«Борщевые войны» Зеленского
о дискуссиях вокруг популярного блюда
Украинские ультрапатриоты и отдельные официальные лица киевского режима инициировали священную войну за борщ. Не будучи ни тем ни другим, я всеми фибрами своей души готов всячески поддержать эту давно назревшую идею — правда, с одной принципиально важной оговоркой. В чём на самом деле остро нуждается нынешняя Украина — так это в обилии борща в тарелках своих граждан. Но увы, многострадальной соседней стране предлагают совсем не это, а очередную унылую пропагандистскую агитку.
Несколько дней назад я обедал в одной классической московской забегаловке, в которой каким-то чудом сохранился дух советских времён: официантки в кокошниках, светильники на столах в стиле 50-х и прочая, и прочая. Пробежав глазами меню, я сразу понял, что именно я хочу на закуску: сало, сало и ещё раз сало. Задумано — сделано. Не прошло и десяти минут, как мне принесли блюдо с гордым названием «сало по-украински». И вы знаете, что я сделал с принесённым мне продуктом? Не поверите: я его съел. Я не потребовал в гневном тоне срочно вызвать метрдотеля. Я не заявил ему, что это неправильно, непатриотично и политически некорректно. Я не прокричал во всю Ивановскую, что в Москве нельзя подавать «сало по-украински», а только «сало по-русски». Я, повторяю, просто съел то, что мне принесли, и, не скрою, получил от этого изрядное гастрономическое удовольствие.
Так как я уже начал исповедоваться в своих гастрономических прегрешениях, то мне, наверное, стоит пройти по этому пути до конца. Когда я чувствую аромат блюда, которое в некоторых московских ресторациях принято именовать «украинским борщом», я и в этом случае не могу удержаться от поступков, сомнительных то ли в политическом, то ли в гастрономическом отношении. Каюсь, я снова не требую ничего переименовать. Я всего лишь прошу принести мне побольше чесночных пампушек.
Делает ли всё это меня поклонником идеалов «майдана» и «революции достоинства», или страстным сторонником политики президента Владимира Зеленского, или, упаси Господи, бывшего президента Петра Порошенко? Уверен, что некоторые господа в Киеве будут очень серьёзно удивлены моим ответом, но нет, не делает. Я не вижу никакого внутреннего противоречия между своим крайне отрицательным отношением к политическому курсу властей соседней страны и своей любовью к украинским национальным блюдам.
Являются ли эти блюда действительно украинскими? С моей точки зрения, эту увлекательную тему могут сколь угодно долго обсуждать специалисты по истории гастрономии, «диванные аналитики» и любители надолго зависать в социальных сетях. А вот государственные люди — чиновники и политики — должны сосредоточить своё внимание пусть на менее возвышенных, но зато на более важных для реальных людей вопросах. Киевские государственные мужи могут снова мне не поверить, но такие вопросы в их стране есть. Украинские государственные финансы осипшим голосом с надрывом поют романсы. Национальная экономика балансирует на краю обрыва. Международные финансовые организации в обмен на обещания очередного спасительного кредитного транша выдвигают всё более оскорбительные и кабальные требования.
Иными словами, возможностей полакомиться условным борщом и условным салом у рядовых граждан Украины становится всё меньше и меньше.
А чем в это время заняты киевские политики и чиновники? Известно чем: борьбой за «идеалы национального борща». Министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко торжественно провозглашает своё твёрдое намерение внести борщ в некий «Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия». Украинские дипломаты и их вторые половины судорожно редактируют национальные версии «Википедии» в странах своего пребывания и безжалостно вымарывают из них указания на то, что борщ, возможно, имеет не только украинское, но и российское происхождение.
Не сочтите меня циником, но я вижу прямую взаимозависимость: чем хуже и тяжелее жизнь простых граждан Украины, тем громче им рассказывают бодрыми голосами: «Зато борщ изобрели именно мы, а не русские! Не отдадим стране-агрессору право считаться авторами этого солидного вклада в мировую культуру!» Не отдадите? Ну и не отдавайте! Наслаждайтесь своим (не совсем понятно, откуда взявшимся) правом на всю катушку! Наслаждайтесь, но только учтите: разговорами о «чистоте идеалов национального борща» удовлетворить потребность человеческого организма в еде невозможно никоим образом.
Любая власть обязана радовать своё население хлебом и зрелищами. Если смотреть на ситуацию на Украине под этим углом, то я бы на месте киевских политиков и чиновников начал бы очень серьёзно беспокоиться. Хлеба становится всё меньше, а зрелища всё больше напоминают театр абсурда. Долго ли украинский народ будет всё это терпеть? Не начнёт ли он смахивать нынешних ферзей киевской политики с политической шахматной доски? И понимают ли украинские слуги народа во главе с Владимиром Зеленским, что дело пахнет то ли керосином, то ли прокисшим «политическим борщом»?
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
- Русский борщ из молдавского концентрата: как в СССР положили начало ресторанному бизнесу
- «Индекс борща» на Украине вырос вдвое за год
- Стоимость приготовления домашнего кулича на Украине за год увеличилась на 35%
- На Украине резко вырос «индекс борща»
- Названы самые популярные блюда в столовых Верховной рады