Будет трудно, места уже заняты: аналитики спрогнозировали массовое возвращение в Россию иностранных компаний
Kokoc Group: в 2025 году в Россию могут вернуться около 350 иностранных компаний

- © Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
В этом году в Россию могут вернуться около 350 иностранных компаний, покинувших страну после февраля 2022 года. Об этом сообщается в исследовании маркетинговой платформы Kokoc Group, с результатами которого ознакомилась «Газета.Ru».
По данным экспертов, в I квартале 2022 года полностью ушли из России или приостановили инвестиции 560 компаний. Тем не менее уже в II квартале того же года 15 из них возобновили свою деятельность, а к концу 2024-го вернулись уже 235 компаний. Помимо этого, 13 новых зарубежных брендов также объявили о выходе на российский рынок.
«В Kokoc Group прогнозируют, что в 2025 году могут вернуться уже 350 компаний», — говорится в материале.
При этом, по словам аналитиков, некоторые возвращающиеся в страну крупные бренды могут столкнуться с серьёзными трудностями, поскольку россияне уже привыкли покупать товары от других производителей. Выше всего риск испытать сложности у компаний, производящих товары повседневного пользования.
«У таких брендов больше общих покупателей со всеми другими брендами в категории. Покупатель в силу частоты потребления чаще видит новые бренды на полке, а значит, они начинают замещать старые в потребительской корзине», — объясняют эксперты.
В то же время пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не видели заявлений западных брендов о планах вернуться в страну. Однако они смогут это сделать на конкурентной основе, это нормальная мировая практика, подчеркнул он.
Также на russian.rt.com Депутат Гусев предложил повысить пошлины на ввозимые из-за рубежа товарыКомментируя RT возможное возвращение сотен зарубежных брендов, депутат Госдумы Виталий Милонов заявил, что уход западных компаний был скорее политической акцией, чем реально вынужденной мерой.
«Весь этот демонстративный уход иностранных брендов был навязанной политической акцией, для того чтобы попытаться раскачать внутреннее недовольство или что-то подобное внутри нашей страны. Западные планировщики обсчитались и вместо урона нам нанесли пробоину ниже ватерлинии своим национальным экономикам», — отметил парламентарий.
По его словам, с самого начала было очевидно, что ушедшие компании рано или поздно вернутся на российский рынок. «Бессмысленный уход брендов и их трусливое возвращение говорят скорее о невысоком интеллектуальном уровне тех, кто всё это режиссировал», — заключил Милонов.
Как пояснил RT экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода, большинство иностранных компаний ушло из РФ из-за страха политического давления в своих странах или ужесточения условий для бизнеса в России. Теперь же, несмотря на их желание вернуться, сделать это будет очень трудно.
«Их места на рынке, как и конкретные заводы, помещения в ТЦ, бывшие офисы, магазины, уже заняты либо российскими аналогами, либо конкурирующими компаниями из дружественных стран», — напомнил эксперт.

Тем не менее, даже несмотря на широкий выбор аналогов, есть продукты, возвращение которых на российский рынок граждане бы приветствовали, считает Лобода. Прежде всего речь идёт об автомобилях, о люксовых марках одежды, обуви, парфюмерии и др.
В качестве справедливого условия для возвращения он предложил ввести для компаний, желающих вернуться, специальный единовременный налог на прибыль, который пойдёт на восстановление новых регионов России.
Главный аналитик Neomarkets Олег Калманович также считает, что «возвращенцам» придётся побороться с компаниями, которые заняли их место. По его прогнозу, многие россияне продолжат покупать уже привычные им бренды в новых магазинах и на маркетплейсах.
«Всего за три года российские бренды оказались способны предложить продукцию, как минимум не уступающую по качеству, к примеру в сегменте одежды или повседневных товаров. Бренды, которые возникли во многом благодаря освободившейся нише в 2022—2023 годах, помешают триумфальному возвращению известных марок», — подытожил аналитик.
Ранее политолог, гендиректор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров сообщил, что бренды PepsiCo, Coca-Cola, Apple, Visa, MasterCard и Макдоналдс могут вернуться в Россию до конца этого года.