Режим ожидания: продажи авто в России упали на фоне новостей о возможном возвращении старых брендов
Продажи авто в РФ упали на фоне новостей о возможном возвращении прежних брендов

- globallookpress.com
- © Bulkin Sergey
В феврале 2025 года продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России упали на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2024-го и составили около 80 тыс. единиц. Об этом в среду, 5 марта, сообщили в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
По данным объединения, достигнутый результат стал худшим за последние десять лет, если не учитывать статистику февраля 2023-го, когда рынок ещё находился в состоянии санкционного кризиса. Причём, как полагают эксперты организации, в ближайшее время спад продаж, скорее всего, продолжится.
«Февраль подтвердил прогнозы участников рынка на первое полугодие 2025 года. Такие факторы, как выросший утилизационный сбор, высокая стоимость кредитов и снижение их доступности, а также изменения в налоговой системе, привели к сокращению объёма продаж», — объяснил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев.
Как подсчитали в ассоциации, всего за первые два месяца текущего года россияне купили с конвейера почти 171 тыс. легковых и лёгких коммерческих машин, что на 10,5% меньше, чем в январе — феврале 2024-го. Похожую статистику накануне представило Министерство промышленности и торговли РФ. Впрочем, согласно оценке ведомства, продажи снизились на 9,4% — до 181,7 тыс. единиц.
«Во-первых, это может быть результатом общего охлаждения экономики и снижения покупательной способности населения из-за высокой инфляции и дорогих кредитов. Во-вторых, новые антироссийские санкции могли повлиять на импорт комплектующих и самих автомобилей, что снижает предложение на рынке. Также стоит учитывать, что в начале года традиционно наблюдается сезонное снижение спроса», — объяснил RT руководитель по работе с юридическими лицами компании «Страховой брокер AMsec24» Дмитрий Сычёв.

По данным Минпромторга, больше всего машин за прошедшие два месяца приобрели в Москве (21,2 тыс.), Московской области (13 тыс.), Санкт-Петербурге (9,8 тыс.), Краснодарском крае (9,1 тыс.) и Татарстане (7,8 тыс.). В десятку наиболее активных покупателей вошли также жители Самарской области (6,3 тыс.), Башкирии (5,6 тыс.), Нижегородской (5,5 тыс.), Свердловской (5,3 тыс.) и Ростовской (4,8 тыс.) областей.
Самыми продаваемыми в России остаются отечественные автомобили Lada. В конце февраля — начале марта на долю этого бренда приходилась почти треть (32,8%) от общего числа купленных легковушек. Остальные места в списке наиболее популярных марок заняли китайские Haval (12,1%), Chery (11%), Geely (6,3%), Changan (4,8%), Omoda (2,7%), Jetour (2,3%), Jaecoo (2,2%), Tank (2%) и белорусско-китайский Belgee (2,8%), говорится в материалах аналитического агентства «Автостат».
«Конечно, повышение утильсбора и кредитных ставок негативно сказывается на динамике продаж. При этом интересно, что падение наблюдается преимущественно в сегменте импортных автомобилей, тогда как объём реализации отечественных марок сократился незначительно», — отметил в беседе с RT руководитель по работе с партнёрами каско в финансовом маркетплейсе «Сравни» Евгений Фатьянов.

- © Алексей Сухоруков
Снижение продаж зарубежных машин отчасти может быть связано с изменением геополитической ситуации и появлением новостей о возможном возвращении в Россию ушедших ранее брендов. Такую точку зрения в интервью RT выразил вице-президент Ассоциации экспортёров и импортёров Артур Леер.
«Февральские данные указывают на то, что рынок находится в режиме ожидания. Наметившееся потепление отношений между Россией и США формирует у потребителей ожидание более широкого ассортимента, что напрямую влияет на спрос. Многие потенциальные покупатели приостановили покупки, выжидая ясности в ситуации с привычными брендами», — добавил Леер.
«Вернуть доверие покупателей»
Напомним, в 2022 году на фоне масштабных санкций Запада против Москвы и ухода многих международных концернов из РФ продажи легковых автомобилей в России рухнули более чем в два раза. По данным «Автостата», с января по декабрь в стране было продано всего 626 тыс. машин, тогда как в 2021-м этот показатель составлял около 1,52 млн.
Впрочем, с активным приходом китайских брендов на российский рынок уже во второй половине 2023-го продажи стали уверенно восстанавливаться и по итогам всего года выросли до 1,06 млн, а в 2024-м превысили докризисный уровень, перевалив за 1,57 млн. Хотя с наступлением 2025-го показатель снова начал снижаться, эксперты АЕБ считают это явление временным.

«Мы возлагаем большие надежды на выравнивание ситуации и корректировку рынка во втором полугодии за счёт поддержки спроса со стороны государства. В связи с этим в настоящий момент считаем возможным сохранить ранее озвученный прогноз — 1,4 млн проданных автомобилей в текущем году», — заявил Алексей Калицев.
Похожей оценки придерживается Евгений Фатьянов. По его словам, в текущем году продажи легковых машин могут несколько снизиться по сравнению с 2024-м, но всё равно останутся гораздо выше, чем в 2022-м и 2023-м, достигнув 1,26—1,41 млн. В свою очередь, Дмитрий Сычёв не исключает, что в случае торможения инфляции и снижения процентных ставок показатель может снова превысить 1,5 млн. При этом ситуация значительно улучшится, если ушедшие бренды всё же начнут возвращаться в страну, уверен Артур Леер.
«Если возврат состоится, продажи могут выйти на прошлогодний уровень или даже немного превысить его. Однако процесс возвращения будет сложным, особенно для компаний, которые при уходе из России отключали информационные системы, приложения и опции в автомобилях. Чтобы вернуть доверие покупателей, им понадобятся серьёзные бюджеты и продуманная стратегия. Те, кто сумеет выстроить грамотную стратегию возврата и предложит клиентам комфортные условия, смогут первыми вернуть свои позиции на нашем рынке», — сказал Леер.
По мнению Дмитрия Сычёва, вероятными кандидатами на возвращение прежде всего могут стать бренды, имевшие сильные позиции на российском рынке до введения санкций. Речь идёт, например, о немецком Volkswagen, французском Renault и японской Toyota. Между тем самыми первыми о своём возвращении в РФ могут объявить именно американские компании, которые быстрее остальных ушли из страны. Такое предположение ранее сделал руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов.
«Производить здесь автомобили американцы не будут, но возобновить их поставки вполне могут. Скорее всего, ограничатся дорогими премиальными моделями в небольших объёмах, чтобы показать готовность к дальнейшему сотрудничеству. Думаю, из европейских марок первыми прибегут французские. Просто исторически так сложилось, что Франция умеет вовремя переобуться и выбрать сильную сторону... А вот немецкие бренды вернутся нескоро: с их менталитетом они будут до последнего исполнять указания, даже если им это невыгодно. Немцы пропустят вперёд корейцев и японцев, которым просто повезло не быть связанными с евробюрократами», — заключил Тимерханов.