Эффект отложенного спроса: за счёт чего российский авторынок может полностью отыграть санкционные потери в 2024 году
По итогам 2024 года авторынок России может полностью отыграть санкционные потери
- Электромобиль Lada e-Largus российского автопроизводителя "АвтоВАЗ"
- РИА Новости
- © Максим Платонов
С января по ноябрь 2024 года продажи новых легковых автомобилей в России выросли на 53% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го и превысили 1,43 млн единиц. Об этом свидетельствуют опубликованные во вторник, 3 декабря, материалы Министерства промышленности и торговли.
По данным ведомства, с начала текущего года больше всего новых легковушек было продано в Москве и Московской области — свыше 184 тыс. и 104 тыс. соответственно. Также в пятёрку рейтинга по объёмам продаж вошли Санкт-Петербург (85 тыс.), Краснодарский край (72 тыс.) и Республика Татарстан (70 тыс.).
Российский авторынок продолжает активно восстанавливаться после позапрошлогоднего обвала. Напомним, в 2022-м на фоне масштабных санкций Запада и ухода многих международных концернов из страны россияне приобрели всего 626 тыс. машин — вдвое меньше по сравнению с 2021-м (1,52 млн).
Впрочем, уже в 2023-м продажи новых легковушек в России выросли на 69% и достигли 1,06 млн. Таким образом, рынок сумел отыграть почти половину потерь. Эксперты при этом уверены, что уже в текущем году показатели выйдут на докризисный уровень.
Так, согласно прогнозу аналитического агентства «Автостат», всего с января по декабрь 2024-го в стране может быть реализовано около 1,6 млн легковых авто. Похожей оценки придерживается и главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков.
«В этом году мы уже вышли на приличный уровень. Даже с учётом того, что в ноябре — декабре продажи будут ниже, чем в сентябре — октябре из-за недавнего повышения утильсбора, мы всё равно выходим где-то на 1,6 млн, а это уровень предпандемийных лет», — отметил собеседник RT.
Насыщение рынка
Наблюдаемое увеличение продаж легковушек в России эксперты во многом связывают с отложенным спросом. Так, ещё в период пандемии на фоне массового введения карантинных ограничений в мире и разрыва глобальных торговых цепочек доступность иномарок в РФ снизилась. Ситуация усугубилась в 2022 году, когда после ухода многих зарубежных брендов с российского рынка в стране образовалась нехватка новых машин. В результате многие люди были вынуждены повременить с приобретением авто и только сейчас стали решаться на покупку.
«Оживлению российского авторынка во многом способствовал приход китайских автоконцернов, активно заполнивших освободившиеся ниши. Они смогли заменить многие западные бренды, предложив конкурентоспособные модели по привлекательной цене», — объяснил в разговоре с RT руководитель по работе с партнёрами каско в финансовом маркетплейсе «Сравни» Евгений Фатьянов.
- Автомобили Omoda в салоне "Агат" в Волгограде.
- РИА Новости
- © Кирилл Брага
Согласно оценке «Автостата», если ещё в феврале 2022-го китайским брендам принадлежало лишь около 9% продаваемых в РФ новых легковушек, то к ноябрю 2024-го показатель превысил 57%. Российские марки, в свою очередь, заняли почти 31% рынка вместо прежних 20%, тогда как общая доля европейских, корейских, японских и американских моделей снизилась с 70 до 9%.
При этом любопытно, что за последние два с половиной года авторынок России начали осваивать не только китайские концерны, но и компании из Ирана, Белоруссии и других государств. Сегодня на их долю уже приходится около 3% продаж.
«За счёт появления на рынке новых игроков у нас стабилизировалось сервисное обслуживание, включая гарантийные обязательства и техническую поддержку. Потребители адаптировались к новым брендам, что спровоцировало положительное восприятие продукции и, как следствие, рост продаж. При этом китайские модели получили широкое признание среди российских автовладельцев», — рассказал RT вице-президент Ассоциации экспортёров и импортёров Артур Леер.
Отметим, что самыми продаваемыми в России по-прежнему остаются отечественные автомобили Lada. По последним данным «Автостата», с января по октябрь 2024-го в стране было куплено 361 тыс. новых машин этого бренда. Остальные места в десятке наиболее популярных марок заняли китайские Haval (160 тыс.), Chery (133 тыс.), Geely (130 тыс.), Changan (94 тыс.), Omoda (44 тыс.), Exeed (37 тыс.), Jetour (30 тыс.), белорусско-китайский Belgee (29 тыс.) и японская Toyota (17 тыс.).
«Машины таких производителей, как Geely, Haval или Changan, оснащены современными технологиями, обладают высоким уровнем безопасности и хорошими эксплуатационными характеристиками, адаптированными под российский рынок. Конечно, китайские авто всё ещё могут уступать западным, японским и корейским аналогам в некоторых аспектах, например в качестве материалов и доступности запчастей. Тем не менее быстрый прогресс концернов из КНР в области технологий и дизайна делает их автомобили всё более конкурентоспособными», — отметил Евгений Фатьянов.
- Автомобили Jetour T2 (справа) и Jaecoo J8 на российско-китайском ЭКСПО
- globallookpress.com
- © Sergey Elagin
Примечательно, что продажи новых легковых машин в России продолжают расти даже на фоне рекордно высоких процентных ставок по кредитам. По мнению Фатьянова, это связано с наличием на рынке различных финансовых программ, которые делают покупку автомобиля более доступной. Аналогичную точку зрения выразили и в Национальном бюро кредитных историй.
«По сравнению с прошлым годом темпы выдачи автокредитов сохраняются на достаточно высоком уровне. Спрос на автокредиты поддерживается с помощью акций и скидок от дистрибьюторов, субсидированных ставок от автопроизводителей, а также благодаря общей потребительской активности граждан», — заявил ранее директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.