«Варан», «Депеша», «Каракал»: как совершенствуются российские боевые роботизированные платформы

Разработчик РТК «Варан» раскрыл RT планы по его модернизации

Робототехнический комплекс (РТК) «Варан» получит более совершенные средства управления. Об этом RT сообщил генеральный директор компании Frobotics Олег Фёдоров. По его словам, оператор сможет управлять платформой через интернет и спутник, что увеличит дистанцию его боевой работы. «Варан» уже используется в зоне СВО. В планах разработчиков — увеличить производство этих комплексов до 300 единиц в месяц. В основном данный РТК применяется для эвакуации раненых, логистики и поддержки штурмовых действий. По мнению экспертов, современный театр военных действий больше немыслим без роботизированных платформ — они помогают наладить безопасную логистику и вывоз раненых.
«Варан», «Депеша», «Каракал»: как совершенствуются российские боевые роботизированные платформы
  • РТК «Варан» с турелью для пулемёта Калашникова на форуме «Армия-2024»
  • RT
  • © Алексей Заквасин

Генеральный директор компании Frobotics (Москва) Олег Фёдоров сообщил RT, что робототехнический комплекс (РТК) «Варан» получит более совершенные каналы управления и связи.

«Прорабатываем возможность налаживания системы управления «Вараном» через интернет и спутник. Это позволит увеличить дальность применения. Сейчас без средств ретрансляции она составляет 4 км, с ретранслятором — где-то 10 км. На данный момент в зоне СВО управление изделием осуществляется по тем же принципам, что и FPV-дронами. Например, используются система связи «Гермес» и другие средства. Это хорошая связь, но интернет и спутник дадут «Варану» больше возможностей», — рассказал Фёдоров.

Одновременно конгломерат отечественных предприятий при поддержке «Народного фронта» планирует нарастить производство РТК до 300 единиц в месяц. Такие темпы производства могут быть достигнуты уже в этом году.

Также по теме
Оператор FPV-дрона в зоне специальной военной операции Вооружённый «Курьер» и смертельный «Микроб»: на что способны новые российские дроны
Наземный робототехнический комплекс «Курьер» уже успешно используется в зоне СВО, скоро в войска начнут поступать крупные партии таких...

«Варан» пошёл в серию в июле 2024 года. Этому событию предшествовали испытания опытных платформ в зоне СВО. Боевая апробация позволила изготовить образец, достойный серийного производства. И теперь, в 2025-м, мы планируем выйти на производство 300 экземпляров», — говорит Фёдоров.

«Варан» представляет собой многофункциональную роботизированную платформу, адаптированную под установку различного оборудования, штурмового вооружения, эвакуационных и транспортных средств. Также РТК может использоваться в качестве камикадзе для уничтожения опорных пунктов неприятеля.

«Варан» оснащается ударопрочным корпусом, высокопроходимым гусеничным шасси и аккумулятором, который обеспечивает работоспособность порядка 8 часов. РТК способен развивать скорость до 50 км/ч и преодолевать водные преграды.

«Платформа имеет гидроизолированную электронику, надёжную ходовую. При необходимости «Варан» может преодолеть небольшую реку и водоём, цепляясь гусеницами за дно», — отметил Фёдоров.

Чаще всего в зоне СВО «Варан» применяется для эвакуации раненых и логистики. Собственная грузоподъёмность РТК достигает 200 кг, масса груза на волокушах составляет 300 кг, предельная нагрузка на прицепе — 1 т.

«Варан» может выполнять широкий функционал. Но пока в зоне СВО он наиболее востребован как средство эвакуации «трёхсотых» (раненых. — RT). На специально изготовленных волокушах платформа может вывезти с поля боя до четырёх человек. Наряду с этим «Варан» применяется для перевозки комплексов РЭБ и радиоэлектронной разведки. А благодаря малошумности РТК успешно используется в качестве камикадзе — для подрыва опорников ВСУ», — сообщил Фёдоров.

  • РТК «Варан» с волокушами
  • © Frobotics

Кроме того, в ближайшее время «Варан» будет применяться в качестве беспилотной штурмовой техники. С этой целью РТК адаптируют для установки всей линейки пулемётов калибра 7,62-мм. Данный проект реализует волонтёрское конструкторское бюро «Радарт» (Ивановская область). Как заявил RT представитель предприятия Владимир Крупин, испытания штурмового комплекса на базе «Варана» начались этой зимой.

«Сейчас идут полигонные испытания «Варана» с турельной установкой для пулемёта Калашникова. Проверяются ходовые качества и огневые возможности такой модификации РТК. Оцениваем качество работы видеоканала, тепловизора, систем наведения, идентификации цели и стабилизации. Особое внимание уделяется кучности огня как в статике, так и в динамике», — сказал Крупин.

Как пояснил разработчик, испытания РТК с пулемётной турелью максимально приближены к боевой обстановке. Например, комплекс маскируется и отрабатывает задачи в условиях работы средств РЭБ.

По словам Крупина, штурмовая модификация «Варана» может оснащаться боекомплектом до 500 и 1 тыс. выстрелов. Такого количества патронов вполне достаточно для выполнения любых задач по огневой поддержке наступающей пехоты.

  • Огневые испытания штурмовой итерации РТК «Варан»

«Один из основных сценариев применения РТК с пулемётом Калашникова состоит в ведении отвлекающего огня при штурмовых действиях. «Варан» имитирует работу пулемётчика, заставляя противника принимать меры для подавления огневой точки. В этот момент штурмовая группа и заходит в траншеи с другого направления. Подобная тактика уже применяется в зоне СВО и приносит хорошие результаты», — подчеркнул Крупин.

Разработчик сообщил, что управление роботизированной платформой может осуществляться по кабелю, оптоволокну и с помощью средств беспроводной связи. Испытания и доводка штурмового РТК займут ещё несколько недель.

Плоды коллаборации

 

Как отметили опрошенные RT эксперты, в зоне СВО расширяется применение наземных безэкипажных платформ. Многие из них представляют собой многофункциональные РТК. Чаще всего они востребованы для транспортных задач, эвакуации и иногда применяются для поддержки штурмовых действий.

В создании РТК участвуют как предприятия народного ОПК, так и государственные оборонные компании. Нередко они сотрудничают друг с другом. Например, плодом такой коллаборации является платформа «Импульс-М», в изготовлении которой участвовали инженеры «Ростеха» и конструкторского бюро «Гумич».

Также по теме
Комплекс радиоэлектронной разведки «Грань»/оператор БПЛА ВСУ «Грань», «Калинка», «Сфера», «Мастерок»: чем уникальны новейшие средства радиоэлектронной разведки ВС РФ
Комплекс радиоэлектронной разведки «Грань» был значительно усовершенствован после апробации в зоне СВО. Об этом сообщил RT...

Робототехнический комплекс имеет гусеничное шасси грузоподъёмностью около 1 т, а с прицепом этот показатель достигает 1,5 т. Специально для него создана линейка модулей, которые могут применяться для установки ПТРК, минирования местности, перевозки грузов и раненых.

«Импульс-М» управляется с помощью уникальной системы с элементами искусственного интеллекта (ИИ). Она позволяет платформе действовать в автоматическом режиме при выполнении боевых и транспортных задач.

«Для РТК создана многовариантная система связи боевой машины с оператором, которая практически исключает вероятность воздействия на комплекс систем электронного подавления. В то же время при обрыве связи навигационная система робота позволяет ему в автоматическом режиме возвращаться на базу по точкам на местности, которые он зафиксировал в своём компьютере», — говорится в материалах «Ростеха».

Как заявил ранее журналистам директор комплекса обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии «Ростеха» Бекхан Оздоев, «Импульс-М» может стать эффективным образцом вооружения, который позволит добиться качественного преимущества над противником и сберечь жизни российских военнослужащих.

В госкорпорации отмечают, что шасси «Импульс-М» отличают высокая надёжность и ремонтопригодность в полевых условиях. РТК может продолжать движение, даже потеряв несколько катков.

«В рамках испытаний «Импульс-М» прошёл различные ходовые тесты — движение по пересечённой местности, преодоление бродов и траншей. Также робот поднимал груз в горку длиной несколько десятков метров и преодолевал с ним брод с имитацией выхода на пологий берег», — говорится в материалах госкорпорации.

  • Роботизированная платформа «Депеша» без полезной нагрузки
  • © «Ростех»

В январе «Ростех» сообщил о поставке в российские подразделения партии наземных дронов «Депеша». Они тоже приспособлены под выполнение широкого спектра задач на современном театре военных действий (ТВД).

«Например, «Депеша» способна быстро доставить на передовую груз массой до 200 кг — провизию, топливо, оборудование — и эвакуировать раненых в тыл... Дрон имеет независимую подвеску и обладает высокой манёвренностью. Максимальная скорость платформы — 30 км/ч. Она может перемещаться на большие расстояния», — отметили в госкорпорации.

Элементы роботизации «Депеши» обеспечивает программно-аппаратный комплекс «Прометей». Благодаря ему любая платформа может двигаться по заданным координатам с выходом в необходимую точку. Также он позволяет наземному дрону определять лучший маршрут, обходить препятствия, оперативно обрабатывать информацию с помощью средств технического зрения.

По информации «Ростеха», система управления «Прометей» применяется на «очень широкой гамме различной боевой техники» и сама по себе является универсальной платформой для создания различных модификаций РТК.

  • РТК «Каракал» на форуме «Армия-2024»
  • RT
  • © Алексей Заквасин

«Прометеем» оборудован РТК лёгкого класса «Каракал» с грузоподъёмностью свыше 500 кг. Платформа оснащена системой дистанционного управления, которая включает в себя камеры, тепловизор, навигационную систему и помехозащищённый радиопередатчик.

«Оборудование позволяет управлять платформой с помощью пульта управления на расстоянии до 2 км, в том числе в ночное время. Это значительно расширяет возможности комплекса. Грузоподъёмность платформы превышает 500 кг, запас хода — 150 км», — сообщается на сайте «Ростеха».

Для боя и логистики

 

Как подчеркнул в беседе с RT полковник в отставке кандидат военных наук Анатолий Матвийчук, роботизированные платформы превратились в востребованные изделия главным образом из-за обилия дронов. Без РТК уже трудно представить логистику, эвакуацию раненых, а иногда и поддержку штурмовых действий.

«РТК даёт возможность избегать чрезмерных рисков для военнослужащих. Например, сейчас на передовую очень трудно доставлять БК (боекомплект. — RT), провизию, воду. БПЛА на себе тоже много не потянут. При этом одна наземная дистанционно-управляемая платформа может увезти даже несколько сотен килограммов. Эвакуировать раненых тоже стало значительно сложнее. Применение РТК позволит не отправлять эвакуационную группу, которая сама рискует попасть под огонь вражеских дронов», — пояснил Матвийчук.

Также по теме
Опытный образец лазера «Слепыш»/дрон ВСУ «Направленное уничтожение»: как в России создаются боевые антидроновые лазеры
В 2025 году будет развёрнуто серийное производство малогабаритного боевого лазерного комплекса «Слепыш». Об этом сообщила RT директор...

По его мнению, опыт СВО позволяет лучше понять, какие РТК могут быть по-настоящему востребованы на ТВД. На текущий момент, как считает эксперт, очевидна необходимость в создании многофункциональных платформ, которые легко адаптируются к конкретной задаче с помощью установки модулей.

В свою очередь, военный эксперт Василий Дандыкин видит перспективы развития РТК в расширении применения технологий, относящихся к искусственному интеллекту. В комментарии RT он отметил, что внедрение ИИ значительно повысит автономность роботизированных платформ.

«Технологии ИИ становятся всё более доступными. Они помогут меньше полагаться на дистанционное управление, которое имеет свои издержки. Некоторые образцы РТК уже сейчас могут следовать к определённой точке, анализируя окружающую местность. Также ИИ облегчит выполнение задач по обнаружению и наведению на цель, если мы говорим об ударных безэкипажных платформах», — заключил Дандыкин.

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»
Подписывайтесь на наш канал в Дзен
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить