«Надёжность и отказоустойчивость»: как в России создаются БПЛА для перевозки грузов
Какие новые транспортные беспилотники создаются в России

- Беспилотная авиационная система OG-25
- © «БАС Глори Эйр»
Беспилотная авиационная система OG-25 включена в реестр российской промышленной продукции Минпромторга РФ. Об этом говорится в пресс-релизе компании-разработчика «БАС Глори Эйр».
«Минпромторг России включил беспилотную авиационную систему OG-25 самолётного типа вертикального взлёта и посадки производства компании «БАС Глори Эйр» в Реестр российской промышленной продукции до конца 2028 года», — сообщили журналистам в пресс-службе предприятия.
Как пояснили опрошенные RT эксперты, это подтверждает, что данный БПЛА является истинно российским изделием. Кроме того, разработчик беспилотной авиасистемы получает возможность участвовать в системе госзаказа.
«Включение этого дрона в перечень говорит о том, что он находится на достаточно высоком уровне с точки зрения импортозамещения комплектующих. Это серьёзное достижение, которое поможет в продвижении на российском рынке», — отметил в беседе с RT член-корреспондент Российской инженерной академии Максим Кондратьев.
OG-25 представляет собой беспилотник самолётного типа, выполненный по схеме с вертикальным взлётом и посадкой (VTOL). Как утверждают в «БАС Глори Эйр», по совокупности лётных и технических характеристик дрон не имеет аналогов в мире.
«На беспилотном воздушном судне (БВС. — RT), входящем в состав БАС OG-25, установлено пять электрических двигателей — четыре для вертикального взлёта и посадки и один маршевый. Беспилотная авиационная система OG-25 разработана для выполнения задач по логистике (доставка грузов весом до 10 кг), мониторингу и патрулированию территорий», — говорится в сообщении разработчика.

- OG-25
- © «БАС Глори Эйр»
Дальность полёта с полезной нагрузкой может достигать 200 км, крейсерская скорость — 100 км/ч, максимальная продолжительность пребывания в воздухе — 3,5 часа, время развёртывания БПЛА — 15 минут, эксплуатационный ресурс — свыше 500 взлётов/посадок.
«БВС OG-25 обладает высоким уровнем манёвренности в воздухе, при необходимости может зависать над объектом. Беспилотник непривередлив к условиям взлёта и посадки, ему достаточно площадки 6 × 6 м, имеет высокую надёжность и отказоустойчивость», — подчеркнули на предприятии.
Также к достоинствам OG-25 разработчик относит экономичность в эксплуатации, ценовую доступность, компактность и лёгкость в транспортировке. Беспилотник может применяться при температуре от -35 до +45 °С и устойчив к незначительным осадкам.
«Летающие грузовики»
Наряду с OG-25 компания разработала и продвигает на российском рынке ещё восемь беспилотных транспортных платформ.
Так, по схеме VTOL выполнено воздушное судно OG-003. Этот дрон оснащён электрическими подъёмными и маршевым двигателями и не требует дополнительного оборудования для запуска. Максимальная масса полезной нагрузки дрона — 20 кг, дальность полёта — до 300 км, высота полёта — до 4 тыс. м, время полёта — до трёх часов.
- Полёт БПЛА OG-003
Одной из ключевых особенностей OG-003 является наличие кнопки включения автономного режима. Она позволяет БПЛА продолжать полёт по ранее заложенному маршруту или же вернуться в исходный пункт отправления. Как утверждает разработчик, OG-003 «способен обеспечить новые логистические возможности для труднодоступных территорий, в том числе со сложными климатическими условиями».
Ещё одним самолётным беспилотником вертикального взлёта и посадки является OG-202. Он представляет собой универсальную платформу с фиксированным крылом с четырьмя подъёмными электродвигателями и одним маршевым двигателем внутреннего сгорания.
«Гибридная силовая установка обеспечивает многочасовое нахождение в воздухе. Платформа предназначена для размещения оборудования наблюдения, мониторинга, съёмки, а также доставки грузов массой до 15 кг на дальность до 200 км в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью. В зависимости от установленного дополнительного оборудования способен выполнять самый широкий спектр задач», — говорится в материалах «БАС Глори Эйр».

- БПЛА OG-202
- © «БАС Глори Эйр»
По иной аэродинамической схеме выполнен малоразмерный беспилотник OG-40Е, который оснащается воздушным винтом и шасси. Для взлёта ему требуется полоса длиной 30 м или катапульта. При необходимости дрон может приземляться на неподготовленные посадочные площадки.
«OG-40E — модифицированный комплекс с БВС самолётного типа, оборудованный электрическим двигателем, благодаря которому полётное время машины составляет до четырёх часов», — сообщается на сайте «БАС Глори Эйр».
Такой БПЛА доставляет грузы парашютным способом круглосуточно и в сложных метеоусловиях. Наряду с этим OG-40E может использоваться для размещения оборудования наблюдения и передачи данных.
Большими возможностями обладают БПЛА самолётного типа группы компаний «Тихие крылья» (входит в концерн «Калашников»). Флагманским продуктом этого предприятия является беспилотник «Легионер». В прошлом году он победил в конкурсе «Аэрологистика», организованном «Национальной технологической инициативой» (НТИ).
Воздушное судно преодолело 660 км с грузом на борту, выполнив 20 взлётов-посадок за 9 часов 41 минуту. За это время в рамках конкурса «Легионер» перевёз 200 кг.
«Наш дрон «Легионер» — это электрический самолёт вертикального взлёта и посадки, способный доставлять грузы в труднодоступные места, проводить дистанционное зондирование местности и видеомониторинг», — говорится в Telegram-канале предприятия.
«Тихие крылья» разработали несколько модификаций данного БПЛА. Так, «Легионер Е33к» способен перевозить 10 кг груза на расстояние 50 км, а 3 кг — на 200 км. Продолжительность полёта достигает 150 минут. Беспилотник может эксплуатироваться в диапазоне температур от -25 до +40 °С и при скорости ветра в пределах 15 м/с.
К решению логистических задач приспособлены дроны «Легионер E29» и «Легионер G29s». Первая модель оснащается электрическим маршевым двигателем и способна находиться в воздухе 2 часа 20 минут. На второй модели установлен бензиновый силовой агрегат, который позволяет дрону лететь 5 часов 30 минут.
Также в России довольно активно развивается сегмент тяжёлых самолётных БПЛА для доставки крупногабаритных грузов. Одним из таких перспективных беспилотников является С-76 разработки ОКБ Сухого (входит в ОАК госкорпорации «Ростех»).
Воздушное судно является принципиально новой беспилотной транспортной системой внеаэродромного базирования. Предполагается, что БПЛА будет способен доставлять грузы массой до 300 кг на расстояние до 500 км.
Взлётная масса С-76 составляет 1,5 тыс. кг, длина фюзеляжа — 7,2 м, максимальная высота полёта — 4 тыс. м, крейсерская скорость полёта — 180 км/ч. Взлёт, полёт, посадка будут выполняться в полностью автоматическом режиме.
Специально для силовой установки БПЛА Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) разработал электродвигатель ЭД-76. Восемь таких агрегатов будут обеспечивать вертикальный взлёт и посадку С-76. По оценке организации, беспилотник должен закрыть острую потребность в доставке грузов в труднодоступные регионы России. Масштабное производство воздушного судна будет развёрнуто в 2028 году.
Ещё одним разработчиком тяжёлых транспортных БПЛА является компания «Летающие грузовики». Она создаёт беспилотники WingedBull 01XS и WingedBull 01XL грузоподъёмностью 250 и 750 кг. Лётные испытания дронов запланированы на 2026 год. Об этом в недавнем интервью RT сообщил генеральный директор предприятия Антон Блик.
Данные БПЛА предназначены для логистического обслуживания удалённых месторождений в Арктике, Сибири, на Дальнем Востоке. Специализацией модели 01XS станут ежедневные доставки грузов, а модификация 01XL оптимальна для менее частых перевозок. Полёт дронов будет проходить в автономном режиме на высоте 200—300 м.
По словам Блика, WingedBull выполнены «в форм-факторе, который обеспечивает наибольшее аэродинамическое качество». Беспилотники будут выполнены по схеме VTOL без внешних винтов, подверженных воздействию окружающей среды.
«По сути, WingedBull 01XS и WingedBull 01XL — конвертопланы. На наш взгляд, это самое удачное аэродинамическое решение. К тому же конвертоплану не требуются взлётно-посадочная полоса и сложное аэродромное обслуживание. Дальность полёта обоих БПЛА составит 700 км, крейсерская скорость — 400 км/ч. Длина модели XL — 14 м, размах крыльев — 12 м, габариты XS — в два раза меньше. «Быки» будут летать на бензине АИ-95. При этом беспилотник XL получит генератор, который будет питать электродвигатели», — рассказал Блик.
Беспилотная логистика
Максим Кондратьев обратил внимание на то, что в подавляющем большинстве самолётных БПЛА для логистики реализована компоновка VTOL. По его мнению, она является наиболее оптимальной в условиях внеаэродромного применения.
«Схема с вертикальным взлётом и посадкой необходима и экономически оправдана для эксплуатации на территориях, где нет взлётно-посадочных полос. В схеме VTOL электродвигатели используются для взлёта и посадки, а бензиновый силовой агрегат — для горизонтального полёта», — сказал Кондратьев.
Со своей стороны, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров в комментарии RT заявил, что беспилотная аэрологистика радикально повысит транспортные возможности России. Наибольшую актуальность сегмент логистических БПЛА имеет для Арктики, Сибири и Дальнего Востока, уточнил специалист.
«Можно сказать, что многие разработчики транспортных беспилотных авиасистем сейчас на низком старте. Конечно, предстоит решить ещё массу вопросов, связанных с сертификацией БПЛА и организацией коммерческого применения. Количество регионов, где их можно применять для грузоперевозок, будет постоянно увеличиваться. Беспилотники гораздо выгоднее вертолётов, а на труднодоступных территориях — автомобилей и вездеходов», — резюмировал Гусаров.