На российских двигателях: как проходит импортозамещение вертолётов «Ансат» и Ка-226Т
ОДК поставила первые двигатели ВК-650В для импортозамещённого вертолёта «Ансат»
- Вертолёт «Ансат»
- © Вертолёты России
Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») поставила первые опытные двигатели ВК-650В для начала лётно-конструкторских испытаний импортозамещённого вертолёта «Ансат», сообщили в пресс-службе компании.
«Первые опытные образцы ВК-650В, произведённые на петербургском предприятии «ОДК-Климов», успешно прошли предварительные и ресурсные испытания. Сегодня на стендах ЦИАМ имени П.И. Баранова силовые установки проходят сертификационные испытания. Параллельно ВК-650В готовят к наземным отработкам в составе вертолёта «Ансат», после чего будет получено заключение на первый вылет», — говорится в релизе.
Директор программы ВК-650 на предприятии «ОДК-Климов» Евгений Проданов отметил важность разработки этого двигателя для развития отечественной гражданской авиации.
«В прошлом году предприятие «ОДК-Климов» успешно завершило инженерные испытания ВК-650В, были достигнуты все необходимые параметры. Сейчас техника готовится к началу лётно-конструкторских испытаний. До конца 2024 года мы планируем получить сертификат типа и начать серийное производство в следующем году», — приводит его слова пресс-служба ОДК.
- Двигатель ВК-650В
- © ОДК
ВК-650В — первый российский двигатель в классе мощности 650—750 л. с. На «Ансате» он заменит американские PW207K от компании Pratt & Whitney. После ввода западных санкций эти агрегаты больше не поставляются в РФ.
«По сравнению с зарубежными аналогами ВК-650В будет обладать большей взлётной мощностью и лучшими удельными характеристиками», — подчеркнули в ОДК.
Кроме того, как отмечают в корпорации, ВК-650В можно будет использовать и на других отечественных и зарубежных вертолётах со взлётной массой до 4 т. Конструкция двигателя позволяет создавать на его базе модификации для различных летательных аппаратов. В частности, ВК-650В уже был опробован в составе инновационной силовой установки, которая сочетает газотурбинный двигатель и электрический мотор, добавили в ОДК.
«Проведут наземные и лётные испытания»
Напомним, «Ансат» — это лёгкий двухдвигательный многоцелевой вертолёт, разработанный специалистами Казанского вертолётного завода (КВЗ, входит в холдинг «Вертолёты России»).
Аппарат предназначен для перевозки пассажиров и транспортировки грузов (внутри грузовой кабины или на внешней подвеске). Также он может применяться для обучения пилотов, тушения пожаров, проведения поисково-спасательных операций, патрулирования, перевозки VIP-пассажиров и в санитарной авиации.
- Кабина «Ансата»
- © Вертолёты России
Машина может перевозить до семи человек (или 1166 кг в транспортной кабине) и обладает самой просторной пассажирской кабиной в своём классе. Конструкция вертолёта позволяет оперативно трансформировать его в грузовой или пассажирский варианты. Дальность полёта «Ансата» — 505 км, крейсерская скорость — 220 км/ч.
«Вертолёты типа «Ансат» с самого начала оснащались импортными двигателями. Были подписаны соответствующие соглашения и контракты с зарубежными партнёрами. Но из-за ухудшения международных отношений в «ОДК-Климов» начали разработку отечественного аналога. Сегодняшнее заявление ОДК означает, что ВК-650 отгружены на Казанский вертолётный завод для установки на «Ансат», после чего там проведут наземные и лётные испытания», — рассказал в беседе с RT главный редактор журнала «Взлёт» Андрей Фомин.
Для медиков и полиции
Стоит отметить, что ВК-650В заменит иностранные двигатели не только на «Ансате», но и на вертолёте Ка-226Т, который оснащается агрегатами Arrius 2G1 от французской фирмы SAFRAN HE.
Модификация Ка-226Т была создана в 2008 году конструкторами Национального центра вертолётостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова (входит в холдинг «Вертолёты России»). Вертолёт выполнен по традиционной для ОКБ Камова соосной схеме, благодаря чему у него отсутствует хвостовой винт.
Ка-226Т — это многофункциональная машина, которая может легко быть переоборудована под выполнение различных типов задач. Это достигается за счёт модульной конструкции, которая позволяет примерно за два часа сменить один модуль на другой.
В транспортном варианте Ка-226Т может перевозить 1 т груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске, а для перевозки негабаритных грузов вместо транспортной кабины устанавливается грузовая платформа.
Пассажирский модуль позволяет с комфортом перевозить до семи человек. В этом сегменте разработчиками предусмотрен выпуск корпоративной пассажирской версии.
Для санитарной авиации было создано два варианта Ка-226Т: эвакуационный и реанимационный. Эвакуационная модификация может брать на борт двух пострадавших на носилках и оснащена всем необходимым набором медоборудования, в том числе кислородными баллонами. Реанимационный вертолёт рассчитан на одного пациента и двух медиков, которые прямо во время полёта могут оказывать больному помощь.
- Ка-226Т
- © Вертолёты России
Специальную версию Ка-226Т предусмотрели и для правоохранителей. Полицейская модификация может применяться для патрулирования, обнаружения и преследования преступников, а также для регулирования дорожного движения.
В 2023 году сообщалось о планах создать модификацию для сельскохозяйственных нужд. Соответствующее соглашение подписали холдинг «Вертолёты России» и авиационный альянс «Аэрохимфлот».
«Повысит конкурентоспособность аппаратов»
Аналитики отмечают, что «Ансат» и Ка-226Т оказались удачными проектами, которые нашли свою нишу на рынке.
«Эти вертолёты успешно эксплуатируются в России и нашли широкое применение, например, в санитарной авиации, где они помогают спасать жизни и оказывать помощь пострадавшим», — пояснил в комментарии RT исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
По мнению Андрея Фомина, двигатель ВК-650В станет достойной заменой зарубежным образцам.
«Нет сомнений в том, что наша промышленность по производству двигателей сможет решить эту задачу, учитывая наличие большого опыта в этой области. Мы производим вертолётные двигатели уже много десятилетий, так что я уверен, что задача будет решена», — сказал Андрей Фомин.
В свою очередь, Олег Пантелеев добавил, что после импортозамещения и появления отечественных двигателей «Ансат» и Ка-226Т станут ещё более надёжными и перестанут зависеть от импортных комплектующих.
«Это повысит конкурентоспособность аппаратов и расширит перспективы их использования в различных областях», — резюмировал эксперт.