«Делает фейки всё более правдоподобными»: в Сбербанке предупредили о задействовании ИИ в мошеннических схемах
Зампред Сбера назвал три популярные схемы телефонных мошенников
- Gettyimages.ru
- © stockbusters
Заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов назвал самые популярные схемы, использованные телефонными мошенниками в 2024 году.
«Топ-3 схем не изменился: получение обманом данных для хищения аккаунта на «Госуслугах», «фальшивый босс» — общение в мессенджерах от имени руководителя, а также фальшивые звонки из ведомств», — сказал он в интервью РИА Новости.
По данным Сбера, общий ущерб от действий мошенников за прошедшие 12 месяцев составил 250—300 млрд рублей. Владимир Путин в ходе прямой линии также приводил сведения о том, что только с территории Украины у граждан РФ было похищено более 250 млрд рублей. Российский лидер подчеркнул, что киевский режим возвёл мошенничество в ранг государственной политики.
Как считает Кузнецов, в 2025-м мошеннические схемы принципиально не изменятся, однако вырастут риски более активного применения искусственного интеллекта, который «делает фейки всё более правдоподобными».
Он заметил, что преступники совершенствуют свои методы, стремясь обойти системы защиты банков от мошенничества. В частности, они всё чаще требуют от жертв снимать наличные и передавать их курьерам, поскольку онлайн-переводы могут быть заблокированы.
«Если мы видим нетипичную для клиента операцию, например человек внезапно снимает наличными в банкомате крупную сумму, хотя раньше пользовался банковской картой, то приостанавливаем её до выяснения обстоятельств», — сказал зампред Сбербанка.
Кроме того, мошенники стали заставлять своих жертв открывать счета в менее защищённых кредитных учреждениях, куда люди переводят свои средства, после чего мошенники их выводят.
В этой связи Кузнецов добавил, что ведётся разработка единой национальной системы защиты от мошенничества. Она будет способствовать быстрому обнаружению и блокировке фишинговых сайтов, телефонных номеров и банковских счетов, а также подозрительных финансовых операций.
«Мы видим позитивные предпосылки в этом направлении (это пакет мер правительства по противодействию мошенничеству, перспектива создания национальной платформы антифрода, обязанность банков вести эту работу), поэтому объём хищений может снизиться», — заключил Кузнецов.
Ранее зампред правления Сбербанка рассказал, что аферисты стали чаще использовать финансовые пирамиды, которые теперь работают по другой схеме. Если раньше мошенники пытались привлечь деньги неосведомлённых граждан, обещая им высокие доходы, то теперь злоумышленники используют более сложные схемы, предлагая гражданам оформить на себя кредит. На сегодняшний день Сберу известно о 2,3 тыс. человек, ставших жертвами подобной схемы.
Также на russian.rt.com Заставляют взять кредит и исчезают с деньгами: в Сбербанке рассказали о 10 выявленных финансовых пирамидахВ начале 2025 года в МВД России сообщали, что телефонные мошенники теперь обращаются к людям с просьбой установить приложения, якобы необходимые для оплаты коммунальных платежей или для записи к врачу.
В этом контексте в ведомстве рекомендовали не устанавливать приложения из подозрительных источников, не переходить по сомнительным спискам, проверять адреса интернет-сайтов перед вводом личных данных.
Помимо этого, в ФСБ рассказали о словах и фразах, которые чаще всего используют телефонные мошенники. Как отметили в спецслужбе, следует завершить разговор, если в ходе него собеседник произнесёт: «ФСБ», «МВД», «Следственный комитет», «представитель службы безопасности банка», «безопасный счёт», «единый расчётный счёт Центрального банка России», «ваш гражданский долг», «сообщите код из смс», «сообщите данные карты/паспорта/СНИЛС».