«В 2018-м нарастал конфликтный потенциал»: Лавров рассказал о позиции России по ДРСМД, Курильским островам и брекситу
Лавров рассказал о позиции России по ДРСМД, Курильским островам и брекситу
- РИА Новости
- © Владимир Астапкович
Министр иностранных дел России Сергей Лавров провёл большую пресс-конференцию, на которой подвёл итоги 2018 года и ответил на вопросы журналистов.
«В прошлом году нарастал конфликтный потенциал — в первую очередь из-за упрямого нежелания некоторых стран Запада во главе с США принять реальность объективно формирующегося многополярного мира, а также из-за их стремления продолжать навязывать свою волю посредством силовых, экономических, пропагандистских рычагов», — сказал он.
В частности, Лавров обратил внимание на попытку западных стран «подмять под себя» международные институты и заменить их собственными, основанными на корыстных интересах, которые скрываются под таким понятием, как «порядок, основанный на правилах».
«Новый термин, который появился совсем недавно и который скрывает стремление изобретать правила исходя из политической конъюнктуры, в интересах использования их как инструмента для оказания давления на неугодные государства и очень часто даже на своих союзников», — подчеркнул министр.
«Остались неуслышанными наши предложения»
Так, одной из тем, которую затронул Лавров, был односторонний выход Соединённых Штатов из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, заключённого между Москвой и Вашингтоном в 1987 году. Министр напомнил, что 15 января в Женеве состоялись переговоры российской и американской сторон по этому вопросу.
«Наши вопросы о том, почему американцы не хотят ознакомиться с нашими предложениями и с конкретными параметрами этой ракеты вживую, остались неуслышанными. Остались неуслышанными и наши предложения в ответ на действия, которые мы готовы предпринять для развеивания американских опасений, получить доступ и к информации, касающейся проблем, которые мы испытываем в отношении соблюдения американцами этого договора. Всё это было отметено», — сказал глава МИД России.
Напомним, о решении выйти из ДРСМД американский президент Дональд Трамп заявил в октябре 2018 года. Этот шаг он объяснил тем, что Россия якобы нарушает соглашение, а Китай, на который не распространяются условия договора, наращивает ракеты средней и меньшей дальности.
При этом за прошедшее время Соединённые Штаты так и не представили доказательств «нарушений» со стороны России. Более того, глава Минобороны РФ Сергей Шойгу направлял предложение обсудить разногласия по ДРСМД Джеймсу Мэттису, который тогда занимал пост министра обороны США, однако ответа не последовало.
«Претензий не существует»
Также главу МИД РФ спросили о задержанном в Москве по подозрению в шпионаже американце Поле Уилане, который также имеет британское, канадское и ирландское гражданства. Лавров подчеркнул, что правоохранительные органы России задержали его с поличным.
«Наши соответствующие компетентные органы сообщили о тех обстоятельствах, при которых господин Уилан был арестован. Здесь находится его брат, он также ознакомлен с этой ситуацией, ознакомлен и с условиями, в которых господин Уилан содержится. Каких-то претензий к этим условиям, по-моему, не существует», — сказал Лавров в ответ на вопрос корреспондента RT.
Уилан был задержан 28 декабря сотрудниками ФСБ во время проведения им «шпионской акции». В его отношении было возбуждено уголовное дело по ст. 276 УК РФ «Шпионаж», максимальное наказание по которой составляет 20 лет лишения свободы.
«Мы будем делать всё, чтобы восторжествовало право»
Лаврову также поступил вопрос, не намерена ли Россия принимать меры в ответ на арест журналиста Кирилла Вышинского или обменивать его на арестованных украинских граждан.
Вышинский — глава РИА Новости Украина, который находится под арестом на Украине с мая 2018 года по обвинениям в госизмене и ведении подрывной информационной деятельности против Киева.
Министр иностранных дел России отметил, что в случае, если Москва согласится на обмен, то Киев, основываясь на этом опыте, будет продолжать преследовать представителей независимых СМИ.
«Подобные идеи могут только подогревать желание тех, кто готов использовать журналистов как разменную монету в своих неблаговидных целях. Заверяю вас, мы будем делать всё, чтобы восторжествовало право и чтобы Вышинский был освобождён и вернулся к своим профессиональным обязанностям», — сказал Лавров.
«Противоречит японским обязательствам»
Спросили министра и о российско-японских отношениях — в частности, о заключении между странами мирного договора. Помимо прочего, был затронут вопрос, касающийся требований Токио вернуть Курильские острова.
«В японском законодательстве закреплён термин «северные территории», — сказал Лавров. — О возврате этих территорий никто не договаривался, это прямо противоречит японским обязательствам по Уставу ООН».
При этом в целом отношения между странами остаются на достаточно низком уровне, считает министр. Он указал на то, что Япония присоединилась к некоторым санкциям против России и поддерживает антироссийские резолюции G7.
«Нам ещё очень далеко не то что до партнёрства в международных делах, а далеко даже до понимания необходимости искать конструктивные подходы, которые сближают позиции, а не носят характер осуждения того или иного участника нашего двустороннего общения», — добавил Лавров.
Напомним, 14 января в Москве состоялся первый раунд консультаций по мирному договору с Японией между Лавровым и его японским коллегой Таро Коно. Стороны обсудили базовые позиции. Тема принадлежности Курильских островов не затрагивалась.
- Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров (слева) и министр иностранных дел Японии Таро Коно (справа) во время встречи в Москве
- © Эдуард Песов / РИА Новости
«Мы будем готовы сотрудничать»
Другой актуальной темой международной повестки, о которой спросили присутствовавшие на пресс-конференции журналисты, были перспективы взаимоотношений между Россией и Великобританией после брексита.
Лавров напомнил, что Москва всегда выступала за единый и самостоятельный Евросоюз. Он также подчеркнул, что, каким бы образом ни осуществлялся выход Лондона из ЕС, российская сторона намерена поддерживать отношения и с британцами, и с Брюсселем.
«Что будет — посмотрим. Естественно, мы будем готовы сотрудничать и с Евросоюзом, и с Великобританией, если всё закончится выходом Великобритании из ЕС. Но в каких формах это лучше делать, будем определять, когда поймём, что на самом деле состоялось», — сказал министр.
Отметим, что 15 января в палате общин прошло голосование по предложенному премьер-министром страны Терезой Мэй проекту выхода из Евросоюза. Парламент выступил против документа, и теперь стране грозит так называемый жёсткий брексит: Соединённое Королевство может выйти из ЕС без предварительных условий, что несёт в себе множество политических и экономических рисков.