Материалы

«Я ни о чём не жалею»: наставник сборной Англии о матче за бронзу ЧМ, судьбе «Золотой бутсы» и своих подопечных

13 июля 2018, 20:08
«Я ни о чём не жалею»: наставник сборной Англии о матче за бронзу ЧМ, судьбе «Золотой бутсы» и своих подопечных
Toru Hanai / Reuters

Главный тренер сборной Англии Гарет Саутгейт доволен выступлением сборной Англии на чемпионате мира. Об этом он заявил на пресс-конференции в Санкт-Петербурге. Саутгейт уверен, что его подопечные полностью выложатся в матче за третье место и постараются завоевать для страны медаль. Специалист рассказал, какое влияние на него оказал наставник Терри Венейблс, а также объяснил, почему «Золотую бутсу» стоит вручить Гарри Кейну.

«Мы хотим выиграть медали»

— По ходу турнира мы видели массу примеров неспортивного поведения футболистов. Достаточно вспомнить симуляции Неймара. После второго гола сборной Хорватии в полуфинале двое ваших подопечных, Лингард и Рэшфорд, попытались начать с центра поля и забить ответный мяч. Проясните, эта идея пришла им самим в голову или вы их попросили? 

— Я видел, что данную ситуацию много обсуждали в соцсетях, но я не вижу причин продолжать это делать. Есть правило, согласно которому игроки могут продолжить игру, если все футболисты другой команды находятся за пределами поля. Как я понял, судья не разрешил это сделать. Я не обсуждал с Джесси и Маркусом их поступок, так как не увидел в этом ничего особенного. Не знаю, почему они так поступили. К тому же, повторюсь, если арбитр не возобновил встречу, всё остальное не имеет никакого значения.

— Какие настроения царят в команде перед матчем за третье место?

— Последние дни выдались непростыми для нас. Я до сих пор вспоминаю, что мы находились в 20 минутах от финала в основное время и в 10 — в дополнительное. Эти мысли сложно просто взять и выкинуть из головы. Мы хотели добиться успеха в России и почти это сделали. Мы отправились в Петербург сразу после поражения, приземлились в шесть утра, однако уже успели отдохнуть и отойти от неудачи. Она никак не повлияет на наш настрой завтра. Я общался с игроками, и они полны желания завершить турнир на мажорной ноте, завоевать бронзовые медали.

Мы заставили всю страну гордиться своей национальной командой и её отношением к делу. Мы не имеем права опускаться ниже стандарта, который сами установили.

— Вы уже представляете, кто выйдет на поле с первых минут?

— Мы решим позднее. Посмотрим. Кто будет готов физически лучше в день матча, того и выпустим. Но все готовы сражаться, это было заметно по тому, как ребята выкладывались на тренировке. Не менее приятно, что команда занималась с удовольствием. Мы постараемся избежать больших изменений, чтобы не повлиять на игровые связки. Вообще, у меня сложилось впечатление, что все предельно мотивированы, хотя матч за бронзу и называют утешительным финалом. Мы хотим выиграть медаль, это тоже престижно. Прежде только однажды сборной Англии удалось этого добиться. Что касается бельгийцев, то они нас уже обыгрывали на этом ЧМ, и мы не хотим наступать на те же грабли.

— Многие намекали на то, что первая встреча на турнире вышла не слишком зрелищной из-за нежелания рисковать перед плей-офф. В субботу страсти на поле будет больше?

— Я не могу говорить за сборную Бельгии, но думаю, что обе команды будут настроены решительно и по-прежнему голодны до побед. Во всяком случае, мы — точно. Полуфиналы вышли равными, поэтому, полагаю, и нам, и им обидно, что фортуна повернулась лицом к соперникам. Матч за третье место станет своеобразным испытанием на прочность для моей команды, потому что соперник достаточно силён и амбициозен. Чтобы завоёвывать титулы, необходимо учиться выигрывать в таких серьёзных матчах.

«Мои ребята подняли планку на определённый уровень»

— Какие вы сделали выводы после поражения от Хорватии?

— Мы могли сыграть смелее. Прежде всего я говорю об опорных полузащитниках. Им стоило чаще рисковать, а не выжидать. В целом сборная старалась использовать свои сильные стороны, но это у неё не всегда получалось. Хорваты же здорово использовали импульсы, почувствовали те моменты, когда можно было прибрать инициативу к своим рукам. Нам удалось в начале дополнительного времени перехватить её, но потом начались какие-то непонятные вещи: сначала эта передача головой в пассивной атаке, ставшая результативной, потом травма Кирана Триппьера, из-за которой мы доигрывали встречу вдесятером. Впрочем, я не склонен драматизировать, потому что парни не обладают таким опытом больших матчей, как соперник. Будем учиться, что ещё остаётся... Это вопрос психологии, её тоже нужно прокачивать.

— В пятницу Триппьер вышел на тренировку…

— У него возникли боли из-за воспаления нервных окончаний в ноге, а потом к этому добавились судороги. Нам пришлось посадить его на скамейку, потому что Киран в какой-то момент уже не мог наступить на ногу. Он пришёл в себя только спустя пару часов после окончания полуфинала.

Его можно было оставить на поле, чтобы он просто стоял, но рисковать смысла не было. А потом, Триппьер — боец по натуре, и, если бы он мог вернуться на поле и помочь партнёрам, он бы это сделал. Он из тех, кто привык умирать на поле.

— Вы приняли решение не проводить парад с участием национальной команды по возвращении на родину. Почему? Ведь это могло пойти на пользу всем — как болельщикам, так и самим футболистам — с моральной точки зрения?

— Это не моё решение, но я с ним согласен. Если бы мы вышли в финал, это было бы логичнее. Надеюсь, у нас появится повод в ближайшее время его организовать. Что касается болельщиков, то каждый член сборной признателен им за потрясающую поддержку. Мы видели, как страна объединилась благодаря футболу, и это важнее любого результата. Плюс ко всему, если бы мы организовали парад, то его бы увидели не все, и это было бы немного несправедливо.

— Эксперты полагают, что национальная команда достигла своего потолка и лучше играть уже не будет.

— Никто из нас не сможет с уверенностью сказать, как сборная Англии будет выступать на крупных турнирах в ближайшие годы, сможет ли она завоевать медали или нет. Моя задача как тренера — помогать футболистам прогрессировать, прививать всей команде определённую футбольную культуру, добираться с ней до полуфиналов и финалов. Когда будет опубликован следующий рейтинг ФИФА, то мы наверняка вернёмся в топ-10. Я считаю, там нам и место, потому что мы выглядели на мундиале в России не просто достойно, а здорово. Я пересмотрел полуфинал и немного изменил мнение о нём: мы выглядели не хуже соперника. В первых таймах доминировали мои подопечные, во вторых — хорваты. Мы находились в каких-то сантиметрах от финала. Что касается давления, то я не верю в страшилки, и мы прошли достаточно вместе, чтобы научиться с этим справляться. Да, ребята молоды, но они сами подняли планку на определённый уровень и должны теперь осознать, что способны на большее. Тем более я верю, что отношение к ним улучшится после столь уверенного выступления.

— На ком будет лежать ответственность за дальнейшее развитие национальной команды?

— Разумеется, после того, как ЧМ завершится, клубный футбол вновь выйдет на первый план. Но нам следует продолжать развиваться. Мне также важно, чтобы общественность одобряла выбранный нами курс. Мы открыты для критики, но, прежде чем это сделать, вспомните, что сборная Англии, например, впервые забила в финальной стадии шесть мячей в одном матче. Нам следует знакомить игроков с нацией, менять отношение. Мне было очень приятно, как изменилось отношение к сборной Германии после ЧМ 2006 года. Молодые футболисты заразили болельщиков своим энтузиазмом и со временем заставили полюбить себя. Они проделали большой путь и стали чемпионами мира только в 2014-м. Мне не хотелось бы ждать восемь лет, но никто не застрахован от ошибок. Мне хочется, чтобы команда, которой я руковожу, сохраняла свою идентичность, становилась сильнее и прививала культуру. Хочется, чтобы новые игроки, которые начнут привлекаться, жили по прошедшим проверку правилам и тем самым соблюдалась преемственность поколений.

«Будет логично, если Кейн получит «Золотую бутсу»

— Испанские журналисты сравнивали вас по ходу турнира с Хосепом Гвардиолой и Мануэлем Почеттино. Но мы знаем, что значительное влияние на вас как на тренера оказал Терри Венейблс, с которым вы работали в бытность игроком. Поделитесь, что вы почерпнули у него?

— Я учился играть за тренера, который мне доверял и объяснял. Он создал условия, в которых было приятно работать. Терри перед каждым матчем напоминал нам: «Это не репетиция». Мы понимали, что второй такой возможности у каждого из нас может не быть.

Также по теме
«Россия изменилась и стала футбольной страной»: Джанни Инфантино подвёл итоги чемпионата мира по футболу
Президент Международной федерации футбола (ФИФА) Джанни Инфантино провёл пресс-конференцию, на которой подвёл итоги завершающегося в...

И чем дальше мы проходили на крупных турнирах, тем больше это ощущение усиливалось. При нём в команде всегда царила позитивная атмосфера. В остальном я не устаю учиться и черпать информацию у других специалистов. Это не зазорно, если вы копируете не всю модель, а лишь используете какие-то нюансы. Именно так и становятся сильными наставниками и вырабатывают собственную модель.

— Вы говорите о том, что сборная способна прибавить. Но как этого добиться?

— Мы сыграли до чемпионата мира лишь шесть матчей, в которых придерживались нынешней схемы. Теперь для футболистов она не является чем-то незнакомым, а значит, выросло взаимопонимание. Это очень важно при формировании командной химии. Но нам необходимо двигаться дальше и уделять внимание другим аспектам. Следует задуматься о том, как усовершенствовать сильные стороны и минимизировать имеющиеся проблемы. Это привычная работа для любого тренерского штаба. Мы знаем, на каком этапе развития находимся.

— Кто, на ваш взгляд, заслуживает «Золотую бутсу» больше: Лука Модрич, Килиан Мбаппе или Гарри Кейн?

— Отдельные личности продемонстрировали впечатляющий уровень футбола, но мне сложно их сравнивать. Мы рады, что Гарри внёс значительный вклад в победы нашей команды, но я не интересуюсь личными достижениями, увы. Нет ничего важнее командного успеха, для этого и проводятся такие турниры, как чемпионат мира. Тем не менее наш капитан на протяжении всего турнира старался, чтобы сборная продолжала свой путь, и если он получит «Золотую бутсу», то это будет логично.

— Вы о чём-нибудь сожалеете?

— Это слишком философский вопрос. Сложно конкретизировать, что было сделано не так. Мы вошли в число четырёх лучших команд на турнире, значит, многие наши решения верны. От ошибок никто не застрахован, но нужно спокойно проанализировать всю работу на турнире, чтобы сделать правильные выводы. На данном этапе я не чувствую угрызений совести и ни о чём не жалею, пусть мы и не достигли желаемого.



icon chevron-up icon close icon fb icon file icon ins icon mail icon ok reCAPTCHA symbol Created with Sketch. icon search icon tg icon tw icon vk icon google+