«Каток интеллектуальной деградации»: эксперты — о новой реформе образования на Украине
Эксперты рассказали RT о нововведениях в образовании старшеклассников Украины
- Украинские школьники
- globallookpress.com
- © Vyacheslav Madiyevskyy / Keystone Press Agency)
Министерство образования и науки Украины планирует исключить физику, биологию, химию, зарубежную литературу, всемирную историю и географию из списка обязательных предметов для старшеклассников. Об этом сообщается на сайте ведомства.
Обязательными для изучения останутся украинский язык, украинская литература, история Украины, английский язык, математика, физкультура и предмет под названием «Защита Украины».
«Реформа, которая начнётся в 2027 году, призвана изменить устаревшие подходы к образованию, повысить его качество и предоставить школьникам больше возможностей. Старшая школа сможет предложить ученикам и ученицам, независимо от их места жительства, более широкий выбор профилей, предметов и курсов, практическое и проектное обучение», — заявили в Минобрнауки Украины.
Учащиеся 10, 11 и 12-го классов смогут учиться по выбранному профилю, самостоятельно выбирать предметы для углублённого изучения, а также «курсы, не связанные с профилем». Профили будут формироваться в рамках трёх тематических блоков. Первый станет языковым (украинский язык и литература, иностранные языки и литература), второй — естественно-научным, или, как его назвали, STEM (естественные науки, информатика, математика), третий — общественно-гуманитарный (история, правоведение, психология, социология).
«Старшая школа меняется. С 2027 года старшеклассники смогут выбирать профили обучения и предметы в зависимости от своих интересов и будущей профессии. Для всех учащихся в крупных городах или небольших городках и сёлах откроются новые возможности в академических лицеях и профессиональных колледжах. Перемены начинаются уже сейчас, и мы активно к ним готовимся», — рассказали в Минобрнауки Украины.
С резкой критикой нововведений выступил находящийся в оппозиции режиму Зеленского депутат Верховной рады Александр Дубинский. По его мнению, власти вычёркивают из программы старшеклассников «всё, что хоть как-то связано с пониманием мира».
«Вместо этого школьников на уроках патриотизма научат, как правильно любить Родину, ходить строем и держать равнение... В этом списке лишней выглядит математика — разве что её оставили, чтобы школьники с детства привыкли делить ответственность с пятью-шестью эффективными менеджерами, преумножая одновременно их благосостояние», — написал депутат в своём Telegram-канале.
Дубинский отметил, что реформа образования старшеклассников подаётся как прогрессивная. Например, ученикам якобы дадут возможность выбирать профили и изучать интересующие их предметы. Однако ни одна программа не будет направлена на формирование критического мышления. Как считает депутат, нововведения напоминают нацистские планы по «упрощённому» образованию славянского населения.
- Старшеклассники Украины
- globallookpress.com
- © Viacheslav Madiievskyi / Keystone Press Agency
«Взамен остаётся минимум: базовые навыки, патриотическое воспитание и физическая подготовка. И тут становится любопытно: с диалектической точки зрения реформа выглядит как нечто знакомое. Исключение ключевых дисциплин напоминает нацистские планы по «упрощённому» образованию для славян. Разница лишь в сроках: три года в гитлеровской системе и 12 — в современной украинской. Но это объяснимо: кто-то ведь должен следить, чтобы беспризорники не бегали по улицам, пока власть имитирует, что занимается их образованием до 18 лет», — заявил Дубинский.
Но, по словам оппозиционного политика, «к счастью, украинские чиновники не знакомы с диалектикой, иначе бы они всерьёз заявили, что ликвидируют образование ради его спасения».
RT обсудил с экспертами политический смысл реформы образования старшеклассников Украины и её возможные последствия.
— Чем вы объясняете нововведения в сфере образования украинских учеников 10, 11 и 12-го классов? Какие политические и социальные смыслы закладывает в них режим Зеленского?
Ведущий научный сотрудник Института стран СНГ, политолог Александр Дудчак:
— С госпереворота 2014 года так называемое украинское руководство последовательно снижает планку школьных знаний. Этот процесс происходит постепенно, но он неотвратим, потому что реализуется в рамках той логики, что населению колонии нет необходимости получать качественное образование.
Прежде всего под нож пускают точные науки. И действительно: зачем стране, которая лишилась высокотехнологичной промышленности, большое количество кадров, знающих физику, химию, математику?
Достаточно уметь считать, писать, выполнять какие-то несложные операции. Такие люди могут быть задействованы в сельском хозяйстве, на каком-то несложном производстве и в сфере услуг. Никакое логическое мышление, критическое восприятие окружающей реальности для этого не нужны.
Трудно не заметить, как точные науки последовательно вытесняются гуманитарными. Я не умаляю важность качественного гуманитарного образования, но в реалиях Украины оно профанировано и используется в целях продвижения прозападной и националистической пропаганды. Вместо широких знаний и изучения мира во всём его многообразии старшеклассникам Украины подсовывают фальшивый набор знаний, направленный на то, чтобы безропотно принимать преклонение перед Западом. Конечно, такие идеи проще всего вкладывать в головы тех, кто уже попал под каток интеллектуальной деградации.
- Встреча Владимира Зеленского со школьниками, ноябрь 2023 года
- Legion-Media
- © Ukrainian Presidential Press Office / Alamy Live News
Политолог Владимир Корнилов:
— Деструктивные процессы в системе школьного образования начались ещё в период развала СССР. Украина впитывала новые идеи, которые свергали прежние устои, плевали на родную историю и советское прошлое.
Я лично был свидетелем этих процессов. Сразу же после распада СССР на Украину было завезено огромное количество учебников, напечатанных в Канаде на деньги пробандеровской диаспоры. Это было пособие по истории Украины для начальных классов, затем появилось ещё больше подобной литературы.
Так была запущена трансформация сознания будущих граждан Украины. В учебники закладывались ненависть к России, к русскому языку, неприятие победы в Великой Отечественной войне, отрицание всего, чем мы гордились до развала Советского Союза.
Естественно, этот курс продолжился и при Зеленском. Сейчас, по всей видимости, готовится новый виток школьной реформы, где будет больше «военно-патриотического воспитания» и меньше предметов, которые можно изучать без налёта бандеровской пропаганды и русофобии. Подростков подготавливают к тому, что они вслед за отцами и старшими братьями отправятся в ВСУ и без капли сомнения станут воевать против России.
Бывший украинский журналист, политический обозреватель Владимир Скачко:
— Деградация образования — один из результатов последствий политики, которую в Киеве называют строительством «нового европейского будущего». Ничего удивительного в очередной реформе образования старшеклассников нет. Происходит становление рабовладельческого общества, даже не феодального, а рабовладельческого.
В стране, которая ведёт себя как Украина, умные люди не нужны вообще. То есть по определению нужны исполнители, и то их может ненадолго хватить.
— Есть ли связь между реформой образования на Украине и снижением мобилизационного возраста, которое активно обсуждается последние недели?
Александр Дудчак:
— Не думаю, что эти вещи связаны напрямую. Скорее всего, одно просто не мешает другому. То есть деинтеллектуализация населения сама по себе будет способствовать тому, что молодёжь, лишённая возможности мыслить и одурманенная националистическими идеями, станет более послушной. И когда ей скажут идти на фронт, она хотя бы не окажет серьёзного сопротивления.
- Призывники на одном из призывных пунктов в Киеве
- РИА Новости
- © Евгений Котенко
К тому же киевский режим уже присматривается к подросткам. Их накачивают идейно, стараются прививать дисциплину по воинскому учёту. Правда, эти усилия пока приводят к ограниченному эффекту. Украинское общество устало от происходящего. Родители, думающие о детях, стараются вывозить своих чад подросткового возраста за границу. Напомню, что в 2024 году перед началом учебного года Украину покинули 300 тыс. школьников. Представители Киева даже не скрывали, что это реакция родителей на возможные военные мероприятия ТЦК.
Владимир Корнилов:
— Сокращение числа обязательных предметов стоит воспринимать как элемент подготовки пушечного мяса, которое должно дружно идти на фронт, не задавая лишних вопросов и не задумываясь над проблематикой конфликта с Россией.
Поэтому режим Зеленского оставляет «мову», физкультуру и английский язык. Мы понимаем прекрасно, что будущему пушечному мясу нужно воспринимать пропаганду, уметь бегать, обращаться с оружием, а знание английского снимет барьеры для обучения американскими и британскими инструкторами. Надеюсь, для родителей эта реформа послужит стимулом, чтобы поторопиться со спасением своих детей. Потому что возрастной порог «могилизации» могут понизить до 23 лет, а потом и до 18.
Владимир Скачко:
— Система образования на Украине должна готовить послушных исполнителей, людей, умеющих воспринимать приказы и лишённых способности к рефлексии.
Подростков откровенно готовят к бойне на востоке. Спасти их могут только большие деньги, которые есть у немногих семей. Остальным родителям, видимо, придётся мириться с тем, что их дети станут рекрутами бандеровского режима.
— Связана ли реформа образования старшеклассников с влиянием Запада? Насколько оно сильно в сфере образования?
Александр Дудчак:
— В сфере образования США и их союзники цинично реализуют планы, которые очень напоминают гитлеровские. Колониальное население лишается доступа к знаниям, которые позволяют выполнять какие-либо сложные действия и уметь выстраивать системы управления.
Ни один из западных грантов не был направлен на развитие технологий, наукоёмкого, высокотехнологичного производства на Украине. Везде доминировала гуманитарная сфера с акцентом на идеологию, выгодную только Западу.
Едва ли не самую большую роль в контроле украинской системы образования играет империя Джорджа Сороса. С 1990-х годов её представители беспрепятственно раздают указания украинским чиновникам.
Запад прекрасно понимал, какие плоды дадут инвестиции в подрастающие поколения. Более 30 лет мы наблюдаем умышленную системную работу по переписыванию истории, насаждению «демократических ценностей» и украинизации. Активные молодые люди стали молотами двух «майданов» (имеются в виду события 2004 и 2014 годов. — RT), а потом «патриотами», готовыми до последнего «побратима» бороться против Москвы.
Владимир Корнилов:
— Украинскую систему образования начали контролировать западные структуры ещё до образования Украины в 1991 году. Точные науки Западу контролировать сложнее, и поэтому их сокращают. Западное влияние сосредоточено на гуманитарном образовании. Оно полностью подчинено США и европейским государствам.
- «Политика меняется со скоростью света»: почему в Киеве отсутствует единая позиция по урегулированию конфликта
- «Отказался от максималистских устремлений»: СМИ заметили перемены в риторике Зеленского по конфликту на Украине
- «Выбить побольше денег из Вашингтона»: Киев сообщил о наличии средств и оружия лишь на первую половину 2025 года
- «Ширма для легитимизации власти»: как в Киеве продвигают риторику о проведении выборов
- «Лучше бедствовать в Европе»: на Западе требуют от Киева вернуть из-за границы боеспособных украинцев