«Неотлакированная реальность»: создатели «У края бездны» — о съёмках фильма и силе документального кино

Авторы «У края бездны» рассказали RT о своём фильме и силе документального кино

6 февраля в кинопрокат выходит документальный фильм «У края бездны». Это первая подобная картина об СВО, которая появится на российском большом экране. В основе ленты — уникальные кадры штурмовых действий батальона «Сомали» в Мариуполе в марте — апреле 2022 года, а также материалы, снятые в период принятия Минских соглашений на позициях этого легендарного подразделения. Тетралогия погружает зрителя в пучину боёв за стратегически важный город Донбасса, показывает быт «сомалийцев», их общение друг с другом и с мирными жителями. Главная эстетика «У края бездны» — это фокус на облике военнослужащих, напряжённых, задумчивых, уставших, но готовых двигаться вперёд. О съёмках картины, силе документального кино и когнитивных войнах RT поговорил с режиссёром-документалистом, автором фильма Максимом Фадеевым и генеральным продюсером, соавтором и вторым оператором картины Сергеем Белоусом.
«Неотлакированная реальность»: создатели «У края бездны» — о съёмках фильма и силе документального кино
  • Премьерный показ «У края бездны» в кинотеатре «Октябрь» (Максим Фадеев и Сергей Белоус в центре)
  • © Личный архив Сергея Белоуса

— Как появилась идея создать документальный фильм «У края бездны»? Чему и кому он посвящён?

Максим Фадеев:

— Герои фильма — это бойцы батальона «Сомали». Когда подразделением руководил Гиви (Михаил Толстых, был убит украинскими спецслужбами в 2017 году. — RT), они участвовали в боях за донецкий аэропорт. После «Минска-2» несли службу на самых сложных участках линии фронта — например, сдерживали попытки прорыва ВСУ в Зайцево и под Горловкой.

Я знаком с «сомалийцами» с 2014 года. Многие из них — мои товарищи. Я сам из Донецка и лично знаю, каким испытаниям почти 11 лет подвергается народ Донбасса, сколько война убила, искалечила людей — физически и морально.

Поэтому идея создать документальные фильмы пришла сама собой, вместе с войной на нашей земле. Мой первый фильм — «Славянск. Хроника войны». Затем был большой цикл фильмов «Донбасс на линии огня», а когда я начал работать с Сергеем Белоусом, появились «Призраки. Солдаты забытой войны». И вот в конце 2024 года завершилась работа над нашей совместной документальной тетралогией «У края бездны».

Основу фильма составляют кадры штурмовых действий «Сомали» в Мариуполе в марте — апреле 2022 года, но есть и материалы, снятые мною и Сергеем (он был вторым оператором в 2018—2020 годы. — RT) на позициях батальона в период действия Минских соглашений. Благодаря этой ретроспективе зритель ближе знакомится с «сомалийцами», узнаёт, что они пережили после 2014 года и почему решили взять в руки оружие.

  • Тизер первой части фильма «Прорыв к центру»

Сергей Белоус:

— Мы с Максом работали вместе много лет, года три снимали «сомалийцев» в период минских. Но в Мариуполе Макс снимал уже один — я в начале СВО был на Харьковском направлении. Он шёл в одном ряду с самыми безбашенными бойцами «Сомали», вооружившись лишь камерой, комплектом объективов и дроном Mavic 2 pro. Максим прямо изнутри головной штурмовой группы смог очень эффектно снять зачистки зданий, огневые контакты с врагом. Он запечатлел и быт «сомалийцев», их общение друг с другом и с мирными жителями, переговоры по рации с другими подразделениями, звонки родным. Удалось даже записать вражеский радиообмен благодаря трофейным рациям ВСУ.

Он был вместе с «сомалийцами», когда они входили на окраины Мариуполя, когда выполняли тяжелейшие задачи по взятию под контроль кварталов с многоэтажной застройкой, когда они прорывались в центр города, а затем выходили к морю и зачищали последние подступы к «Азовстали». Съёмки проходили в два заезда суммарно 30 дней — и Макс был в таких же условиях, как и бойцы: ни душа, ни нормального отдыха, каждый день движение вперёд со всем оборудованием, провиантом и спальным мешком. И всё это под постоянным огнём противника.

Также по теме
Тихий гопник: российский актёр Юра Борисов номинирован на «Оскар» за роль второго плана в фильме «Анора»
Российский киноактёр Юра Борисов получил номинацию американской киноакадемии за роль второго плана в фильме «Анора». Картина режиссёра...

В таком отчаянном режиме на фронте работали лишь единицы кинохроникёров (прошу не путать с телеоператорами). Например, ваш коллега и наш общий друг с RT на русском Андрей Филатов, запечатлевший в Мариуполе подвиг Струны и Рокота. Это ребята, которые тоже начинали в своё время с сотрудничества с RTД, — Владислав Рытков и Андрей Ященко. Особенно мощные исторические кадры они отсняли во время штурма Артёмовска. Также сейчас к этому подходу приближается и режиссёр RTД Клим Поплавский.

Внутри тетралогии «У края бездны» есть эпизоды, посвящённые тяжёлой судьбе местных жителей. Далеко не все гражданские смогли покинуть Мариуполь. Те, кто остался, лишились жилья, нормального доступа к теплу, воде и пище. Мужчины, женщины, дети, старики зачастую ночевали в подвалах, а днём разводили костры, согревались и готовили еду у своих подъездов, получали гуманитарную и медицинскую помощь от наших солдат. Несмотря на шок, страх за жизнь и растерянность, многие жители Мариуполя встречали русских воинов как освободителей.

Но главное достоинство фильма — это фокус на облике бойцов, напряжённых, задумчивых, уставших, но готовых идти вперёд. В фильме около трёх десятков героев. И показывая выражения их глаз, эмоции, фиксируя на камеру короткие фразы, чаянья, шутки и молчание, Максим раскрыл личности многих из них. В этом особая заслуга Максима, чисто человеческая ценность фильма и одновременно его эстетическое своеобразие.

Некоторые ветераны СВО даже сравнивают нашу документалку с американским фильмом «Спасти рядового Райана». В жанровом отношении это, наверное, несколько некорректное сравнение — ведь у нас документальная картина. Но определённая смысловая схожесть всё же действительно прослеживается. Вторая серия «У края бездны» как раз посвящена спасению рядового «сомалийца» с позывным Малой.

  • Тизер второй части фильма «Спасение Малого»

В ней реалистично показано, насколько трудно эвакуировать «трёхсотого» (раненого. — RT), находящегося в зоне обстрела противника. Для этого неизбежно приходится замедлять наступление и рисковать другими людьми, которых, возможно, тоже придётся впоследствии забирать с поля боя.

— Расскажите поподробнее о «сомалийцах». Насколько им было тяжело отбивать кварталы Мариуполя у ВСУ?

Максим Фадеев:

— Наверное, не будем всех перечислять в нашей беседе. Все позывные, имена, фамилии есть в фильме. Ну а главным героем можно назвать командира штурмового подразделения капитана Романа Воробьёва (Воробья), получившего после боёв за Мариуполь звание Героя ДНР. Именно он руководил действиями штурмовых отрядов, с которыми я передвигался.

Отношения в «Сомали» были построены на уважении и взаимопонимании, звания не играли для бойцов никакой роли. Будучи опытным воином и командиром, Воробей лично инструктировал фиксиков — так называли мобилизованных дончан в начале СВО. Некоторые из них были вооружены «мосинками», кто-то получил оружие, с которым не умел обращаться. Воробей и другие обстрелянные ребята за несколько минут объяснили им, что делать. Фиксики не дрогнули перед «азовцами»* и морпехами ВСУ, достаточно быстро расчехлились и успешно прикрывали штурмовиков.

  • Тизер четвёртой части фильма «На подступах к «Азовстали»

При поддержке танков и арты «сомалийцы» выгрызали у ВСУ дом за домом, часто оказываясь при этом в полуокружении, то есть смежные подразделения не успевали сравнивать фронт. Темп наступления был выматывающим. Времени на пополнение сил практически не было. Отчасти это было вызвано ослаблением и отступлением нацистов, отчасти — нетерпением наверху и стремлением самих «сомалийцев» поскорее закончить эту гонку. Воробей к концу фильма успел получить ранения и сорвать голос.

Поэтому незабываемые эмоции были, когда «сомалийцы» вышли к морю (выход к берегу Азовского моря состоялся в середине апреля 2022 года. — RT). На тот момент они воевали уже два месяца. Им оставалось взять подступы к «Азовстали» и Левобережный район. Я помню это изнурительное внутреннее состояние. Казалось, что сил не осталось. Но непродолжительная остановка у моря как будто вдохновила, дала уверенность, что не только Мариуполь, но и весь Донбасс непременно будет освобождён от врага.

Почти все бойцы, которых вы можете видеть в фильме, благополучно встретили освобождение Мариуполя. Но в течение 2022 и 2023 годов многие погибли в боях на других направлениях. Поэтому «У края бездны» — это реквием по моим товарищам и мобилизованным дончанам, которые влились в ряды «Сомали».

  • Тизер третьей части фильма «Выход к морю»

— Что самое страшное на войне? Отражено ли это в фильме?

Максим Фадеев:

— Когда понимаешь, что стреляют именно в тебя. Пожалуй, именно это самое страшное. А так страшно всё: хаос, неразбериха и непонимание, где свои, а где чужие. Почти всегда есть опасность неожиданного прилёта и попадания в зону, где идёт стрельба с разных направлений.

Переживать за ранение и гибель товарищей на войне, рефлексировать по этому поводу времени нет. Но это тоже очень страшно и тяжело. Реквием по погибшим помогает справиться со страхом и внутренней пустотой, которая отнимает жизненные силы.

Также по теме
«В плен идти не боятся»: в чём признались военные ВСУ российскому врачу
Начмед штурмового батальона Борменталь по основной специальности — детский психиатр. Участие в специальной военной операции для него...

В фильме отражён не только страх и то, что принято называть нервом войны. «У края бездны» — о том, что война имеет очень неприятное свойство приходить без стука к вам домой. В Донбасс она пришла весной 2014 года, в Курскую область — в августе 2024 года. Наверное, к этому невозможно морально подготовиться, но людей, оказавшихся в её пекле, никто точно не спросит.

Страшно, что никто не знает, когда и какой ценой война будет остановлена. Сражение за Мариуполь казалось адом, но сейчас война стала ещё более жестокой. Стало больше ракет, дальнобойной артиллерии, дронов, которые готовы охотиться за каждым пехотинцем. Осознавать эту истину тоже страшно, почти невозможно.

— Есть ли на войне место радости?

Максим Фадеев:

— Радость — это чувство от того, что ты выжил, попил воды, поел, поспал, поймал взгляд уцелевшего товарища, пообщался с близкими. Любая возможность отвлечься от войны, перезагрузить психику и есть радость.

— По своей структуре и характеру изложения «У края бездны» — необычный фильм даже для документального жанра. Как российский зритель встретил его? Сталкивались ли вы с трудностями при продвижении картины в прокате?

Сергей Белоус:

— «У края бездны» — это первый документальный фильм об СВО, который вышел на отечественных онлайн-платформах, а теперь он стал ещё и первой лентой на эту тему, которая 6 февраля выходит в широкий кинопрокат. На платформах в первые недели релиза фильм стал одним из самых просматриваемых: не потратив ни рубля на рекламу, мы быстро заняли места в топ-10.

  • Премьера фильма «На краю бездны» в кинотеатре «Октябрь»
  • © Личный архив Сергея Белоуса

Причём на двух из четырёх площадок мы были топ-3 и топ-2, конкурируя с самыми раскрученными сериалами в стране. На одной из платформ наш фильм вообще привлёк наибольшее количество новых пользователей. В топе он соседствовал с сериалами про мирную, сытую жизнь, в которой нет даже намёка на тот ад, который происходит в Донбассе и других западных регионах страны.

«У края бездны» состоит из четырёх частей. Онлайн-платформы классифицировали его как сериал, но он не подходит под какой-либо формат. Изначально нас вообще просили смонтировать полуторачасовой фильм — так его было бы проще показывать на телевидении и в онлайн-кинотеатрах. Но если бы мы сократили хронометраж, то история отчасти потеряла бы ключевой смысл. Это было бы кощунственно по отношению к ребятам и памяти о них.

Мы выковывали эту тетралогию как наш вклад в победу сегодня и как снаряд времени — для будущих поколений. Говоря о победе, я имею в виду не только непосредственно фронт и кинетическую войну как таковую. Происходящее в ходе СВО — и мы с Максом всегда это подчёркиваем — лишь часть войны, которая ведётся против России.

Также по теме
Александр Петров и Барбара де Рехиль. Кадр со съёмок фильма «Василий» Семейная трагикомедия с испанским акцентом: в прокат выходит приключенческий фильм «Василий»
В четверг, 23 января, в российский прокат выходит комедия «Василий» режиссёра Дмитрия Литвиненко. Александр Петров играет близнецов с...

Главная битва всегда шла и идёт за умы и души людей. В этом контексте в кинематографе и массмедиа России остро не хватает реальных историй защитников Отечества. Что думают наши воины, как они жили до войны, почему взяли в руки оружие, что испытывают, когда идут вперёд? Их улыбки, шутки, эмоции, напряжённые взгляды… Это и есть мощнейший инструмент, основная эстетика документального кино о войне.

Максим Фадеев:

— К сожалению, в России по-прежнему недооценена документалистика, в том числе как инструмент того, что принято называть когнитивной войной.

Многие не осознают силы этого жанра, потенциала влияния на сознание людей. Сила документалки в правде. В этом кино всё реально, ничего не выдумано, нет никаких лозунгов, нет актёров, изображающих радость, тоску по родному дому и мучения после ранения.

Не стану спорить с тем, что снять выразительную документалку сложнее, чем художественный фильм. Это одна из причин недофинансированности жанра. Вместе с тем когнитивный эффект и воздействие на человека от погружения в непридуманную неотлакированную реальность будут несравнимо масштабнее и глубже. Наше общество должно знать больше о реальных героях СВО. В том числе поэтому мы сейчас дополнительно дописываем и готовим к выпуску в конце года книгу «У края бездны», где детальнее расскажем о ребятах и обо всём, чему мы были свидетелями с 2014-го.

Кстати, противник, может, не без подсказок Запада, но понимает значение документального кино. Прямо сейчас в онлайн-прокате на американской платформе Netflix — четыре документалки, посвящённые ВСУ, а на украинских платформах их в разы больше. Влияет ли документалистика врага на сопротивление, которое продолжают оказывать ВСУ? Ответим честно: да, влияет.

  • Один из героев фильма «У края бездны»
  • © Личный архив Сергея Белоуса

— Тем не менее часто звучат мнения, что в 2025 году фронт ВСУ может рухнуть по причине не столько нехватки людей, сколько резкого снижения морального духа. Как полагаете, близок ли конец конфликта?

Максим Фадеев:

— Ни в коем случае я не умаляю доблести и заслуг наших воинов, волонтёров и всех, кто поддерживает армию. Но военные успехи, количество убитых врагов, сожжённой техники площадь освобождённых территорий — это не фундамент настоящей победы.

Примеры царской России в период Первой мировой войны, позднего СССР и особенно недавних событий в Сирии очень хорошо показывают, насколько быстрой, лавинообразной может быть деградация всех государственных и общественных институтов. Реальные победы одерживаются именно в головах, сознании, душах людей. За это должна вестись основная борьба.

Чтобы здесь достигать результатов, должна существовать интуитивно понятная каждому система ценностей. Сейчас в нашей стране есть разрозненный набор идеалов, но нет идеологии, нет системы, которая определяла бы векторы развития культуры и того же кинематографа.

Я не властен изменить эту ситуацию, могу лишь заниматься тем, что у меня получается, и взывать к пониманию, что войны выигрываются в сознании людей. Иначе любые, даже самые грандиозные военные свершения могут рассыпаться как карточный домик. Стратегической целью России должно стать культурно-нравственное перерождение. Без него мы рискуем вновь потерять Украину — да и собственную страну тоже.

  • © Личный архив Сергея Белоуса

— Наверное, именно этого добивается коллективный Запад?

Максим Фадеев:

— Безусловно. Американцы и британцы играют вдолгую. К тому же они получили богатейший опыт ведения когнитивных войн, создали школы подготовки, научные институты, целые войска, где служат профессиональные манипуляторы общественным сознанием.

Только подумайте: за что сражается наш противник, чего он добивается? Нет никакой рациональной логики в его яростном сопротивлении и жестокости по отношению к мирным гражданам, которые симпатизируют России. Но украинцам внушили, что иного пути нет. Это якобы их свобода, независимость, право на членство в «европейской семье».

Да, кто-то в ВСУ наверняка считает, что сражается за родину. Но что она собой представляет? Какое будущее её ждёт, учитывая, что американская корпорация BlackRock скупила через посредников украинские чернозёмы, а Трамп открыто требует отдать запасы редкоземельных металлов? Я думаю, ресурсы Украины давно не принадлежат её народу. Поэтому без освобождения в составе России украинские граждане обречены быть рабами «шляхтичей» и англосаксов.

 

* «Азов» — террористическая организация, запрещённая на территории Российской Федерации.

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»
Подписывайтесь на наш канал в Дзен
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить