устали, и человеческие ресурсы истощились.
На 19 января в Берлине запланирован саммит по Ливии. На него возлагают большие надежды. Но там столько участников: очень много участников, слишком много! Ввиду того, что Ливия обладает очень приличными запасами нефти (их все уже захватил Хафтар).
Состав саммита в Берлине: Германия (инициатор — фрау Меркель), Россия, Франция, Китай, Великобритания, Италия, Турция, ОАЭ. Приглашены в Берлин и соседи Ливии — Алжир и Египет. Так же, как и представители Африканского союза, ООН, ЕС и Лиги арабских государств. Обещан Путин.
По моему мнению, такое количество участников предвещает неудачу. Будут тянуть воз Ливии во всевозможных направлениях, часто противоположных. Франция, к примеру, поддерживает Хафтара, а вот Италия — правительство национального согласия Сарраджа.
Приглашены и Саррадж, и Хафтар. Оба дали согласие. Почти немедленно Саррадж, и 16 января Хафтар.
Хорошо бы Ливия стала единой страной. Несмотря на войну, там уже 7,2 млн населения. Отмечается, несмотря на войну, активный прирост населения.
Повоевали — и хватит. С 2011 года воюют. Правда, не так интенсивно, как умели раньше воевать европейцы, но разрушений — тьма.
Может быть, потому что мы с ним ровесники или потому что он знает русский язык, я за старого фельдмаршала. Пусть он станет халифом. Пусть Халифа наконец станет халифом.
* «Исламское государство» (ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
- Генсек ООН примет участие в конференции по Ливии в Берлине
- Эрдоган заявил об отправке турецких военных в Ливию
- В ФРГ заявили о готовности Хафтара придерживаться режима прекращения огня в Ливии
- Помпео на конференции в Берлине будет выступать за прекращение огня в Ливии
- Лавров рассказал о ходе переговоров по решению ливийского конфликта